Казахстан Мамины воспоминания. Часть 2

Ольга-Гось Литвинова
Приезд в Алма-Ату.
  В Алма-Ате нас никто не встречал. Поезд пришёл очень рано утром, поэтому нам пришлось некоторое время побыть на вокале, а уж потом отправиться по имеющемуся у нас адресу.
Помню, это было очень холодное утро, и мы в своих лёгких демисезонных пальто просто закоченели. Алма-Ата нам понравилась сразу. Светло-бежевые не очень высокие здания, много зелени. Впечатление, что у каждого дома сад. Улицы прямые и было такое впечатление, что каждая улица заканчивается высокими, со снежными вершинами, горами. На самом деле эти горы были далеко. Нужный нам дом и улицу мы нашли не сразу. Прохожих в этот ранний час было ещё очень мало, и спросить было не у кого. Совершенно неожиданно мы услышали какой-то странный незнакомый нам крик и увидели, что это кричит маленький ослик, запряжённый в повозку, на которой стояли бидоны. Из дома, у которого стояла повозка, вышли люди в белых халатах и унесли бидоны в дом. Как потом выяснилось, это было здание молочной кухни. Ослик привёз молоко. Нужный нам номер дома оказался рядом.
Позднее, гуляя по улицам, мы ещё не раз встречали экзотических для нас животных как вид грузового транспорта: ослов, верблюдов. Особенно много видели их в районе рынка, куда мы во время нашего пребывания в Алма-Ате заходили не раз.
Тётя нашей подруги, предупреждённая письмом, встретила нас радушно, поместила в отдельную комнату, угостила обедом, но сразу же огорчила, сказав, что связей у неё в министерстве никаких нет, так что нам самим придётся добиваться желаемого. Сразу же предупредила, что навряд ли возможно кому-либо из нас остаться в Алма-Ате, а тем более всем троим.
В первый день, отдохнув немного от дороги, мы побродили по городу, полюбовались им. Обратили внимание, что встречные нам люди, несли в огромных сетках яблоки так, как у нас обычно носят только картошку.
Нашли нужное нам здание Министерства здравоохранения Казахстана. На следующий день с утра отправились на приём. Нас выслушали, но огорчили ещё больше. Не было никакой возможности поехать всем троим в один город. В результате Тоне и её подружке был предложен город Балхаш, расхвалив его тем, что там так тепло, что собирают два урожая в сезон. Мне же предложили сменить моё направление в Усть-Каменогорск на город Семипалатинск. Не зная ни того, ни другого города, я согласилась и получила новое направление. Но разобралась я в нём только гораздо позднее, когда прибыла на место.
В направлении было сказано: направляется «В распоряжение Семипалатинского Областного отдела Здравоохранения», а не в Горздравотдел города Семипалатинска». Это значительно меняло дело и принесло мне неприятности.
Решив свой вопрос, мы прожили в Алма-Ате ещё один или даже два дня. Очень не хотелось расставаться друг с другом и ехать в неизвестное. Но мы понимали, что доставляем хозяйке много хлопот. Ведь в то время в стране ещё существовала карточная система распределения продуктов, и прокормить нас троих было делом нелёгким. Помню, она кормила нас кукурузной кашей и творогом, приготовленным из свернувшегося молока, которое она приносила из детского учреждения, где работала. Главным же продуктом питания в то время были яблоки. Хозяйка приносила их нам в большом эмалированном тазу и мы наедались ими как говорится до отвала. Сорт яблок алма-атинский апорт действительно изумительный: яблоки очень крупные, с голову ребёнка ярко-красные, очень мягкие, сладкие. Недостаток их только в том, что они очень плохо сохраняются, очень нежные, не переносят перевозок. Пересылают их обычно в ящиках, в стружках. Когда меня провожали в Семипалатинск, снабдили на дорогу этими яблоками и за те двое суток, что я ехала в поезде, я едва довезла до Семипалатинска несколько штук.
Хлеб мы покупали сами на базаре из пшеничной муки грубого помола в виде округлых плоских караваев, очень вкусный. Мы с удовольствием съедали его, заедая яблоками. Первой из Алма-Аты уехала в Семипалатинск  я. Мои сокурсницы проводили сначала меня, а потом уже уехали в Балхаш сами.