Ни из какого я не из учреждения

                  
                                                                                                                                                      
     По телеканалу, известному отсутствием  рекламы, облачённый в церковное одеяние профессор, поносил на чём свет стоит отечественного классика литературы и его творение:
    – Роман Михаила Булгакова – против Христа. Мастер – дьявольское отродье, а Маргарита – пособница.

     На первый взгляд критику можно принять как нелюбовью к писателю, но получается несуразица. Рукопись романа пролежала четверть века в ящиках письменного стола писателя из-за обвинения в апологии Христа, а вот теперь(!) православный чин обвиняет писателя в точности наоборот. Не нашептал ли протодьякону эту идею некто из свиты Волонда? Грешно предположить, но именно  прагмой  дьявола оскорбление есть "обычная награда за хорошую работу"*. Всё смешалось в доме Облонских, как справедливо выразился знаменитый писатель.
 
    "Ни из какого я не из учреждения", – так Маргарите представился этот некто из свиты Волонда. Но даже этот негодяй оказался в конечном итоге едва ли не волонтером добра. Становится великой загадкой: какой бес, и из какого учреждения науськал протодьякона "ударить, и крепко ударить, по Пилатчине и тому богомазу, который вздумал протащить её в печать". Также, как в своё время сделал "критик Латунский погубивший мастера".

     Тем временем лектор, подобно "редактору толстого литературного журнала", забирался в "дебри, в которые может забираться, не рискуя свернуть себе шею, лишь очень образованный человек":
    – Маргарита не вдохновляла Мастера. Она не была Музой, а простой сожительницей, которая между прочим прочла уже готовый роман.

    Подобная оценка – суть библейской истины,  – «…если соль потеряет силу, то она уже ни к чему негодна, как разве выбросить её вон на попрание людям».
    А вдруг, протодьякон одумается? Ведь было же в российской истории нечто подобное, которое случилось с отцом Олимпием** в храме на воскресной проповеди, запевшим вместо анафемы: – «Болярину Льву Толстому...,  Многая ле-а-та».
 
    Но говорящий  с кафедры продолжал самозабвенно складывать под собой пьедестал из камней изощрённого интеллекта:
    – В романе просто нет положительных персонажей.
    Как говорится, – на нет и суда нет. Остаётся лишь согласиться с профессором, что его "теория солидна и остроумна, – но напомнить,–  "есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере".

    Вернёмся к героине романа. В чём вина Маргариты, которую российский  миссионер, уподобляясь средневековому Клоду Фролло из «Собора Парижской Богоматери», обвиняет в ереси? Неужели в том, что она "красива, умна, живёт в прекрасном особняке, бывает на приёмах и её руки никогда не прикасались к примусу"? Грешна ли женщина, что подобно сборщику налогов, бросившему деньги на дорогу, так и она бросила цветы в канаву, чтобы без колебаний пойти за своим возлюбленным?
     Как всякая земная женщина, Маргарита одновременно свята в своей любви и порочна в плену своих страстей. И пусть кто посмеет этому возразить! "Да отрежут лгуну его гнусный язык".
   
    "Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали! Оно, может, и умно, но больно непонятно. Над Вами потешаться будут". Роман религиозен ничуть не больше, чем «Божественная комедия» Данте или «Фауст» Гёте, но никто же не сомневается в их светском содержании.
     Какие бы сюрпризы не посылала судьба  романа его автору, подлинная духовная сила неизбежно одолеет и докажет свою правоту. Что бы ни случилось, книгу Мастера ещё будут читать, а латунские и ему подобные получат по заслугам.

    P.S Положительный персонаж в романе имеется и ,хотя, "штаны ему не полагаются", но сказано им прозорливо: – История рассудит нас. 
    Так и получилось, – некогда широко известная фамилия лектора вскоре оказалась "утраченной".

                                                             Осень 2012 г.
_________
 
   *  В кавычки здесь и далее выделены извлечения из текста романа «Мастер и Маргарита»
 
   ** Рассказ А. И. Куприна «Анафема»                                                                           
                                                                                  
 
                                                                      


Рецензии
Да, роман действительно неоднозначный.Тут можно много спорить, пытаться приводить доводы, но...Я люблю это произведение и могу его перечитывать бесконечно, а розовый запах некоторых его страниц иногда очень ощутим.
Так что спорить с Вами, Виктор, не буду и соглашусь со всеми доводами.
С благодарностью за Ваши мысли, с которыми поделились.

Надежда Мирошникова   23.06.2018 13:24     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Надежда!
Это миниатюра — первое, что я написал в своей жизни. Прочитав Ваш отзыв, я внес существенный правки.
Спасибо большое за поддержку! Из всех рецензии Вы единственный человек, который так искренне выразили свое отношение к к самому дорогому детищу Михаила Булгакова.

С уважением и пожеланием творческого настроения,
Ваш Алёнкин

Виктор Алёнкин   24.06.2018 21:32   Заявить о нарушении
На это произведение написана 41 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.