Причалы корабела Венске

Ирина Винтер
Память
Причалы корабела Венске

В истории Павлодара немало имен знаменитых людей. Многие из них здесь родились, жили и творили, многих судьба закинула сюда в силу жизненных перипетий. И кто знает, может быть, некоторые имена остались бы в забвении, если бы не кропотливость работников управления архивами и документацией Павлодарской области. Вышли они и на Александра Юльевича Венске (живет в Павлодаре) – сына Юлия Готфридовича Венске – талантливого инженера-кораблестроителя, одного из тех, кто в свое время стоял у истоков создания советского торгового флота.
Об этом удивительном человеке, о его семье и нелегкой судьбе сейчас посвящено много строк в павлодарских газетах, бережно хранятся в архивах области документы и бесценные фотографии из семейного альбома.
Немец по национальности, Юлий Готфридович родился в Польше в 1885 году в семье фермера Готфрида Фредовича Венске. Рано лишившись родителей, Юлий воспитывался мачехой, женщиной целеустремленной, умной и хозяйственной. После ее смерти он оказался наследником пивоварни и кирпичного завода, но заниматься хозяйством не входило в планы молодого владельца. Он продал все имущество, вложив полученный капитал в банк.
Закончив с отличием Гамбургский университет, Юлий приобрел специальность кораблестроителя с правом выбора места работы. Но прежде чем стать инженером, дипломированный специалист должен был два года поработать простым котельщиком на судне, подкрепить полученные навыки защитой, а уж затем ему позволили перейти на инженерную должность. В те годы так было принято. Молодой специалист мог работать в Англии, Германии, Франции, но выбрал Россию, город Одессу, знаменитый тогда судоремонтный завод «Марти». Очень неблагодарно этот выбор сказался в дальнейшем на судьбе талантливого, многообещающего конструктора... (Много, много лет спустя он пас коров в далеком Казахстане. Могли ли преподаватели Гамбургского университета поверить в то, что одного из самых способных студентов ждет такое будущее).
Романтичный юноша, мечтавший стать капитаном судов дальнего плавания, стал инженером-конструктором, что тоже было ему по душе. Вначале все складывалось удачно: к 1917 году Ю.Г. Венске ведал всеми технико-ремонтными вопросами на заводе, где внедрил также и мелкое судостроение, дававшее компании, владеющей заводом, немалые прибыли.
Гражданская война изменила жизнь молодого инженера. Его направили в Новороссийск в чине комиссара с неограниченными полномочиями по ремонту водной и наземной техники, где он находился в непосредственном подчинении военного командования. После войны он вновь вернулся в Одессу, где принимал участие в восстановлении завода «Марти». В 1922 году завод снова начал работать. Кроме того, молодой человек осваивал языки: французский, польский, немецкий, английский, еврейский, русский. Они помогали ему в работе, а также пригодились значительно позже.
В этом же году Юлий Готфридович женился на  Толочко Татьяне, девушке ослепительной красоты. Огромный портрет этой красавицы, написанный масляными красками, их сын Александр бережно хранит у себя дома. Картина написана в 1929 году заведующим реставрационной мастерской Эрмитажа. Большие выразительные глаза, легкая пленительная улыбка... Знала бы эта девушка, какая ей предначертана судьба рядом с любимым. А рядом ли?..
Юная дворянка из знатного рода, ей было уготовано блестящее будущее. Татьяна с отличием закончила привилегированную гимназию, поступила в одесскую консерваторию. Но стать пианисткой ей помешали революция и гражданская война. Ее отец, Александр Антонович Толочко, полковник гвардии его императорского величества, участвовал в русско-японской войне. А дядя, Антон Антонович, полковник, вместе с генералом Скобелевым освобождал Болгарию от турецкого ига и погиб в бою у Шипки.
