Бабушка, расскажи про коммунизм

Татьяна Гончарова 2
        Наталья любила эти минуты общения перед сном, пожалуй, больше внучки. Она сама выросла в большой  дружной семье и не представляла себе жизни в одиночестве. Но сложилось, как сложилось, и теперь она уже не представляла жизнь с кем-то, кто нарушал бы её жизненное пространство. Исключением были внуки, особенно вот эта егоза, которая частенько оставалась у неё ночевать. Когда Дашутка была поменьше, Наталья рассказывала ей сказки, потом в ход пошли краткие содержания «Трёх мушкетёров»,  «Графа Монте-Кристо» и даже «Евгения Онегина». Когда фантазия иссякла, они стали просто общаться. Как-то Наталья, рассказывая о своих школьных годах, упомянула слово «коммунизм».
  - Что это такое? – спросила внучка.
 -  Это такой строй, когда все люди должны работать не за деньги, а из чувства долга. Денег вообще не должно быть, всё что нужно, можно брать бесплатно. Когда мне было столько лет, как тебе сейчас, у нас в стране был руководитель Никита Сергеевич Хрущёв. Он говорил, что наше поколение будет жить при коммунизме, и даже срок установил: к 1980 году.
 - Так почему же этого не сделали?
 - Понимаешь, тогда думали, что люди изменяться, станут все очень честными и сознательными, но это, к сожалению, невозможно.
 - Бабушка, не надо думать, что все люди дряни, не надо!
 Девочка проговорила это с такой горячностью, что Наталья невольно  осеклась. После непродолжительного молчания и обдумывания чего-то,  Дарья выдала:
 - Я решила, что когда вырасту, стану политиком и все силы приложу, чтобы люди жили без денег.
Наталья переменила тему, потом замолчала и вскоре услышала мерное посапывание.
      А на бабушку нахлынули воспоминания. Да, тогда, в делёкие шестидесятые, слово «коммунизм» не сходило с уст, его можно было не только слышать в школе, по радио, просто в разговорах, но и видеть на праздничных транспарантах, плакатах, на стенах домов. Тогда даже фильм сняли под названием: «Последний жулик», как из тюрьмы выпустили последнего заключённого, и он попал в коммунистическое общество. На улицах деньги валялись, никто их не брал, а дети играли с ненужными кассовыми аппаратами вместо игрушек. В школах тогда часто проводились диспуты (сейчас их называют «дебаты») на различные темы. Наталья запомнила один из них, о том, каким мы представляем себе человека будущего. Дети много говорили, что в далёком – далёком 1980 все люди будут честными, трудолюбивыми и дружными. Наталья была активной девочкой и тоже, конечно, выступила. Говорила она, что все люди в будущем будут красивыми,  это не значит, что у всех будут красивые носы или губы, а они будут красивы внутренней красотой. Если честно, Наталья тогда услышала это по радио, ей эта мысль понравилась, как было не ввернуть её по случаю? И удачно получилось, ей хлопали!
    А дома на кухне шли совсем другие разговоры. Мама говорила:
 - Ну как это можно сделать? Работать, конечно, можно заставить, это уже проходили в колхозах, вместо денег – трудодни. А вот раздавать всё бесплатно, это вряд ли.
Отец возражал:
 - Можно и это сделать. Выдадут всем форму или спецовку, пайки выдавать будут.
       Наталья родителей любила, но считала людьми несколько отсталыми. Не понимали они, что люди будущего не по принуждению будут работать, а по призванию,  работа радость будет приносить, а товаров будет такое изобилие, что на всех хватит без всякой выдачи. Ведь главный признак коммунизма: «От каждого по способностям, каждому по потребностям».
       Возможно, тогда не только дети в это верили, но потом сменился лидер, о коммунизме уже говорили, не устанавливая конкретных сроков, а в обиходе это слово стало называться самым коротким анекдотом