Из истории села Паново-Осаново

Леонид Блохин
   Старое предание относительно происхождения села Паново-Осаново гласит: жил был в селе помещик Панов, по его фамилии  село называлось. Однажды Панов проиграл своё имение в карты барону Осанову. Село пришлось отдать.
   Осанов решил перенести село на другой противоположный берег реки, т.е. на правый берег. Так как правый берег был безопаснее сырой низины, а на месте кладбища барин поставил церковь.
   Но это всего лишь легенда.

   


    Известно, что до начала Смуты, произошедшей на Руси в начале XVII века, начиная с 1598 года, частью селения Паново на речке Ежати владел Осан Микульский. Именно по его  имени было названо впоследствии село Пановым-Осановым, чтобы отличать от двух других  одноименных сел в том же Азамасском уезде. 
 
 
    С 1601 по 1612 годы в стране царила невообразимая неразбериха, Цари сменяли один другого с невероятной быстротой. Прибавьте к этому, что на Руси за ото время объявилось больше десятка царей-самозванцев, и вам будет понятно, какое это было время. Одно слово-Смута!  Бесчисленные цари раздавали имения направо и налево своим людям.




В 1610году, один из самозванных царей под именем Дмитрия Ивановича отдал  поместье Воина Рачевского в деревне Паново спальнику своему Кузьме Яковлевичу Кошелеву. По этой грамоте был послан на отделение земель арзамасский затинщик Третьяк Захарьев. (1)

   
  В 1609 году Осан Микульский погиб в битве с польскими захватчиками под Зарайском в числе 300 арзамасцев, сложивших головы в этом сражении.

   

   Так как справедливости от царей ждать было нельзя, то в  1611 году вдова Осана Соломонида подала челобитную на имя бояр, в котором писала, что за мужем ее Осаном Микульским было земли 125 четей в Арзамасском уезде за лесом на речке Ежати, после того, как ее мужа убили, царь Василий Шуйский повелел оставить ей на прожиток 100 четей, а 25 отдать Михаилу Темкину. Да те 100 четей Соломониде так и не были отделены.

   

   Думный дворянин и воевода Прокопий Петрович Ляпунов, в отряде которого сражался Осан Микульский под Зарайском, решил восстановить справедливость. По совету всей земли, решено было отдать вдове героя все поместье  на прожиток сполна, ради смерти ее мужа, а крестьянам ее велено было слушать Соломониду во всем и пашню на нее пахать. Людей же Михаила Темкина, велено было тот час выслать вон .

    В то время, в 1611 году в селе Паново стоял храм Николы чудотвоца «о трех верхах»  с двумя приделами, первый во имя  Введения Пречистой Богородицы, второй во имя соловецких чудотворцев Изосимы и Савватея, двор помещика Осана Микульского, 21 крестьянский двор да 7 бобыльских дворов (крестьян, не имеющих своей земли), которые были отданы вдове Соломониде.
По той же грамоте велено было отобрать у того же Михаила Темкина 20 четей земли в селе Паново, 22 кресьянских двора да 6 бобыльских, которые принадлежали ранее брату Осана  Петру Микульскому, и отдать их в поместье Федору Дементьеву. (2)

    Из Отдельных книг  1612 года узнаем, что бил челом боярам нижегородский литвин Иван Иванович Рачевский в том, что было за отцом его Воином Рачевским поместье в Арзамасском уезде на реке Ежати в селе Паново 170 четвертей. Отец его в 1608 году умер, осталась в Паново мачеха его, вдова  Любава с двумя сыновьями Иваном и Леонтием.

 
    Отца его поместье было разделено следующим образом вдове Любаве – 50 четей на прожиток, Ивану- 40 четей, а Леонтию 80 четей. Леонтия в 1610 году в Арзамасе повесили казаки, поместье его очередным самозванцем «царем Дмитрием Ивановичем», сидевшим в Калуге, было отдано его брату, Ивану Ивановичу. После брата его, Леонтия осталась жена Анна и годовалый сын  Куземка.


   Сын боярский Клим Львов отделил Любаве, вдове Воина Рачевского 50 четей, вдове Анне с сыном Куземкой-80 четей, а 40 четей было отдано  Федору Дементьеву. Кроме того Любаве досталось строений на боярском дворе: горница на подклете, перед подклетом клеть с сенями, изба и житница. Да выделено 7 крестьянских дворов, да три казацких двора. Федору Дементьеву отделено 5 крестьянских дворов, 2 казацких и один бобыльский.

 
   Анне, вдове Леонтия Рачевского досталось: на дворе боярском – старая горница с сенями и с повалушею, поварня, житница, наподгребица, конюшня, 2 хлева, 2 клетки людских, ворота чанные, 12 крестьянских дворов, трое казаков. (3)
 
   
   С 1649 по 1686 год селом владел Яков Александрович Голицын. В 1682/83 гг. по жене Шереметьевой перешло к теткам жены Л.В. Пронской и А.В.Пожарской.
    В 1716-1723гг. Паново является вотчиной вдовы графини Анны Борисовны Головиной.


  Землю в большинстве случаев обрабатывали женщины, старики и дети, а остальные трудоспособные мужчины или уходили на побочные заработки, или жили в лесах и занимались разбоем.


   Лошадников на селе было очень мало, земля в 6ольшинстве случаев была очень плохая, обрабатывали ее кое-как. Урожая хватало только до рождества.

   
   Первая керосиновая лампа появилась на селе в 1870 году, и посмотреть её /как говорят старики/ приходили и дети и взрослые.

   
   В революцию 1905 года крестьяне села громили леса, а после приезда царских солдат, многие крестьяне были арестованы и посажены в уездную тюрьму в городе Сергаче.


   В 1909 в селе Паново-Осанове сгорела церковь, а вместе со старой церковью сгорела и летопись села, таким образом, основание села и жизнь односельчан в далёкие времена остаётся неизвестной. Но по рассказам стариков отдельные отрезки и эпизоды восстанавливаются.


   Так, например, рассказывают, что старое село было расположено не на правом берегу р. Ежати, где село стоит в настоящее время, а на левом берегу /старое жило/, поселение там было небольшое 40-50 дворов, а на том месте, где находится сейчас школа, а раньше была церковь, было расположено кладбище старожилов. Старое жило часто в половодье и летом  в ливневые дожди подвергалось наводнению, и старый барин не получал доходов от своего имения.