Захар Прилепин о Павле Губареве в Петрограде

Анатолий Обросков
Живо интересуясь современным литературным процессом, автор этих строк не мог упустить возможность лично познакомиться с знаменитым писателем Захаром Прилепиным, которого уже сейчас критики сравнивают по умению вглядываться в толщу народной жизни с ранним Максимом Горьким.
В "Буквоеде на Восстания" Захар Прилепин представил свой авантюрный и во многом религиозный роман "Обитель" о соловецких лагерях 20-х годов.   
Соловки, конец двадцатых годов. Последний акт драмы Серебряного века.
Широкое полотно босховского размаха, с десятками персонажей, с отчетливыми следами прошлого и отблесками гроз будущего – и целая жизнь, уместившаяся в одну осень.
Величественная природа – и клубок человеческих судеб, где невозможно отличить палачей от жертв.
Трагическая история одной любви – и история всей страны с ее болью, кровью, ненавистью, отраженная в Соловецком острове, как в зеркале.
Мощный метафизический текст о степени личной свободы и о степени физических возможностей человека.
Это – новый роман Захара Прилепина.
Это – «Обитель».
По словам Елены Шубиной «Этот роман – факт БОЛЬШОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Не случайно при чтении его вспоминаются и «Остров Сахалин» Чехова, и «Преступление и наказание» Достоевского, и «Воскресение» Льва Толстого».
Официальные данные. Захар Прилепин (настоящее имя Евгений Николаевич Прилепин; род. 7 июля 1975, д. Ильинка, Скопинский район, Рязанская область) – писатель, филолог, журналист. Родился 7 июля 1975 года в селе Ильинка Скопинского района Рязанской области. Закончил филологический факультет Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского и Школу публичной политики. Работал разнорабочим, охранником, служил командиром отделения в ОМОНе, принимал участие в боевых действиях в Чечне в 1996 и 1999 годах. В настоящее время – шеф-редактор "Свободной Прессы", главный редактор "Агентства политических новостей – Нижний Новгород", генеральный директор "Новой газеты в Нижнем Новгороде". Лауреат премий: "Национальный бестселлер", "Супер Нацбест", "Русский Букер десятилетия", "Ясная Поляна" и др.
О Захаре критики пишут, что он ворвался в литературу как выстрел из гранатомета. Бывший командир отделения спецназа, воевал в Чечне, работал охранником, многодетный отец, нацбол, поклонник Лимонова, бритоголовый интеллектуал, — в Прилепине все увидели то, что хотели. Одни: представителя новой молодёжи, наследников 90-х (про 90-е Прилепин пишет особенно часто). Другие: культового писателя, суммарный тираж книг которого за какие-то четыре года перевалил за четверть миллиона!

Подвижный, мгновенно располагающий к себе мужчина, отлично понимающий психологию собеседника. Без намёка на высокомерие и "звёздность". Таким стало моё первое впечатление от Прилепина.
В своём литературном мастерстве Захар, конечно же, почвенник и традиционалист,хотя и в отвечающей творческим достижениям нового поколения российских писателей форме.
На встрече присутствовало много фоторепортёров.Велась видеозапись.   

Свой вопрос задал Захару вторым. 
Он прозвучал так: "Захар,здравствуйте! Приветствую Вас в культурной Столице России! С интересом прочитал роман "Санькя". В России существует ПЕН-центр, который объединяет писателей либеральной политической направленности, они весьма активны, постоянно делают заявления. В настоящее время киевской хунтой похищен народный губернатор Донецкой Народной Республики Павел Губарев, что, если Вы совместно с почвенническими писательскими союзами и организациями инициируете ряд общественных акций с призывом освободить Губарева?". 
Прилепин положительно отнёсся к этой идее. Сказал, что собирается посетить Юго-Восток Украины.
О Губареве Прилепин: "Отличный мужик!".


Живой классик новейшей российской литературы Захар Прилепин процитировал Проханова: "Дети Арбата", "Пожар" Распутина, "Архипелаг ГУЛАГ" разрушили Советский Союз.
Напомнил, что В.В.Розанов говорил: Гоголь и Салтыков-Щедрин разрушили Российскую Империю.
По моему мнению, роль литературной критики на грани XIX и XX веков, действительно, надо охарактеризовать как деструктивную. Следует согласиться с Солженицыным: где очерки о наших первопроходцах, великих спортсменах, учёных, музыкантах?
Цель цеха критиков в том и состоит, чтобы мотивировать писателей, беллетристов, сценаристов внимательно вглядываться в реальность, искать в народной массе и воплощать с помощью литературного инструментария такие типические образы, которые соответствуют имперскому геополитическому и мессианскому предназначению России. 

Ведущая творческой встречи спросила об Эдуарде и Александре, Лимонове и Проханове, которых сам Захар называл своими учителями в литературе. Прилепин отметил, что считает идеолога "Изборского клуба" и певца "Пятой Империи" Александра Проханова выдающимся писателем.
Очень интересно Захар рассказал о формуле литературной пирамиды Леонида Максимовича Леонова, нашего Мартина Андерсена-Нексе.
"Пушкин пожал руку Гоголю, Гоголь пожал руку Достоевскому,Достоевский пожал руку Толстому,Толстой пожал руку Чехову, Чехов пожал руку Горькому,Горький пожал руку мне". "А Леонов пожал руку мне", - добавил Захар. Вопрос о том, кому пожмёт руку сам Прилепин по общему мнению зала и писателя пока остаётся без ответа.

