Голодомор

Ершов Максим Александрович
 В 2006 году в моей семье с интересом узнали, что Верховная Рада признала Голодомор, свирепствовавший на Украине в 1932-1933 годах, актом геноцида украинского народа. Теперь уже не осталось людей переживших Голодомор, однако в моей семье хорошо помнят рассказы нашей бабушки, на основании которых сам Голодомор мы не отрицаем, но то, что он был направлен специально против украинцев – здесь мы категорически не согласны!

 Тема Голодомора достаточно сложная, официальных документов того времени мало. Да и можно ли в наше время, когда за советскую историю идёт невидимая но жестокая битва, верить вообще каким-либо документам?

 Я много раз смотрел и изучал выложенные в интернете цифры, но они всего лишь сухая обобщённая статистика, собранная непонятно кем. Конечно для истории «мне бабушка рассказывала, мой дедушка вспоминал» — вовсе не аргумент, но я постараюсь рассказать здесь читателю именно то, что слышал сам, о чём говорили именно мои родственники, показав Голодомор на примере моей семьи.

 Мой прадед по линии матери Кормаков Степан Иванович (1893г.) уроженец Орловской губернии, в 5 лет остался сиротой. На воспитание ребёнка взял к себе барин по фамилии Сухотин, о котором у прадеда остались самые хорошие воспоминания.

 В 1914 году Степан Иванович был призван в армию, и целых три года воевал с «германцем». В 1916 г. он получил ранение и лечился в госпитале в городе Александровск (нынешний Запорожье), где и закончил свою воинскую службу. Здесь мой прадедушка познакомился с моей прабабушкой медсестрой Прасковьей Незоленко. Они поженились и решили жить в Запорожье.

 В гражданской войне мой прадед не участвовал, но Украина в те годы хлебнула сполна. Власть постоянно переходила из рук в руки, что не способствовало стабильности и процветанию городов и деревень.

 С установлением советской власти наступило некое затишье, которое позже наконец-то переросло в стабильность. По воспоминаниям моей бабушки (Кормаковой З.С. 1918 г.р.), к концу 20х годов любо-дорого было смотреть на крестьянские хозяйства, на украинские города и деревни – везде цвели сады, у всех имелось крепкое хозяйство, повсеместно открывались школы — люди наконец-то зажили достойной жизнью.

 Мои прабабушка и прадедушка на тот момент перебрались в село Томаковка, находившееся на правой стороне Днепра в 25 км. от Запорожья. Родители прабабушки по фамилии Незоленко имели в Томаковке небольшой домик, но разместиться у них мои предки не могли, ибо домик был совсем маленький. Соответственно, молодая семья мыкалась по селу из угла в угол, снимая у разных людей жильё. Зато моя бабушка пошла здесь в школу, где преподавание велось на украинском языке, но это не мешало ей хорошо учиться.

 В 1929 году почти всех крестьян Томаковки загнали в колхоз. Прабабушка подобной участи избежала, так как работала медсестрой в больнице. Чем на этот момент занимался мой прадед, мне неизвестно, но думаю, что он, скорее всего как и все, обрабатывал землю.

 В 1932 г. случился страшный голод. По воспоминаниям бабушки, народу погибло огромное количество — умирали семьями, умирали поодиночке. Люди постоянно искали, где и что можно было съесть. В пищу употребляли кору, траву и даже глину. Народ просто озверел от голода. Возродилась преступность. В наше время трудно себе представить, но матери в те годы старались не выпускать детей из дома, ибо было много случаев, когда дети бесследно исчезали. Озверевшие от голода люди превратились в каннибалов – детей ловили, убивали и ели. Моя бабушка перестала ходить в школу.

 Какой-либо статистики тогда не велось, и реальную картину воспроизвести теперь достаточно сложно. Всё это можно описать одним словом – ужас!!!

 Бабушка хоть и была ребёнком, но чётко запомнила — все тогда ругали областную комиссию за неправомерное изъятие зерна из колхозных амбаров. Если крестьянин единоличник мог запрятать себе часть урожая, то в колхозах такой номер уже не проходил. На пропитание колхозников оставляли сущие крохи.

 Ещё раз повторюсь, своего дома у моих предков в Томаковке не было, соответственно, жильё их не держало, и это сыграло решающую роль. В декабре 1932 г. они решили ночью скрытно бежать из села на родину прадеда в Орловскую область. Добрались до Запорожья и кое-как сели на проходящий поезд. В пути золотой крестик моей бабушки они поменяли у солдат на ведро мороженой картошки. Ею питались несколько дней, пока не добрались до деревни Сухотиновка. Барин, приютивший в своё время моего прадеда, во время революции эмигрировал, усадьбу его растащили, зато деревню стали именовать по фамилии барина.

