Страх. Это слово очень часто встречается в Книге книг. «Страх Господень», «Страх Божий» - как основа бытия. «Начало мудрости – страх Господень». У меня это всегда вызывало недоумение и протест. Почему это человек должен вести себя на основе страха? Не унизительно ли это для человека – имя которого должно звучать гордо?
Но, если задуматься и посмотреть на всю историю человечества, то станет очевидным: а как люди смогли бы сосуществовать без страха? Нет никаких ограничений в поведении? Всё всем дозволено?
В последнем романе Достоевского "Братья Карамазовы" один из братьев Иван недоумевал: «Если Бога нет, всё позволено?» - имея в виду, что только наличие Бога может устрашить человека и заставить его поступать по совести.
Без страха человек может вести себя как животное. Хуже животного. Человеку дана «свобода воли». Человек может творить всё, что только захочет и сможет. Необузданная свобода воли одних может привести к угнетению или гибели других. И только страх упорядочивает поведение людей для общего блага – гармоничного развития всего человечества. Страх выступает как механизм, средство ограничения «свобод», вседозволенности отдельного человека. Как можно заставить, принудить человека к «правильному» поведению? Только угрозой неизбежного наказания за «неправильное» поведения.
Ограничения нравственные, моральные, духовные, обеспечивала и обеспечивает религия. Ограничениями правовыми, социальными, культурологическими занимаются различные институты власти посредством принятия законов, правил поведения. Для этого и возникла у людей такая структура как государство – средство для защиты людей от самих себя и внешних угроз.
Для неверующих людей основными источниками страха выступает уголовный кодекс, общественное мнение и другие люди. Иногда собаки и дикие звери. Всё то, что может причинить человеку вред.
Для верующих также ещё и «Страх Господень». Страх Божий как основа этики поведения людей. Десять библейских заповедей предназначены для регулирования поведения человека. Необходимость их выполнения обеспечивается верой в неизбежность наказания. Страхом.
Духовные, моральные, нравственные нормы поведения обеспечиваются страхом людей перед тем, что с ними будет при их нарушении после смерти (страх Господень) или страхом наказания в этой жизни, страхом перед общественным мнением, мнением окружающих людей, друзей, коллег, членов семьи.
Страх возникает посредством знания и веры. Или из иллюзии знания о плохих последствиях (http://www.proza.ru/2013/08/22/1895). Без знаний у человека нет страха. Пока человеку не объяснят, что это страшно, он не будет бояться. Пока человек не обретёт опыт боли, не поверит, что ему будет плохо после выполнения или не выполнения каких-то действий, он не будет вести себя соответственно принятому обществом правильного алгоритма поведения. Страх - это ожидание неизбежной или возможной опасности, ожидание потери чего-то, что очень нужно человеку, ожидание боли, ожидание смерти…
"Опасность" - это представление (идея, мысль, образ) человека о возможной угрозе или неблагоприятном для человека развитии будущих событий. Вызывает состояние "тревожности" и при длительном таком переживании возникает стресс... Страх живёт в настоящем. Страха о прошлом нет. Это уже называется сожалением. Есть опасение возможности проявления произошедших негативных событий в настоящем. Люди боятся будущего. Если ожидают от него плохого.
Страх живёт в мыслях о вероятном развитии событий. Страх приходит из ожидания плохого будущего и основывается на прошлом опыте. Но ведь будущего в природе нет. Так чего же человек боится? Страх возникает из негативного прогноза развития возможных событий на основе знания событий предшествующих. Без знаний, прогноза, предвидения, ожидания и веры - страха нет. Чем больше у человека развито воображение, умение представлять, образность и детальность мышления, тем сильнее у него чувство страха. Люди с богатым воображением в большей степени подвержены переживанию страха.
Человек особенно сильно испытывает страх, пугается при быстром изменении ситуации. Это называется испуг. Чем резче изменяются обстоятельства, тем сильнее переживание испуга у человека.
Степень расхождения представлений человека о развитии будущего с реальностью может служить количественным критерием силы страха. Например, человек идёт по тихой улице и вдруг перед ним произошло нечто: объект, звук, явление… Человек, очевидно, испытает чувства, которые мы характеризуем как страх, испуг. Булкаков подобным образом описывал силу возникшей любви между Мастером и Маргагитой: "Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож!". А если бы человек ожидал, знал, что на этой улице может произойти нечто подобное, то он не испугался бы в такой же степени.
Следует различать понятия "испуг" и "страх", хотя в их основе лежат одни и те же переживания. Переживания за свою жизнь и свой комфорт. Испуг возникает как разовое, сиюминутное, кратковременное ощущение какого-то события (изменения состояния), которое происходит неожиданно, вдруг. Хотя, абсолютно неожиданных событий практически не происходит. Человек всегда(!) чего-то ожидает, предвидит в той или иной степени своё будущее, экстраполирует развитие текущих событий. Человек чаще ожидает чего-то негативного, плохого, страшного. У каждого человека свой набор ожидаемых страхов, который сложился в соответствии с его психикой и жизненным опытом. Есть страхи общие – связанные с реализацией основных инстинктов (сохранение жизни, питание, размножение). И есть индивидуальные страхи - происходящие от различных фобий конкретного человека и сформированных по жизни предрассудков (о чёрных кошках, плохих числах, пустых вёдер и т.д.). Все эти страхи служат одной цели – сохранению жизни и поддержанию комфортного существования человека.
Страх – это разновидность условного рефлекса. Условные рефлексы возникают из опыта при определённых обстоятельствах и основываются на повторении и знании. Если человек не знает, что это "страшно", то ему страшно и не будет. А вот если человека научили или он сам научился (познал) бояться чего-то, даже не существующего, то он и будет этого бояться и избегать.
