Приход села Покрова Сергачского уезда

Леонид Блохин
                ПРИХОД  СЕЛА  ПОКРОВА СЕРГАЧСКОГО УЕЗДА 
                НИЖЕГОРОДСКОЙ  ЕПАРХИИ

   

Село Покров расположено по большому Симбирскому тракту в 160 верстах от Нижнего Новгорода и 52 от Сергача при незначительной речке Ляпне в местности сравнительно невысокой и со всех сторон открытой. С запада на восток, север и юг видны приходские деревни: Исупова, Суморокова, Соболева,  Ламакина и Хоненевка  и деревни других приходов, смежных с Покровским – Старо- Ахматова, Молчанова, Пересекина и  Панова-Осанова на протяжении 10 верст.


   Когда основался приход села Покрова, данных определить это время, пока нет. Первый древнейший документ, хранящийся в Покровской церковной ризнице, относится к 1749 году, это храмозданная грамота. В этом году по просьбе Покровской помещицы  княгини Марии Исаевны Гагариной Преосвященный  Платон Епископ Владимирский дал позволение и благословление выстроить в селе Покров вместо сгоревшей деревянной церкви новый храм деревянный же в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделами Николая Чудотворца и Василия Великого. В грамоте сказано так: «…в селе Покровском имелась церковь Божия деревянная во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца, которая в 1749 году июля 20 дня от случившегося в  том селе пожарного времени сгорела без остатку; а ныне же  княгиня Мария Исаевна Гагарина желает в том селе Покровском вместо объявленной сгоревшей Покровской церкви построить вновь,  деревянную же того же храма Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца и еще вновь с прибавлением пристроить придел во имя Василия Великого»…


   Окончена строением эта церковь в 1756 году. В благословенной грамоте 1756 года об освящении ее сказано «…  новопостроенную церковь Покровскую с приделы Николая Чудотворца и  Василия Великого освятить на новоизданных антиминсах…»


   По устройстве и освещении она стояла в Покрове очень недолго, около 20 лет, а потом перевезена была в село Пергалеи  Княгининского уезда. Какая причина тому была – неизвестно. Составитель летописи церкви с села Покрова священник Николай Полетаев говорит: «Из того, что разрешение строить каменную церковь в Покрове испрашивал в 1781 году у епархиального начальства Покровский помещик Колычев, можно заключать, что не строительница деревянного храма княгиня Гагарина передала его в Пергалеи, а Колычев передал его туда, когда княгини Гагариной в живых уже не было».


   11 марта 1781 года от Преосвященного Виктора Епископа Владимирского и Муромского последовало на просьбу Покровского помещика Льва Александровича Колычева разрешение строить в селе Покрове каменный храм.  «Благословляем в селе Покровском, - пишется в храмозданной грамоте, - на удобном месте церковного погоста, которое бы было не зыбкое и гробами мертвых не заставленное, вновь каменную церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделы Николая Чудотворца и Василия Великого строить на подобие прочих издревле и по ныне святохранимых  святых Божьих церквей».


   Храм этот, начатый строением в 1781 году, окончен в 1786 году исключительно иждивением Л.А. Колычевым при заботливом участии по  постройке  супруги Колычева Анны Петровны под непосредственным наблюдением которой производились все работы по церкви, так как сам Колычев, вследствие физической немощи (он был без ног и его возили в одноколке) не мог принимать желаемого участия в этом деле.


   На сохранившемся храмозданном кресте при освящении Покровского престола сделана следующая надпись: « Освятися жертвенник Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Храм Покрова Пресв. Богородицы при державе Благочестивейшия Самодержавнейшия Великия Государыни  Императрицы Екатерины Алексеевны всея России , при наследнике Благоверном Государе и Великом Князе Павле Петровича, при супруге его Благоверной Государыне Великой Княгине Марии Федоровне по благословлению Преосвященного Виктора Епископа Владимирского и Муромского в лето от воплощения Христа 1786-е месяца сентября 27 числа на память св. отец Каллистрата и дружины его и преподобного отца нашего Савватия Соловецкого. Сей храм святил г. Арзамаса Воскресенского собора протопоп Григорий Григорьев». Подобная же надпись на храмозданных крестах и тем же лицом сделана по освящении приделов Николая Чудотворца и Василия Великого.