 Здесь нужно отметить, что моим предкам сильно повезло. Многие в тот момент с Украины хотели уехать. Поезда были переполнены, и сесть в поезд считалось большой удачей. Власти старались не допустить распада и развала колхозов, поэтому в поездах и на вокзалах устраивались облавы, имевшие цель вернуть назад переселенцев.
 Более того, всего через месяц в январе 1933 г. в СССР были введены паспорта. Формально паспорта должны были быть у всех граждан, но на самом деле, получить паспорт колхознику было практически невозможно. Соответственно, если не было паспорта, то и уехать куда-либо люди уже не могли.

 Прабабушка и прадедушка устроились в Сухотиновке у дальнего родственника, планируя вновь вернуться в благодатное Запорожье. Однако, тут у них родились ещё дети, и вернуться на Украину не получилось. В Орловской области жить было тоже не просто, но такого ужасающего голода здесь в те годы не было. Прабабушка несколько раз высылала своим родителям какие-то посылки с продуктами, но, как позже выяснилось, в украинскую Томаковку они не дошли.

 А ситуация в Томаковке всё ухудшалась и ухудшалась. В марте 1933 года доведённый до отчаяния прапрадед Иван Иванович Незоленко решил добровольно ушли из жизни, его жена моя прапрабабушка разделила с ним его участь. Они затопили печку в своём маленьком домике, закрыли тяговую заслонку и умерли от угарного газа. В предсмертной записке сообщалось, что они не хотят быть обузой для оставшихся в Томаковке двух дочерей, не хотят тратить на себя оставшиеся крохи продуктов. Возможно, дочерей это действительно спасло. Из официальной версии знаю, что Голодомор косил людей до ноября 1933 года.

 Итак, получается, что президент Ющенко обвинил Россию как правопреемницу СССР в умышленном Голодоморе украинцев, тогда как моя прабабушка украинка по национальности спаслась от голода именно в России?! Но теперь получается, что я (на 1\8 украинец) и другие мои родственники, мы как российские налогоплательщики теоретически должны что-то выплачивать самостийной?!
В Орловской области голод действительно был не такой сильный. Казалось бы, Украина пострадала от Голодомора, а Россия нет. Однако это не так.

 Мой отец родом из Тамбовской области Богоявленский район село Старое Гаретово. Так вот, по воспоминаниям моих тамбовских родственников голод 1932-1933 года здесь тоже был. Мой дедушка Ершов Пётр Григорьевич (1914 г.) рассказывал, как он спасался от голода, время от времени помогая по хозяйству некому крестьянину единоличнику на его хуторе. Здесь была примерно та же ситуация что и на Украине – случился неурожай, а из колхозных амбаров всё зерно также выгребли подчистую. Только-только Тамбовщина оправилась после восстания Антонова, так теперь из-за голода вновь возродился бандитизм. Нападениям в первую очередь подвергались крестьяне единоличники – вот и ходил мой дед на такой хутор создавать видимость большой семьи.

 По воспоминаниям бабушки, выходили дети на порядок (улица) гулять, так некоторые из них выносили с собой большие куски сахара и ели, соответственно другие слюной исходили. Все в деревне знали — отец этих детей днём обычный человек, а ночью ходит с обрезом. Но все жутко боялись бандитов, справиться с которыми какое-то время власти явно не могли.

 В любом случае, народу в Тамбовской области во время Голодомора умерло тоже очень и очень много. Умирали целыми семьями, умирали поодиночке. Детская смертность была жуткой.
Причём, официально считается, осенью 1933 года был собран урожай, и голод как бы закончился. Но по воспоминаниям моих родственников, огромное количество народа умерло, именно наевшись лепёшек из первого собранного хлеба. Один мой дальний родственник в 1933 году заболел и вскоре умер после того, как ему дали выпить стакан холодного молока.

 Далее голод, как на Тамбовщине, так и по всей России, вновь повторился в 1946-1947 годах, но ( по воспоминаниям очевидцев) он уже был менее страшный, нежели в начале 30-х годов.

 Сам я в Киеве не был, но по рассказу друга знаю, что там создан музей Голодомора. В музее крутят некий фильм — заходит красноармеец со звездой на лбу в украинскую хату, где сидит мать с детьми, он достаёт пистолет и всех убивает. Смысл данного эпизода – советская власть умышленно уничтожала украинцев. Если фильм в данном музее действительно имеет место быть, тогда спрашивается, причём здесь Голодомор? Как убивала советская власть, руками чекистов или всё же умышленно голодом? А были ли такие расстрелы вообще, или это очередное кино?

