Камень. Ножницы. Бумага. Часть 1. Глава 5

Лариса Коршунова
Глава 5

 Я подробно  « отчиталась»  перед  бабушкой  и мамой о своей поездке в Украину и показала им снимки, сделанные мной, и перстень, который пришелся мне как раз впору. Бабушка вспомнила, что этот перстень дед привез из Алжира и подарил старшей дочери. Мама начала рассказывать, как этот перстень попал к деду. Оказывается, он его не покупал. По его словам, когда он однажды шел по алжирскому рынку, его внимание привлекла одна забавная сценка: седой бородатый старик в тюрбане и цветном халате  играл на дудочке, а перед ним мерно качалась загипнотизированная кобра. Это был заклинатель змей. На пальце у старика сверкал крупным камнем перстень. Их обступила толпа, дед тоже остановился. Вдруг старик перестал играть и обратился к моему деду с какой-то  непонятной витиеватой фразой, и при этом снял с пальца перстень, поклонился, прижав руку к сердцу, и отдал ему. Пока дед разглядывал перстень и старик, и кобра растворились в толпе, как будто их и не было.
 - Мама, ты ничего не путаешь? Как мог старик - араб отдать довольно дорогой перстень  чужаку, да еще русскому?
- У меня с памятью пока все в порядке, - поджала губы мама.
- Ничего не понимаю… -  пробормотала я. - Какая-то загадочная история! - А кто тот мужчина, и как к нему попал твой перстень?
 Мама опустила голову, а потом тихим голосом начала рассказывать:
- После  второго курса института у меня была летняя практика. Я работала пионервожатой в палаточном лагере, который находился на окраине города в лесу. В этом лагере физруком был… -  она помедлила, -  интересующий тебя мужчина.
Кажется, я начала понимать.
- И ты в него влюбилась, да? – любопытство мое разгоралось.
- Влюбилась, -  вздохнула мама.
- И что же было дальше?
- Смена закончилась и моя практика тоже. А он оставался на следующую смену. Перед тем, как нам расстаться, он взял с меня слово, что я приеду через два дня. А чтобы быть уверенным до конца, он снял с моего пальца перстень, сказав при этом, что уж за перстнем-то я точно приеду.
- Но ты не приехала, -  выдохнула я.
- Да, я не приехала ни через два дня, ни через две недели.
-  Но почему?
- Видишь ли, я была молода и глупа, а он был старше меня на целых восемь лет! Он был довольно известным спортсменом, выступал на республиканских соревнованиях, Мне казалось, что взрослый, состоявшийся мужчина не может влюбиться в такую девчонку, как я. Я приехала, - продолжала она, -  через месяц, в конце смены, но его не было, он уехал на соревнования. Его сосед по палатке, молодой парень, сказал мне, что он очень переживал, не спал по ночам. Я тоже все ночи проплакала, -  грустно добавила она.
- И вы больше не виделись?
- Нет. Я после этого три года ни на одного парня смотреть не могла. А потом прошло, -  она улыбнулась.
- Да… Нам трудно понять ваше поколение.
- Так вот из-за чего у тебя был гипертонический криз в начале третьего курса, -  задумчиво протянула бабушка, и добавила: - Какая глупость!
- Эта глупость называется любовью, - засмеялась тетя Мила.
И мы замолчали, каждая думала о своем.

От бабушки мы поехали к маме: я соскучилась по моему маленькому разбойнику. Шнурок, казалось, тоже был рад меня видеть. Он терся о мои ноги,  ласково мурлыча, но на руки не шел, показывая характер и наказывая меня за долгое отсутствие. Мы пили чай на кухне, весело болтая обо всем на свете. Я спросила маму, какую роль играл КГБ в их жизни в советское время.
- Ну, как тебе сказать… в каждом коллективе был их секретный сотрудник, сексот сокращенно, ты, наверное, слышала. Он сообщал информацию обо всех работниках.
- И что, вы не знали, кто этим занимался?
- Конечно, знали. Старались не болтать лишнего в их присутствии, вот и все. Кстати, когда ваш дед был в Алжире, с ним произошел один  интересный случай. У него в личном пользовании была машина, «Пежо». И однажды он поехал в столицу, не знаю уж зачем. С ним увязался «сексот». Отец  припарковался, и только хотел выйти, как в него кто-то въехал, тюкнул легонько в «зад».
- И что было дальше?
- А дальше все, как обычно. Появился полицейский, составили протокол.
- Ну  и?
- Секретный сотрудник посоветовал отцу немедленно ехать в наше посольство – доложить об инциденте. Так они и сделали. Когда они выходили от консула, в приемной уже дожидался аудиенции полицейский.
- А что было бы, если бы они этого не сделали?
- Отца выслали бы из страны в 24 часа, никто бы разбираться не стал, кто прав, а кто виноват.
- А ты сама с ними не сталкивалась?
- С КГБ? Сама нет, а вот, отца из-за меня они один  раз вызывали.
- Расскажи, -  загорелась я.
- Ты знаешь, что я после института  работала в сельской школе. Из этого села, как и из других украинских сел, перед революцией многие уехали в Америку на заработки. Между прочим, у вашего отца родной дядя туда уехал, так что у вас есть родственники в Америке.
- Как интересно! Почему я узнаю об этом только сейчас?!
- Ну, так вот. Ко мне однажды пришел старенький дедушка, сосед, с просьбой перевести ему письмо. У него в Штатах жила племянница, одинокая женщина. Она начала писать ему письма, а так как языка она не знала, то писала письма на английском. Вот я и была у них переводчицей. Потом я и сама стала переписываться с этой Хеленой. Все письма, естественно, в то время проверялись,  и однажды моего отца вызвали в райком партии в первый отдел и сказали ему, чтобы он настоятельно посоветовал мне прекратить переписку.
- И что?
- Я отказалась.
- И ты не испугалась?
- А чего мне было бояться? Членом партии я не была, а с работы меня бы никто не уволил – желающих ехать в отдаленное село не было.
Не успела я задать следующий вопрос, как услышав какие-то вопли на улице, спохватилась.
- Мама, а где Шнурок?
Я вихрем влетела в комнату – дверь на балкон открыта, балконная рама распахнута, а кота нигде нет! Не помню, как я оказалась на улице.  Дети  со всего двора сгрудились под окнами, крича  и  размахивая  руками. Увидев меня, замолчали и расступились. На ватных ногах я  подошла к ним, и…услышала  тихий детский голос:  - Тетя, да вы не бойтесь, с ним все в порядке. - Картину, которая предстала перед моими глазами, я не забуду никогда!  Из  сугроба  рядом с тротуаром торчала  одна лишь  насмерть перепуганная  кошачья мордочка с вытаращенными от ужаса глазами! Все тельце оказалось в сугробе.  Да, наверное,  не зря у нас выпало столько снега этой зимой!
Весь вечер Шнурок не слезал с моих рук.