    Колычевский храм существует в селе Покров и по сие время, но только не в первоначальном, а в измененном виде, произведенном в 1821 году помещицами Лавровыми. Видоизменения коснулись, главным образам, трапезы узкая и продолговатая с двумя приделами в правой  с двумя приделами в правой Николая Чудотворца, а в левой Василия Великого трапеза была прежде крайне маловместительна. Лавровы прежние прямые северные и южные пробили и сделали их вновь полукруглыми и трапеза стала много просторнее. Далее Лавровы устроили с разрешения Преосвященного Моисея в трапезе на хорах еще третий предел во имя Святителя Филиппа Московского, согласно завещанию Л.А.Колычева. (Л.А. Колычев, передав свое имение Лавровым, вменил им в обязанность устроить придел на хорах во имя Святителя Филиппа, как своего родича,  так как Колычев происходил из тех бояр Колычевых, из которого был святитель Филипп).

   
   Тогда же помещицами Лавровыми устроены над входами в церковь с западной, северной и южной  сторон фронтоны, поддерживаемые колоннами, Колоннами же обрамлен и алтарь, а вся церковь обрамлена кругом каменной оградой с тремя вратами  -  с  запада, севера  и юга. В обем наружный вид храма довольно красив и вполне отвечает внутреннему благоустройству его, положенному основателем храма Колычевым, восстановленными в 1821 году Лавровыми и поддерживаемому доныне усердием прихожан и заботами церковного попечительства. Покровский пиход состоит из села и пяти деревень с населением до 5 тысяч обоего пола при двух штатах притча.

   
   Село Покров принадлежало сначала роду князей Гагариных, потом Колычеву  и, наконец, Лавровым; последняя из рода Лавровых Праскева Семеновна, умирая, отпустила крестьян на волю, согласно конечному желанию Л.А.Колычева.

   
   Приходские деревни принадлежали и принадлежат разным помещикам, которые при крепостном праве жили в своих имениях, а теперь никто из них в своих имениях  не жительствует.
   Притч с 1782 года содержится главным образом от земли, которой  по «писцовой книге» церкви Покрова состоит: пашенной 46 десятин, сенного покосу 4 десятины, под поселением, огородами,  гуменниками и конопляниками , 2 десятины1552 сажени под церковью и кладбищем 1200, под дрогами 1200, под речкою и врагом 500 сажен, а всего всех угодий 53 десятины 2052 кв. сажени. Луговая земля ныне тоже распахана под хлебные посевы. Кроме содержания от земли притч еще имеет определенный доход в % доход от шести непрерывно-доходных билетов в количестве 88 руб. 16 коп. и переходящий доход от требоисправлений.

   
   Самое первое сведение о священно-церковнослужителях села Покрова по церковным документам встречается в писцовой книге на церковную землю. В этой книге упоминается «поп Никита Антонов и церковный дьячок Ив… Антонов, пономарь Аф… Григорьев и просвирница Дарья Федорова».  С 1809 года в селе Покров священствовали: Егор Степанов, Семен Афанасьев,  Павел Гр. Весилицкий, Николай Ив. Лавров, Александр Ив. Лузин, Василий Егоров, Порфирий Ал. Вознесенский, Александр Вас. Малицкий, Алексей Петр. Соколов, Николай Павл. Веселицкий, Валериан Ал. Лавров; в настоящее время священствуют Николай Дмитриевич Полетаев и  Павел Алексеевич Яковлев.

   
 
   Прихожане,  как при крепостном праве, так и по выходе на волю живут земледелием и не отличаются зажиточностью, но те из прихожан, которые за малым наделом земли уходят на заработки на Волгу,  еще беднее крестьян домоседов – землевладельцев.

