Древнерусские и древнегрузинские историки о тюрках.
Кроме византийских историков древнерусским и древнегрузинским историкам также хорошо было известно, что скифы, турки, болгары, хазары это разные временные и локальные названия тюркского этноса.
Автор «Повести временных лет» писал: «Когда же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли от скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были поселенцами на земле славян». (Перевод Д.С.Лихачева)
http://www.krotov.info/acts/12/2/pvl.html
В.Б. Ковалевская в книге «Кавказ - скифы, сарматы, аланы I ТЫС. ДО Н.Э. - I ТЫС. н.э» ссылаясь на летописный свод «Картлис цховреба» грузинского историка XI в. Леонти Мровели пишет:
«До сих пор можно было лишь предполагать, что после разгрома скифов Мидией, часть из них вернулась на Северный Кавказ и в причерноморские степи, а часть в первое время продолжала находиться в Передней Азии, часть осела в Закавказье, чему много подтверждений дает археология. Мровели рассказывает об этом конкретно. Скифы, обращенные в бегство царем Кейхосро, прошли Кас-пийским морем, поднялись по Куре и «28 домов»их подошли к Мцхета. У мцхетского Мамасахлиси скифы просят место для поселения на условиях несения воинской службы, получают его у скал за Мцхета, поселяются там, называя его Саркине («место железа»). «С целью взаимной помощи объединились они (картлийцы - В.К) с пришельцами-турками (скифами - В.К.) и ввели их во все города... Обстроили его (Саркине - В.К), обвели мощной оградой...».
О правильности хронологического определения сведений Мровели «о переселении 28 домов» в окрестности Мцхета концом VII в. до н.э. свидетельствует и тот факт, что все последующие, очень кратко описанные события, относятся к VI-V вв. до н.э. и именно в этом районе отмечена М.Н.Погребовой концентрация скифского материала («сочетание скифского инвентаря с конскими погребениями, ранее в э тих местах неизвестными, сложение на данной территории некоторых форм типично скифского инвентаря - все это позволяет предполагать, что здесь присутствовали и сами скифы»). Свидетельством длительности пребывания скифов на левом берегу Куры являются приведенные Мровели дальше факты о бун-турках, сидящих на берегу Куры при нашествии Александра Македонского… Очевидно, эти взаимоотношения между равнинным земледельческим местным кавказским населением и скифским (либо тюркским) кочевым населением были настолько традиционные что менее века спустя после написания Леонти Мровели своего сочинения Давид Строитель переселяет около 225000 воинственных кипчаков (половцы) с Северного Кавказа в Картли на тех же условиях (5-тысячную отборного гвардию и 40-тысячное войско, очевидно, в основной своей массе конницу), выделяя им место для зимних поселений на равнине в Картли и в горах - летние пастбища».