Захар резко критически оценил диалог украинской и российской интеллигенции, который организовал Ходорковский (признан иноагентом в РФ) в Киеве. 
Прилепин призвал порадоваться за Россию и попечалиться за Украину в связи с происходящими событиями.
Прилепину часто звонит его друг Дмитрий Быков (признан иноагентом в РФ). Один раз предложил написать вместе сборник рассказов для Путина. Прилепин отказался, так как считает, что наилучшую информацию предоставляет Президенту природа.
Прилепин поддержал право на эксперимент в театре, когда читательница спросила его о скандально известных режиссёрах Серебренникове и Богомолове. Выскажу и своё мнение. Право создавать театральную версию классического текста русской литературы отнять невозможно, но тогда надо на афишах и печатать, что это именно версия режиссёра. Допустим, если Чёрт из кошмара Ивана Фёдоровича Карамазова выходит в число действующих лиц постановки.   

Вопрос:кто сейчас писатель №1?

После паузы Прилепин называет имя Александра Терехова.

Вручил Захару сборник моих текстов "МОЛОХ.Детоубийцы", посвящённый темам борьбы с наркомафией,биотеррором,работорговлей и этнопреступностью.
Передал и номера газеты "Трезвый Петроград" за 2012 и 2013 годы.

Леонид Юзефович, Владимир Рекшан в этот весенний день посетили "Буквоед".
Поздоровался с известнейшими людьми Санкт-Петербурга.
Очередь за автографами выстроилась, пожалуй, наибольшая из всех тех, которые видел собственными глазами.   

Уместен вопрос: входит ли Захар Прилепин в тот отстаивающий традиционные почвенные ценности кремлёвский Орден меченосцев, о котором рассказал в "Лицензия на...следствие"http://www.proza.ru/2013/12/22/1139,
"Благодарность журналистам.
Эхо Прямой линии с Владимиром Путиным"http://www.proza.ru/2014/04/14/1045
Судите сами.

Письмо товарищу Сталину
Захар Прилепин стал почтальоном

Социализм был выстроен.

Поселим в нём людей.


Борис Слуцкий.

Мы поселились в твоём социализме.

Мы поделили страну созданную тобой.

Мы заработали миллионы на заводах, построенных твоими рабами и твоими учёными. Мы обанкротили возведённые тобой предприятия, и увели полученные деньги за кордон, где построили себе дворцы. Тысячи настоящих дворцов. У тебя никогда не было такой дачи, оспяной урод.

Мы продали заложенные тобой ледоходы и атомоходы, и купили себе яхты. Это, кстати, вовсе не метафора, это факт нашей биографии.

Поэтому твоё имя зудит и чешется у нас внутри, нам хочется, чтоб тебя никогда не было.

Ты сохранил жизнь нашему роду. Если бы не ты, наших дедов и прадедов передушили бы в газовых камерах, аккуратно расставленных от Бреста до Владивостока, и наш вопрос был бы окончательно решён. Ты положил в семь слоёв русских людей, чтоб спасти жизнь нашему семени.

Когда мы говорим о себе, что мы тоже воевали, мы отдаём себе отчёт, что воевали мы только в России, с Россией, на хребте русских людей. Во Франции, в Польше, в Венгрии, в Чехословакии, в Румынии, и далее везде у нас воевать не получилось так хорошо, нас там собирали и жгли. Получилось только в России, где мы обрели спасение под твоим гадким крылом.

Мы не желаем быть благодарными тебе за свою жизнь и жизнь своего рода, усатая сука.

Но втайне мы знаем: если б не было тебя – не было бы нас.

Это обычный закон человеческого бытия: никто не желает быть кому-то долго благодарным. Это утомляет! Любого человека раздражает и мучит, если он кому-то обязан. Мы хотим быть всем обязанными только себе – своим талантам, своему мужеству, своему интеллекту, своей силе.

Тем более мы не любим тех, кому должны большую сумму денег, которую не в состоянии вернуть. Или не хотим вернуть.

Поэтому мы желаем обставить дело так, что мы как бы и не брали у тебя взаймы, а заработали сами, или нам кто-то принёс в подарок сто кг крупных купюр, или они валялись никому не нужные – да! прекрасно! валялись никому не нужными! и мы их просто подобрали - так что, отстань, отстань, не стой перед глазами, сгинь, гадина.

Чтоб избавиться от тебя, мы придумываем всё новые и новые истории в жанре альтернативной истории, в жанре мухлежа и шулерства, в жанре тупого вранья, в жанре восхитительной и подлой демагогии.