Незнание лишено страха. Вы мне можете возразить: как же так, ведь неизвестность всегда пугает. Если разобраться, то станет понятным, что пугает не неизвестность, а знание, уверенность в том, что неизвестность опасна. Смелым человек бывает либо по незнанию (по глупости), либо по вере в свои силы и удачу.
Обретение знаний приводит к увеличению чувства опасности, боязни. Хотя и говорят, что "предупреждён - значит вооружён". А зачем тебе вооружаться, если ты не боишься? Вооружаются тогда, когда чего-то боятся. Чувство опасности и её переживание – это и есть "печаль" и "скорбь" библейские. Мне думается, что именно этот аспект знаний подразумевается в Книге Экклезиаста: "Многие знания умножают печаль, и кто умножает знания, умножает скорбь". Или в другом варианте перевода : "... во многой мудрости много печали; И кто умножает познания, умножает скорбь». Или: "... от многой мудрости много скорби, и умножающий знанье умножает печаль." Вариантов перевода много, но суть одна: больше знаешь - больше печали и скорби. Получается, что знания и мудрость – это плохо?
Проповедник хотел довести до нас идею о том, что не мудрость и знания плохи как таковые, не знания в нашем буквальном понимании (основа любых целенаправленных действий), а плохо и неизбежно то, к чему обязательно приводят любые знания: к представлению об опасности, к возникновению чувства страха, которые порождаются этими знаниями. В Книге Экклезиаста констатируется то, что знания приводят к умножению понимания опасностей вокруг человека, а это вызывает чувство страха. Меньше знаешь - меньше причин и поводов для опасений. Или, как говорят в народе: "меньше знаешь – крепче спишь". Знание, ожидание опасности страшнее самой опасности.
Если человек не знает, что он может заболеть и умереть в данной обстановке и данных обстоятельствах, то он и не станет печалиться и скорбеть, а будет просто жить, наслаждаться моментом. "Телёнок льва не боится", говорят индусы, потому что телёнок не знает, что с ним может сделать лев. Но вот человек узнаёт (познаёт), что ему будет плохо, что он может заболеть и умереть при определённых обстоятельствах и условиях, что может что-то потерять. Естественно, у него возникает от этих знаний и печаль, и скорбь, и страх. И стресс. Человеку становится дискомфортно, менее уютно и более печально. Не знал - не было страшно. Узнал - стал опасаться. Так что в утверждение о том, что знания приводят к печалям и скорбям вполне справедливо. Познание атома и создание атомных бомб весьма опечаливают человечество до сих пор…
Вспомним ещё о первом грехе людей. Адам и Ева нарушили запрет Бога и "познали" яблоко с Дерева познания Добра и Зла: "И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; " (Быт. 3:6). И тут же, "открылись глаза их обоих" и "познали" они, что наги и это плохо (зло). Адам и Ева впали в "печаль и скорбь" пока не прикрылись листьями и ветками смоковницы. Не знали - не стеснялись. Узнали - опечалились, но преодолели эту "печаль", посредством использования подручных средств.
Этот момент можно считать началом познания людьми окружающего мира, возникновения наук, искусств и производства. Морали и нравственности.
Страх является, по существу, движущей силой стремления людей к прогрессу. Наряду с любопытством. Которое, исходя из естественного интереса, также, в своей основе, содержит стремление к комфорту и, соответственно, обуславливается бегством от дискомфорта и страха.
Познание окружающего мира происходит, по существу, из стремления преодолеть страх незнания. Из стремления улучшить и защитить свою жизнь и благополучие. Бегство от страхов - движетель прогресса. Страх породил ум. Ум – это инструмент сохранения и комфортизации человеческой жизни. Посредством познания человек улучшает комфортность своей жизни. Но, при этом, умножение знаний умножает "скорбь", "печаль", чувство опасности. Чтобы избежать эту "скорбь" и "печаль" человеку приходится познавать ещё и ещё больше.
Стремление преодолеть скорби и печали толкают человека на познание. А познание порождает понимание глубины незнания человека и ширит печали и скорьби. Преодоление одних "скорбей и печалей" приводит к возникновению ещё больших других. Непрерывный автоколебательный процесс. Чем больше знаний, тем больше понимания огромности незнания. Тем больше страхов, скорбей и печалей.
Страх как вера в знание плохого будущего для себя. Страх заставляет заботиться о себе и творить.
Таким образом, можно выделить несколько типов страхов.
Первый тип — страхи, вызываемые знанием конкретной причины, состоянием или ситуацией.
Второй тип — неопределённые, аморфные страхи, стохастическая тревожность, перманентное чувство опасности, не связанное ни с какими конкретными явно осознаваемыми факторами. Аморфные или "диффузные" страхи тесно связаны с неопределённостью, неуверенностью положения человека в обществе, с уровнем его веры в устойчивость имеющихся социальных связей, надёжность и справедливость основных регулирующих и властных институтов общества.
Третий тип страхов — страхи метафизические, экзистенциальные, типа страха смерти и существование после неё... Сюда можно отнести и то, что называют «страхом Божьим».
Немецкий теолог Рудольф Отто назвал совокупность страхов подобных "страху Божьему" нуминозными — это страхи перед непознаваемыми, мистическими, потусторонними силами, превосходящими человеческое понимание, перед которыми человек чувствует свою ничтожность. Четвёртый тип страхов. Весьма популярная тема для голливудских фильмов-страшилок.
"Страх" http://www.proza.ru/2014/04/19/2120
"Первородный грех. Провакация Бога." http://proza.ru/2018/11/15/2033