Апрель 1961 года

Николай Алексеев 2
     Полигон Капустин Яр занимался своей обычной работой, продолжая испытания ракетной техники. 4 апреля экипаж капитана Турова получает задание на поиск места падения аварийной ракеты. На вылет приезжает офицер отдела боевых полей капитан Вознюк Анатолий Трофимович. Как правило, он уточнял время работы двигателя ракеты и предполагаемое место падения. С восходом Солнца произвели вылет. Практика показала, что это время более удобное для поиска. Более трёх часов вели поиск в предполагаемом квадрате, но ничего не обнаружили. Поиск продолжали 5, 6, 7 и 9 апреля, увеличивая квадрат поиска. После 3-4-х часового поиска производили посадку на ОИС Макат для уточнения района поиска 9-го произвели посадку в Актюбинске для заправки. На 10-е запланировали продолжение поиска. Приходим, а нам не дают разрешения на вылет. А.Т. Вознюк едет в город в управление КГБ для связи с полигоном с целью уточнения задания. Получаем указание находиться в готовности № 1 при полной заправке до команды. Такое указание повторялось и на 11, и на 12 апреля. Мы предполагали, что с нашего полигона готовится очередной более важный пуск. А утром 12-го Анатолий Вознюк, возвращаясь из города после связи с полигоном на аэродром, в здании аэровокзала услышал по радио о  полёте Ю.А. Гагарина. Прибегает к самолёту и сообщает нам, что страна ликует по случаю полёта в космос. Нам становиться понятна причина нашего дежурства. Включаем КВ-приёмник, слушаем сообщение о полёте и вместе со всеми радуемся такому поистине грандиозному успеху в ракетно-космической отрасли нашей страны. Как потом выяснилось, причиной  нашего дежурства в готовности № 1 послужило то, что наш экипаж был включён в состав поисково-спасательной группы по обеспечению полёта Ю. А. Гагарина. Было такое время, что мы причастные к этому событию не знали об истинном задании экипажу. Знали ли представители КГБ г. Актюбинска трудно сказать. Если знали, то держали в секрете даже,  для представителя полигона А. Т. Вознюка, который через них связывался с полигоном
     Порадовались вместе с работниками аэропорта этому грандиозному событию и снова вылетели на поиск аварийной ракеты. По рекомендации полигона поиск перенесли в другой квадрат, где и были обнаружены мелкие фрагменты, разлетевшиеся на большой площади. Видимо взрыв произошел в воздухе. Произвели посадку на базе Макат, с которой рано утром в указанный квадрат выехала поисковая группа. А мы около часа полетали, нового ничего не обнаружили, навели эту группу к месту падения обломков и вернулись на базу. 14-го во второй половине дня вылетели домой с промежуточной посадкой в Гурьеве для заправки. Прошло много времени и пережито не мало разных событий, но это задание и этот день остаётся в памяти как событие особой важности. А эта дата войдёт в историю как День Космонавтики, который отмечается ежегодно.
     А 20 апреля у меня произошло еще одно радостное событие - я выполнил контрольный полёт с Главным штурманом авиации СКВО полковником Чехлядом для представления к присвоению квалификации “Военный штурман 1-го класса.”  И Приказом Министра обороны от 26 июля 1961 года № 0070 данная квалификация мне была присвоена. Это событие было для меня важным потому, что при наличии более чем двойной нормы налёта для представления на класс мы не могли добиться контрольного полёта. До этого момента наша часть то входила, то выходила из оперативного подчинения Командующего авиацией СКВО. Отсюда и возникала сложность в решении такого важного для личного состава полка вопроса. После перевода НИИ ВВС из Чкаловской во Владимировку (Ахтубинск) наш полк курировал летчик-испытатель Николай Иванович Коровушкин, который охотно помогал нам в решении и этого вопроса. Ни один контрольный полёт он выполнил с летчиками и штурманами нашего полка.