В 1923 году Ю.Г. Венске был направлен  на работу в Ленинград, где был назначен вторым по рангу в комиссии по корабельным устройствам не только как специалист, но и как первоклассный переводчик, так как члены комиссии много работали за границей. Иностранные компании, предоставляя свои суда советскому государству для перевозки грузов, предназначенных для внешней торговли, брали за услуги баснословные суммы. Чтобы исправить положение правительство решило закупить несколько судов для создания собственного торгового флота. К покупке предлагались суда, отслужившие свой век. Ю.Г. Венске наотрез отказался потратить огромные деньги на приобретение негодного товара. Его категоричность могла привести к непредсказуемым последствиям, но все-таки он добился своего. Было принято решение построить собственный торговый флот на Балтийском судостроительной заводе, где Юлия Готфридовича назначили главным конструктором и старшим наблюдающим за постройкой. Работали в сложнейших условиях, в сжатые сроки. На стапелях Балтийского завода закладывается серия из семи судов-сухогрузов и в 1929 году первый из них – «Георгий Седов» – был спущен на воду. Это был первенец советского отечественного судостроения. Курировали работу главного конструктора Киров и Орджоникидзе. Кстати, с Кировым у Юлия Готфридовича были не только деловые отношения, но и дружеские, хотя и бывало, что они могли спорить друг с другом, отстаивая свое мнение.
Казалось бы, все складывалось удачно: и в работе, и в семье. Ю.Г. Венске ожидало продвижение по службе и переезд в Москву. В молодой семье в 1926 году родился сын Александр-Фред Юльевич. Семейное счастье и любимая работа – что еще нужно человеку. Но судьба распоряжается по-своему. В одночасье рухнуло все: и надежды, и благополучие. В 1930 году Ю.Г. Венске арестовывают как врага народа за «вредительство». Под следствием он оказался в «Крестах». Ни одного свидания с родным человеком в течение года, ни одного письма – безысходность и страх поселилась в душах родных. Все знали, как в те годы безжалостно расправлялись с «врагами народа». Татьяну Александровну вынудили покинуть Ленинград. Она с сыном уехала в Одессу к своей матери.
Десять лет – вот тот срок, та расплата за чью-то зависть и злодейство. Отказавшись подписаться под доносом, арестант прошел страшную пытку, последствия которой всю жизнь давали о себе знать сильными болями в костях. Его посадили в так называемый «каменный мешок». Маленькая конусообразная бетонная камера, из стен которой постоянно сочится вода, не дает заключенному даже присесть. Скрючены пальцы ног. Но постепенно человек от усталости оседает, а подняться сам уже не в состоянии. После такой пытки человек практически избавиться от болей в теле не может.
Но разбрасываться такими специалистами, как Ю.Г. Венске, тоже не хотели. При НКВД были созданы конструкторские бюро особого назначения, где сосредоточили сливки технической и творческой мысли. Эти заведения в свое время прошли такие величины, как Королев, Туполев.
В городе Одинцово, под Москвой, в конструкторском бюро Ю.Г. Венске было поручено приступить к разработке проекта и постройке речного судна, отвечающего всем требованиям науки, техники и комфорта. После восьми месяцев работы, Юлию Готфридовичу позволили свидание с семьей. Это была единственная встреча родных. Потом они на много лет потеряли друг друга из виду.
Первый комфортабельный корабль «Максим Горький» был построен с опережением графика. Все знали, чья в этом была заслуга. Юлий Готфридович надеялся остаться в конструкторском бюро, но его направили на строительство канала Москва-Волга. Позже заключенному обещали вернуть его в КБ, если он поможет снять с мели колесный пароход «Статистик», на котором местное и приезжее руководство отправилось на пикник по случаю открытия канала (тем более, на церемонию открытия должен был приехать Сталин). Больше не к кому было обратиться за помощью. Ю.Г. Венске организовал все так, что в течение 23 часов судно было на плаву. Но слово не сдержали. Талантливого инженера направили в Ураллаг на лесоповал, где он тоже проявил свои рационализаторские способности, за что его очень уважали заключенные, и что впоследствии помогло ему выжить в тяжелейших лагерных условиях. С Уралмаша Ю.Г. Венске отправили этапом в Дальлаг. Там арестанту пришлось долбить мерзлоту и строить дорогу Комсомольск-Хабаровск.
