Дорога без конца

Гелена Труфанова 2
       Верховный жрец храма огня торопился,солнце клонилось к закату ,а он припозднился и теперь мог не успеть проводить око Ахура-Мазды священным гимном.Жрец не терпел нарушения порядка вообще - порядок является основой мироустойчивости,а тут он сам  извольте видеть впал в такой грех.Жаркие ветра   Бактрианы доносили запах полыни и слабый привкус соли. Суровая земля,жаркая летом и холодная зимой,но жрец любил ее,давшую приют ему и его семье,принявшую его ученье.
       Вот наконец показалась из-за дюн и священная башня,где день и ночь горит неугасимый огонь. Но что это? Что за крики доносятся из места,где даже жрецы не снимают повязок с лица,дабы не осквернить пламя Атара?! Из башни выскочили двое младших жрецов в белых одеяниях и в белых масках,закрывающих рот и нос. Под руки они волокли какого-то человека,всклоченного ,в изорванной одежде. Жрецы не скупились на тумаки,а незнакомец в ответ огрызался и не без успеха пинал поочередно своих пленителей.
     Верховный жрец остановил своих подчиненных одним мановением руки и приготовился выслушать объяснения.Оба жреца заговорили разом перебивая друг дружку:" Старший брат! неслыханное кощунство! Этот чужеземец проник в священную башню и грел руки над пламенем! Убить нам его сейчас?!!"
      Незнакомец наконец вырвался и откинул волосы назад,он был молод,лет 25 не больше,на лице желтел старый синяк  и кажется его уже угостили новым. Похоже последнее время он редко ел и еще реже спал,одежда вообще была собрана из каких-то случайных тряпок. Но при всем этом юноша отнюдь не выражал страха или уныния: большие серые глаза сверкали неутоленным любопытством и жаждой новых знаний. Это жрец увидел сразу.
    - Зачем ты пришел в святилище огня и осквернил его? - жрец подозревал ответ,но хотел услышать незнакомца. -" Но ведь огонь для того и горит,чтобы согревать,- голос чужеземца оказался неожиданно глубок и звучен,- я долго шел.а ночи у вас холодные. Чуть не замерз.увидел огонь,обрадовался и на тебе...,-  молодой человек вдруг прыснул. "Святой!?- благоговейно протянул первый из младших жрецов. "Придурок" - буркнул его товарищ. -"Да нет,я ищу знаменитого учителя,его зовут Заратуштра и он знает,как построить царство справедливости. Я долго хожу по свету,сам я из Палестины - не слышали о такой земле?. Нет? Это далеко на западе.Нас завоевали и...
     -ты нашел того,кого искал. Заратуштра - это я,- старший жрец вздохнул и вдруг спросил:"Где ты изучил язык ариев?" -"О,это целая история,-обрадовался незнакомец,сначала я пришел в царство Магадха,это где-то там. - он махнул рукой на юг и вдруг пошатнулся.Заратуштра подхватил его:"Идем,здесь хижина жрецов,там горит огонь,который согреет тебя и сварит похлебку. Сегодня пропойте священные гимны сами,- обратился он к младшим товарищам,-Атар не сочтет за грех проявленное сострадание".
      Усадив на лежанку возле очага странного пришельца,старый жрец сунул ему в руки миску:"Ешь,это умочи - клецки в кислом молоке,простое сытное кушанье." Юношу не надо было просить,клецки исчезали у него во рту с изумительной скоростью.Поев,он встал и поклонился накормившему его:"Благодарю тебя,ты накормил и обогрел того,кто по незнанию совершил святотатство. Мой долг огромен. Прошу тебя.позволь отплатить тебе". Заратуштра улыбнулся:"Отплатишь,честно рассказав все о себе. Кто ты и почему ходишь по свету так далеко от своего рода?"
    -" Я Иешуа сын плотника Иосифа из города Назарета,что лежит в Палестине. Она очень далеко отсюда.Нас завоевали римляне,они жестокие воины  и делают что хотят. Я хочу знать,как сделать ,чтобы в мире царила справедливость? Я жил в Магадхе у учителя Будды,он очень мудрый и многому научил меня. Потом я пошел в царство Лу к учителю Конфуцию - он тоже великий мудрец. Но что-то мне не хватало и я решил найти тебя - слухи о тебе привезли ученые сины в страну Лу. Вот я и пошел на север. А по дороге меня продали в рабство. Сначала хотел бежать,меня ловили и здорово побили.Но потом,когда я узнал,что едем в Бактриану,подумал:Зачем бежать,если везут куда надо?" Привезли в Бактр.ух и шумный город,вел я себя тихо и меня не связывали. тут я и дал тягу и пошел искать тебя. По дороге было много времени ,а к языкам я способный",-Иешуа закончил рассказ несколько хвастливой ноткой и улыбнулся.
      Заратуштра сидел ,потперев рукой щеку и качая головой."У тебя красивое имя",- неожиданно сказал Иешуа,блаженствуя у очага,-звонкое такое."
  "Оно всего лишь значит Владелец старого верблюда,обычное крестьянское имя",-старый жрец невольно улыбнулся недавнему святотатцу.-"Ахура Мазда - податель света и добра охранил тебя в пути,он не отдал тебя Ахриману - владыке зла. "- "Значит меня тут не убьют?- радостно вскричал Иешуа,- и ты позволишь мне поучиться у тебя?". "Позволю,потому что ты выполнил первую заповедь дороги добра - у тебя чистые мысли,они стремятся к познанию ради блага твоего народа.осталось надеяться,что они выльются в чистые слова,а слова в дела. С этого начинается построение мира порядка и справедливости. так гласит Авеста - книга священных текстов."
        -"А тебе самому ничего не будет? ну за меня?,- Иешуа взволнованно привстал, - твои жрецы вон как бушевали." Старый жрец покачал головой:"Я следую заветам Авесты:чистота.порядок и главное - это сострадание.кстати о чистоте - пойдем.покажу где помыться. Ты кажется говорил что-то  о долге? ну начинай - бери миску и пошли помоешь ее.Посмотрю,как у тебя согласуюся внешняя и внутренняя гармония".Иешуа улыбнулся,встал,поклонился и подхватив чашки,вышел из хижины.Заратуштра смотрел на него с улыбкой и вдруг нахмурился:"Этот юноша полон жизни и огня,он весь пылает желанием изменить мир,его не страшат никакие трудности и препятствия. О Ахура-Мазда.податель жизни.обереги его,ибо мне было видение,что скоро,очень скоро ступит он на мост Чинвад,ведущий в поля блаженных". И старый пророк тяжко вздохнул.