(из ответа друзьям)
Всё обозримое прошлое, включая недавние исторические события, абазины скромно, как это и положено по нашим неписаным законам, в массовом порядке или в лице своих выдающихся соплеменников, но очень эффективно и значимо участвовали во всех общих делах наших предков и братских народов.
Как минимум, это можно проследить от времен Абхазского царства с его выдающимися царями Леонами (Лоо), формирования Иналом Великим устройства прославившейся после него Кабарды, получившей название по имени абазинского князя Кабарда Тамбиева, участия в политике, науке и войне в период колонизации Кавказа. О последних временах говорить не будем, о них еще свежа память.
Абазины нигде и никогда себя не выпячивали, считая НОРМОЙ зачастую даже жертвенное служение общим интересам.
Однако случилось так, что в период, когда настала реальная угроза потери абазинами своей самобытности и они стали напоминать о СВОИХ назревших проблемах и интересах, то это частью современных адыгов было воспринято как "бунт" и чуть ли ни "подрывная деятельность" вследствие ВДРУГ, с их точки зрения, начавшего расти национального самосознания абазин...
Должен сказать - абазины ничего не забывали и так. За "рост самосознания" было воспринято простое напоминание о себе, своих делах и своих насущных проблемах в надежде на то, что к ним отнесутся так же с пониманием и деятельно, как отзывались всегда абазины на адыгские, а так же абхазские просьбы и проблемы.
И что получилось в результате? У части адыгов это вызвало просто истерику, которая отчасти продолжается и сегодня. С приходом в жизнь интернета, молодежь начала "делить" общее наследие предков, пошли взаимные обвинения и т.д. К сожалению старшее поколение, в силу слабого владения компьютерной грамотностью, оказалось большей частью отсечено от этих процессов.
Следствием стала чрезмерная горячность и перегибы в молодежных разговорах. Нависла угроза разобщения и углубления разрушающей наше братство вражды...
Долг всех думающих и ответственно относящихся к судьбе наших народов адыгов и абаза НЕ допустить этого.
Возможно и наступило время, когда, как говорил классик, "прежде чем по-настоящему объединиться, надо разъединиться", но лишь для того, чтобы глубже переосмыслить прошлое, лучше понять друг друга, и двигаться вместе дальше.
Надо помнить, что друг без друга мы сироты, и не имеем перспектив на будущее.
Если мы, НЫНЕШНИЕ, не поймем этого, то мы будем предателями наследия предков и будем прокляты нашими потомками.