В лагерях люди умирали тысячами. Свирепствовала цинга и дизентерия. Нормы отработки были настолько жесткими, что многие просто не справлялись с работой, из-за этого хлебный паек безжалостно урезался. Рацпредложения Юлия Готфридовича облегчали труд заключенных, давали им возможность выжить. У самого конструктора и рационализатора тоже выпали все зубы и волосы, распухли ноги. Он уже не надеялся на лучшие времена. Но заключенные взяли его на иждивение, помогали выполнять нормы отработки, всячески поддерживали.
Меньше чем за год до окончания срока отсидки Ю.Г. Венске узнал, что его жена и сын живы и здоровы и живут в Павлодаре. Около десяти лет разлуки и неведения, и вот счастливая случайность дала возможность соединиться семье Венске. Узник был освобожден с пятью годами поражения в правах.
В Павлодаре отбывали ссылку мать Татьяны Александровны Л.А. Бабайцева и сестра матери М.А. Стефани по обвинению за связь с родственниками-террористами, находящимися за границей. К ним и приехала Т.А. Венске с сыном, едва не умерев от голода в долгой дороге. Позже, в 1937 году, Л.А. Бабайцева и М.А. Стефани были расстреляны.
Александр Венске на всю жизнь сохранил теплое чувство к местному населению. Казахи не дали им умереть голодной смертью, делились и пищей, и кровом. Человеческие качества не растрачивались в те тяжелейшие голодные годы.
В 1942 году семья Венске была выселена из Павлодара в село Грачи Бескарагайского района. На разных работах приходилось трудиться отцу и его сыну Александру. Как врагам народа путь им везде был закрыт. И пастухом, и на лесозаготовках, и разнорабочим был дипломированный специалист. А ведь в те годы страна как никогда нуждалась в грамотных людях...
Но время от времени областное руководство вспоминало об изобретательских и математических наклонностях судостроителя и его стали приглашать на работы, где требовался острый ум и находчивость. Много рационализаторских предложений вошли в жизнь, благодаря стараниям талантливого инженера. А также приятной неожиданностью для начальства явился тот факт, что Ю.Г. Венске отлично владел иностранными языками, особенно импонировало, что он понимал и мог переводить на русский язык техническую терминологию. На заводах и фабриках в те годы часто устанавливали импортное оборудование. Для ее сборки, конечно же, необходимо было знание иностранных языков. Юлий Готрфидович отлично с этим справлялся. Со временем он стал бесценным кадром в области. Был такой случай: в один из Павлодарских заводов привезли итальянское оборудование. Специалиста по установке, конечно же, нет. Пригласили Ю.Г. Венске. Итальянский он тоже не знал. По его совету выписали аналогичное описание из Англии. Вопрос решился без проблем.
По настоящему семья соединилась только в 1946 году, уже получив разрешение на вольное поселение. До 1965 года Ю.Г. Венске работал на павлодарском судоремонтном заводе, который впоследствии стал судостроительным. Умер Юлий Готфридович в 1976 году.
Он оставил большой след в судостроении, немало изобретений и новшеств. Такие крупные работы, как построение железнодорожного моста через Иртыш, конструирование и постройка самоходного парома грузоподъемностью 20 тонн, первого на речном флоте тросоукладчика, первого крантельфера, укрепление берегов Иртыша и многое, многое другое что конструировал и над чем работал талантливый инженер.
Его супруга Татьяна Александровна Венске умерла в 1987 году.
31 марта 1989 года Ю.Г. Венске был реабилитирован, также реабилитированы мать и тетя Татьяны Александровны.