 Начальник отделения милиции по городу Москве по району Царицыно майор Евсюков расстрелял людей в универмаге. Евсюков был в форме, стрелял он из табельного оружия, но данный эпизод нельзя трактовать, что, дескать, власть специально отстреливала своих граждан. Но это сейчас! Кто знает, как будут трактовать данный эпизод лет через 100? А если найти у майора украинскую бабушку, или чеченского дедушку – тогда и трактовать эпизод можно будет совсем по-другому.
 Искренне надеюсь, что наши потомки будут мудрее нынешних политиков и подобное не произойдёт!

 Голодомор это действительно страшная трагедия! Казалось бы, люди, пережившие подобное, потерявшие родственников, должны были бы отвернуться от тогдашней власти, поднять восстание или как минимум с властью не сотрудничать. Ведь было же на Тамбовщине восстание атамана Антонова, которое началось из-за неправомерных действий продотрядов.

 Однако если судить по моим украинским родственникам, ничего подобного не произошло. Когда в Томаковку в 1941 году пришли и остановились на постой немцы, одна моя родственница добавила им в щи сырой воды. Немцы обдристали весь её двор, после, поняв причину, женщину избили.
 
 Другой мой запорожский родственник Иван Петрович Щербак воевал вместе с Брежневым. Леонид Ильич даже упоминает Ивана Петровича в своей книге. Одним словом, никто оккупантам был не рад, никто с ними не сотрудничал. А ведь у немцев пропаганда работала очень хорошо, и фактор голодомора против советской власти немцы активно использовали?

 Советская авиация в годы войны действительно бомбила Харьков. Но чтобы понять мысли и чувства харьковчан, нужно прочитать об этом не только «профессиональных» историков, но и воспоминания Людмилы Марковны Гурченко.

 Можно определённо сказать — люди той эпохи не считали, что Сталин умышленно морил их голодом, а современная трактовка событий это уже совсем другой вопрос.

 25 декабря 1987 года первый секретарь ЦК КПУ В. В. Щербицкий публично заявил: «Неоправданное форсирование темпов, преимущественно административные методы руководства, грубые нарушения принципа добровольности, искривление линии в отношении к середняку и в борьбе против кулачества очень осложнили обстановку на селе. Прибавилась ещё и сильная засуха. Все это обусловило серьёзные продовольственные трудности в конце 1932 — начале 1933 годов, а в ряде сельских местностей и голод. На Западе написано разное о том трудном времени. Не прекращаются политические спекуляции и сегодня. Однако правда состоит в том, что Советское правительство в тех условиях сделало все возможное, чтобы помочь населению районов Украины, Дона и Кубани, Поволжья, Южного Урала и Казахстана, пострадавших от этого бедствия»

 Политика дама своенравная, именно она на какие-то исторические события обращает внимание, показывая их с нужного места и под определённым углом, я что-то наоборот замалчивается.

 13 января 2010 года в Киеве состоялось судебное заседание. Суд констатировал, что Сталин (Джугашвили), Молотов (Скрябин), Каганович, Постышев, Косиор, Чубарь и Хатаевич совершили преступление геноцида, предусмотренное ч.1 ст.442 Уголовного кодекса Украины (геноцид), и закрыл уголовное дело на основании п.8 ч.1 ст.6 КПК Украины, в связи с их смертью.

 24 страны официально признали Голодомор геноцидом украинского народа. Согласно социологическому опросу, который проводили в 2010 году, 60% граждан Украины считают Голодомор геноцидом. Что собственно и неудивительно, при президенте Ющенко на советское прошлое была проведена настоящая атака. Именно после Ющенко отношения между Россией и Украиной стали резко ухудшаться.

 27 апреля 2010 года президент Украины В. Ф. Янукович заявил, что массовый голод в 1930-х годах нельзя считать геноцидом украинцев.
Теперь из новостей я узнал, что нынешние власти Киева добавили Януковичу ещё одно обвинение – отрицание Голодомора. Наверно за отрицание Голодомора и геноцида украинского народа уже есть соответствующая статья в УК, думаю, за это на Украине могут и срок впаять.

 В интернете видел, что на моей исторической родине в Томаковке установлен памятник жертвам голодомора. Современные украинцы считают россиян зомбированными путинской пропагандой, однако, я более чем уверен — молодое поколение украинцев про российский Голодомор ничего не знает.