Бальзак и голуби

Нео-Инь
Читая, я не перестаю удивляться тем изменениям, которые творят со мной книги. Вот, казалось бы, небольшой рассказ Оноре де Бальзака "Обедня безбожника" на десять страниц, а сколько уже дней я размышляю о гениальности, доброте, душе, вере в Бога и человека и безверии.

Деплен - знаменитый французский хирург - был почитаем европейскими медиками. Гениальность Деплена была бесспорна, но любой талант - это тяжелый груз. "Как у всех гениальных людей, у него не оказалось наследников: он все принес и все унес с собой. Слава хирургов напоминает славу актеров: они существуют, лишь пока живут, а после смерти талант их трудно оценить. Актеры и хирурги, а также, впрочем, великие певцы и музыканты-виртуозы, удесятеряющие своим исполнением силу музыки, все они герои одного мгновения." Эгоистичный, мелочный, эксцентричный циник, "он не верил ни в сотворение первобытного животного мира, ни в бессмертие человеческой души. Деплен не сомневался, он отрицал". Здесь идет речь об атеизме, "который присущ многим ученым: это прекраснейшие люди, но они до мозга костей атеисты - атеисты, исповедующие атеизм с такой же убежденностью, с какой религиозно настроенные люди его отвергают". Деплен хладнокровно препарировал человека("венец всего живого"Подмигнуть, но не находил душу, "столь необходимую для всех религиозных учений". Над людьми он смеялся, так как "имел возможность наблюдать людей и с показной стороны и без прикрас, он видел их такими, какими они являются в действительности, в самых торжественных и в самых обыденных жизненных обстоятельствах".

Орас Бьяншон, молодой студент-медик, стал самым любимым учеником Деплена. Труден был его путь, начинавшийся в бедном Латинском квартале: "Бедный молодой человек испытывал там муки жестокой нужды, но, как из горнила, мощные таланты должны выходить из нее чистыми и неуязвимыми, подобно алмазам, которые могут выдержать любой удар, не разбившись. Закаляясь на огне своих яростно пылающих страстей, они проникаются неподкупной честностью и, замкнув свои обманутые вожделения в пределы непрестанного труда, заранее приучаются к той борьбе, которая составляет удел гениев". Он был человеком прямым, не способным на компромиссы в вопросах чести, но в то же время верным другом и веселым собутыльником. Такой не мог не понравиться Деплену, более того, он был его тенью, отражением и прилежным учеником. Деплен помог Бьяншону, взяв его под свое покровительство, использовал его в качестве ассистента и ничего от него не скрывал.

Как-то Бьяншон рассказал учителю про бедного водовоза, заболевшего от переутомления и нужды. Деплен кинулся на помощь бедняку, забросив все свои дела, вылечив овернца, он помог ему также с деньгами на покупку лошади и бочки. Овернец привел больного друга. Так Депелен стал ангелом-хранителем всех водовозов города.

Однажды Бьяшон увидел учителя, который входил в церковь. Сей факт очень удивил его, так как Деплен яростно ругал в беседах ангелов, священников и религию в целом. Ученик решил вывести учителя на чистую воду. На вопрос ассистента Деплен рассказал историю из своей жизни: когда он был молод, беден и его выгнали с квартиры, ему на помощь пришел такой же бедняк - водовоз Буржа. Буржа отдал все свои сбережения Деплену, чтоб тот закончил обучение на врача и выполнил свое предназначение, как сделал бы он для своего сына, если бы он у него был. Хирург говорил о нем: "Этот человек понял мое одиночество, мои страдания, - и он сосредоточил на мне всю силу привязанности, на которую был способен. Он стал для меня самой заботливой матерью, самым бережно-деликатным благодетелем; словом, это был идеал добродетели - человек, находящий удовлетворение в том добром деле, которое он творит". Позже Буржа заболел, Деплен сделал все, чтобы вырвать его из лап смерти, но водовоз умер, оставив Деплену все свое имущество и попросив отслужить обедню в церкви. "Этот человек был образцом простосердечной веры." В качестве благодарности Деплен стал служить обедню в честь своего верного друга четыре раза в год, хотя так и остался искренним скептиком: ": "Господи, если есть у тебя обитель, где пребывают после смерти люди праведные, - вспомни о добром Буржа, и если нужно ему вынести какие-либо мучения, переложи эти мучения на меня, чтоб он мог скорее достигнуть того, что называют раем".

Бьяншон, на руках которого умер впоследствии сам Деплен, не смог бы утверждать, что его учитель умер атеистом, ибо "быть может, смиренный овернец открыл ему[Деплену] врата неба, как некогда он открыл ему врата того земного храма, на фронтоне которого начертаны слова: "Великим людям - благодарное отечество".

Я такой же эгоистичный, мелочный, эксцентричный циник, как и Деплен.

Я слепа. Я тысячу раз слепа и всего лишь раз - вижу. Я пока ищу, но придет время и у меня не будет вопросов. Причина этому, возможно, будет в усталости, лени, в тяжести найденного или в все более охватывающем меня равнодушии.

Я не верую. Я не верую в те идеи, революции, религии, мечты, что делают из людей охваченных злобой, сребролюбием, похотью и жаждой власти животных.

Я не люблю. Я не люблю нечистоту помыслов, неумение прощать, способность лгать, стремление жить легче, нежелание познавать, слепоту вандала.

Я помню. Я храню в памяти свежесть утра, дуновение ветра, запах нагревающегося асфальта после дождя, цвет сумрачного неба, вкус жареной картошки, тепло рук матери.

Я познаю. Я познаю глубину разочарования, многогранность жизни, мимолетность счастья, облегчение слез, крепость дружбы течение времени.

Я - человек. Мне свойственно заблуждаться, ошибаться, быть изменчивым и неправым. Но я хочу верить. Хотя во что-то.