Наследник
Из всей семьи только Александр-Фред Юльевич Венске смог узнать о реабилитации своих родных. Ему тоже почти всю жизнь приходилось «прятаться», как сыну врага народа. В школе он сидел на самой последней парте, униженный, с большой обидой в сердце. Даже то, что он был отличником, не давало ему права повыше держать голову. Учиться в школе в силу обстоятельств начал с 12 лет и сразу с третьего класса: программу двух предыдущих классов он уже знал из уроков с матерью.
Но все-таки работа на совесть и таланты (передались гены от отца) дали ему возможность снискать уважение окружающих людей, хорошее к нему отношение. Много лет он работал на судоремонтном заводе, где тоже, как отец, часто применял свои способности в рационализаторских предложениях.
Женился Александр Юльевич по большой любви на симпатичной девушке Евгении. Но так сложилось, что через пятнадцать лет совместной жизни их брак распался. Детей у них не было. Он женился во второй раз, воспитал двух детей. Сына жены от первого брака и совместную дочь. Его первая супруга Евгения Семеновна тоже вышла замуж за вдовца с двумя детьми. Через тридцать лет бывшие супруги овдовели и снова сошлись. Все тридцать лет они поддерживали хорошие отношения и вот снова вместе.
Александр Юльевич мог бы быть наследником немалого состояния, которое было конфисковано во время ареста его отца. Но он никогда и не делал попыток вернуть хоть что-нибудь из денег или из семейных ценностей, реликвий. Самое ценное для него – это фотографии его родных, портрет матери и некоторые личные и рабочие документы своих родителей. И еще документальные книги, в которых есть немало строк о его отце, матери, бабушке и ее сестре.
Но был случай, когда ему выдали сумму денег, на которую он бы мог купить автомобиль. Такие деньги в то время казались целым состоянием. А получил он их вот за что. Из поколения в поколение в течение двух столетий в их семье передавалась семейная реликвия, которая сейчас хранится в Санкт-Петербурге в одном из фондов Эрмитажа. Это позолоченные карманные часы с выгравированной на крышке надписью «Береги честь смолоду». Часы эти имеют свою романтическую историю. Сводный брат прадеда Ю.Г. Венске когда-то, будучи морским офицером, находился в кругосветном путешествии. Очередная остановке в Марселе сделала его знаменитым. Возвращаясь вечером с товарищем на судно, гардемарин услышал крики о помощи. Разбойники пытались ограбить королевскую особу (карета была с королевским гербом). Слуга лежал на земле в луже крови, а женщина истошно кричала. Не раздумывая, смелый офицер кинулся в защиту, получив при этом ранение. Отбив высокую особу, молодые люди отвезли ее в королевскую резиденцию и отбыли на корабль. Их еще и наказали за опоздание. Но утром военный из королевской ставки отвез двух офицеров во дворец, где мать пострадавшей собственноручно вручила героям деньги, а предок Венске удостоился еще и другой награды – ему вручили именные часы. Как выяснилось позже, эти часы стоили огромных денег. На золотой чешуйчатой цепочке, похожей на змею с рубиновыми глазами, украшенные драгоценными камнями, они, когда открывалась крышка, издавали дивную музыку, и на их циферблате появлялось изображение солнца. Дороги эти часы не только тем, что усыпаны драгоценными камнями, их главная ценность во вложенной в них изобретательской мысли. Вернуть их настоящему владельцу было невозможно, но малую толику их стоимости А.Ю. Венске  возместили...
Александр-Фред Юльевич Венске прожил длинную нелегкую жизнь. Много горя и лишений претерпел он в жизни, обид и унижений, но никогда он не жалуется на судьбу, также как когда-то его отец. Жизнь этой семьи была построена на труде. Природный ум и таланты помогали отцу и сыну преодолевать трудности и несмотря ни на что – жить!
2003 г.
Статья опубликована в республиканской газете «Альгемайне цайтунг» - Алматы, октябрь 2003 г. Вошла в мою литературную страницу на сайте «Немцев Поволжья» в Германии в раздел «Творчество российских немцев» – февраль 2013 г.