Мы говорим – и тут редкий случай, когда мы говорим почти правду – что ты не жалел и периодически истреблял русский народ. Мы традиционно увеличиваем количество жертв в десятки и даже сотни раз, но это детали. Главное, мы умалчиваем о том, что самим нам нисколько не дорог ни этот народ, ни его интеллигенция. В сегодняшнем семимильном, непрестанном исчезновении населения страны и народной аристократии, мы неустанно и самозабвенно виним – какой очаровательный парадокс! – тебя! Это ведь не мы убили русскую деревню, русскую науку и низвели русскую интеллигенцию на уровень босяков и бастардов – это, не смейся, всё ты. Ты! Умерший 60 лет назад! А мы вообще ни при чём. Когда мы сюда пришли – всё уже сломалось и сгибло. Свои миллиарды мы заработали сами, своим трудом, на пустом месте! Клянёмся нашей мамой.

В крайнем случае, в отмирании русского этноса мы видим объективный процесс. Это ведь при тебе людей убивали, а при нас они умирают сами. Ты даже не успевал их так много убивать, как быстро они умирают сегодня по собственной воле. Объективность, не так ли?

Ещё мы уверенно говорим, что Победа состоялась вопреки тебе.

Правда, немного странно, но с тех пор в России почему-то ничего не получается вопреки. Например, она никак не становится разумной и сильной державой ни вопреки, ни даже благодаря нам и нашей созидательной деятельности. Опять парадокс, чёрт возьми.

Мы говорим, что ты сам хотел развязать войну, хотя так и не нашли ни одного документа, доказывающего это.

Мы говорим, что ты убил всех красных офицеров, и порой даже возводим убиенных тобой военспецов на пьедестал, а тех, кого ты не убил, мы ненавидим и затаптываем. Ты убил Тухачевского и Блюхера, но оставил Ворошилова и Будённого. Поэтому последние два – бездари и ублюдки. Если б случилось наоборот, и в живых оставили Тухачевского и Блюхера, то бездарями и ублюдками оказались бы они.

Как бы то ни было, мы твёрдо знаем, что ты обезглавил армию и науку. То, что при тебе мы вопреки тебе имели армию и науку, а при нас не разглядеть ни того, ни другого, не отменяет нашей уверенности.

Мы говорим, что накануне ужасной войны ты не захотел договориться с «западными демократиями», при том, что одни «западные демократии», как мы втайне знаем, сами прекрасно договаривались с Гитлером, а другие западные, а также отдельные восточные демократии исповедовали фашизм, и строили фашистские государства. Мало того, одновременно финансовые круги неземным светом осиянных Соединённых Штатов Америки вкладывали в Гитлера и его поганое будущее огромные средства.

Мы простили всё и всем, мы не простили только тебя.

Тебя ненавидели и «западные демократии», и «западные автократии», и эти самые финансовые круги, и ненавидят до сих пор, потому что помнят с кем имели когда-то дело.

Они имели дело с чем-то по всем показателям противоположным нам. Ты – иная точка отсчёта. Ты другой полюс. Ты носитель программы, которую никогда не вместит наше местечковое сознание.

Ты стоял во главе страны, победившей в самой страшной войне за всю историю человечества.

Ненависть к тебе соразмерна только твоим делам.

Ненавидят тех, кто делает. К тем, кто ничего не делает, нет никаких претензий. Что делали главы Франции, или Норвегии, или, скажем, Польши, когда началась та война, напомнить?

Они не отдавали приказ «Ни шагу назад!». Они не вводили заград-отряды, чтобы «спасти свою власть» (именно так мы, альтруисты и бессеребренники, любим говорить о тебе). Они не бросали полки и дивизии под пули и снаряды, ни заливали кровью поля во имя малой высотки. Они не заставляли работать подростков на военных заводах, они не вводили зверские санкции за опоздание на работу. Нет! Миллионы их граждан всего лишь, спокойно и ответственно, трудились на гитлеровскую Германию. Какие к ним могут быть претензии? Претензии всего мира обращены к тебе.

При тебе были заложены основы покорения космоса – если б ты прожил чуть дольше, космический полёт случился бы при тебе – и это было бы совсем невыносимо. Представляешь? – царь, усатый цезарь, перекроивший весь мир и выпустивший человека, как птенца, за пределы планеты – из своей вечно дымящей трубки!

О, если б ты прожил ещё полвека – никто б не разменял великую космическую одиссею на ай-поды и компьютерные игры.

Да, к тому же, при тебе создали атомную бомбу – что спасло мир от ядерной войны, а русские города от американских ядерных ударов, когда вместо Питера была бы тёплая и фосфорицирующая Хиросима, а вместо Киева – облачное и мирное Нагасаки. И это было бы торжеством демократии, столь дорогой нам.

Ты сделал Россию тем, чем она не была никогда – самой сильной страной на земном шаре. Ни одна империя за всю историю человечества никогда не была сильна так, как Россия при тебе.

Кому всё это может понравиться?

Мы очень стараемся и никак не сумеем растратить и пустить по ветру твое наследство, твоё имя, заменить светлую память о твоих великих свершениях - чёрной памятью о твоих, да, реальных, и, да, чудовищных преступлениях.

Мы всем обязаны тебе. Будь ты проклят.

Российская либеральная общественность.

Записал Захар Прилепин
http://svpressa.ru/society/article/57411