   
   
   Небогатые бытовой обстановкой покровские прихожане богаты верою, предонностью церкви, любовь к храму и уважением к священному сану.  Так во всяком обстоятельстве своей жизни, выходящим из ряда обыкновенных, они верою видят посещение Божие и молитвами церкви стараются или предотвратить  это посещение, если оно грозное, или увековечить, если оно милующее.  Так в холерный 1853 год, когда эта болезнь посетила приходскую деревню Хоненевку, обыватели оной постановили навсегда совершать в деревню крестный ход 16 августа и служить в каждом доме молебен перед  Нерукотворенным Спасовым образом.

   

  В 1866 году в деревне Исупове открылась большая смертность на детей до 12-летнего возраста, - исуповцы дали обет брать из церкви св. иконы в деревню ежегодно 22 октября и служить по домам молебны Казанской Божией Матери.

   

   В 1876 году в деревне Ломакине открылся падеж на крупный рогатый скот, - ломакинцы дали обет служить каждогодно  молебны по домам священномученику Власию на 2-й неделе Великого поста.
В 1878 году покровские крестьяне дали обет вечно служить по домам молебны 28 октября вдень великомученицы Праскевы в память того, что помещица Праскева Лаврова отпустила их со всеми угодьями, еще до уничтожения крепостного права, на волю.

   

   Перед храмовым праздником Покрова Пресвятыя Богородицы храмовая икона обносится по всему приходу с давнего времени, причем в каждом приходском доме служится молебен Покрову Богородицы.

   
   Чуждые раскола покровские прихожане с любовью ходят в храм Божий, охотно слушают беседы и наставления священника и всегда с уважением относятся к нему, как своему духовному отцу; долг исповеди и св. причастия исполняют ежегодно, а некоторые и не один раз в год; об умерших родных заказывают заупокойные литургии и служат часто панихиды; приходский храм свой поддерживают в должном благолепии: в период времени с 1880 по 1884 год позолочены в церкви все четыре иконостаса; на местные иконы (кисти  знаменитого живописца Ступина) сделаны медно-серебрянные ризы, реставрирована стенная живопись, приобретены новые хоругви и проч.

   
   В приходе села Покров имеются две школы : а) земская, открытая в 1875 году в селе, содержимая земством, и б) церковно-приходская, открытая в 1884 году в деревне Ломакине приходским священником Н.Д. Полетаевым и им содержимая.


   
   На старом приходском кладбище – в местности бывшей Гагаринской церкви уцелело несколько памятников тех помещиков, которые владели покровскими  крестьянами. Среди них обращают на себя внимание три памятника Лавровых и один князей Гагариных. Памятники над Лавровыми Елизаветой и Аннной Сем., поставленные их младшей сестрой Праскевой, мраморные и с приличными надписями, а над самой праскевой Семеновной, поставленный покровскими крестьянами в багодарность за отпуск их на волю, простой кирпичный, оправленный белилами. На могиле князей Гагариных в настоящее время поставлен памятник, сооруженный из остатков старого – и то на церковную сумму; на нем не сделано никакой надписи, и если бы не старожилы, помнящие, как из остатков старого строился  новый, то невозможно было бы подумать, что под ним покоятся тела именитых князей Гагариных. Прежний же гагаринский памятник был довольно большой в форме усыпальницы – часовни, в которой служили панихиды.

   
   В церковно-приходской летописи отмечен следующий факт. В 1842 году в праздник Богоявления за литургией во время малого входа кому-то из  стоявших на хорах представилось, что верхняя церковь св. Филиппа валится. В испуге он заявляет об этом громко на всю церковь и производит в предстоящих ужасное смятение: все моментально устремились к выходу, но выйти никому не удалось, потому что входная дверь отворялась внутрь, а не наружу и напором была придавлена так, что нельзя было отворить ее и на вершок. В таком положении народ, не зная куда деваться, бросился в алтарь и даже через царские двери, при чем были потревожены с своих мест и св. престолы. И хотя Филипповская церковь удержалась на своем месте, но, тем не менее, после сего велено было, вместе с освящением церкви, подставить под хоровую церковь столбы, которых и утверждено четыре из толстого дуба. (Н.Е.В.)



«Нижегородские Губернские Ведомости»  №49,  1892 г