Исторические типы средневековой философии
Неоплатонизм - систематизировавшее учение Платона о сверхсущем едином и иерархическом строении бытия в соединении с идеями Аристотеля
Апологетика – ранний этап христианской философии, защищавшая догматы христианства (Ориген, Тертуллиан)
Патристика – систематизация теологических христианских доктрин, учения «отцов церкви» (Василий Великий, Августин Блаженный, Боэций, Иоанн Дамаскин).
Схоластика – период религиозной философии, характеризующийся соединением догматических предпосылок с рационализмом (Ансельм, Абеляр, Альберт Великий, Фома Аквинский, У. Оккам).
Основные понятия христианской философии средневековья
Теоцентризм - основная идея средневековой западноевропейской философии
Эманация - центральное понятие неоплатонизма, означающее переход от высшей онтологической ступени универсума (Единое) к низшим, менее совершенным, как убывание бытия противоположно восходящему развитию, совершенствованию
Креационизм - религиозное учение о сотворении мира богом из ничего. Характерен для теистических религий — иудаизма, христианства, ислама.
Универсалии - одна из центральных проблем средневековой философии об общих понятиях: существуют ли они «до вещей», как их вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм), «в вещах» (аристотелизм, умеренный реализм), «после вещей» в человеческом мышлении (номинализм, концептуализм).
Реализм – учение средневековый схоластики (Ансельм, Фома Аквинский) утверждавшее, что универсалии (общие понятия) существуют до и вне единичных вещей реально и независимо от сознания.
Номинализм – учение средневековой схоластики (Росцелин, Иоанн Дунс Скот, Оккам), признававшее реальное существование лишь единичных вещей.
Концептуализм - основанный П. Абеляром «умеренный номинализм», утверждавший, что - концепты (вещи) существуют в уме человека как единство общего и единичного
Вера и знание - в философии Аквинского: не противоречат друг другу
«Бритва Оккама» - принцип средневековой философии означает: «Не следует умножать сущности сверх необходимого»
Экзегетика - искусство интерпретации текстов священных писаний
Основные направления философии средневековья
Томизм - учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии, соединившее христианские догматы с методом Аристотеля
Аверроизм - учение на основе идей Ибн Рушда о двойственной истине, о вечности материи и движения, бог – перводвигатель и первопричина, а не творец и волевое начало, отрицание индивидуального бессмертия души.
Оккамизм – учение не признававшее реальность универсалий, реально лишь отдельное существо, а универсалии существуют лишь в пределах человеческого разума, размышляющего о них.
Восточный перипатетизм - соединение догматов ислама с аристотелизмом
Фарабизм – соединение аристотелизма с неоплатоническим учением об эманации
Суфизм - учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию Бога (в интуитивных экстатических озарениях) и слиянию с ним, характерно сочетание метафизики с аскетической практикой.
Эманация — в философии, концептуальный термин, означающий происхождение Универсума (вселенной) посредством истечения его из запредельного первоначала, Единого (Божества)
Ясавизм – тюркская ветвь ортодоксального направления суфизма
Труды средневековых мыслителей
Августин Блаженный – автор трактатов «Исповедь» и «О граде Божьем».
Боэций - автор трактатов «Об утешении философии», «О Троице».
Фома Аквинский - автор трактатов «Сумма против язычников» и «Сумма теологии».
Аль-Кинди – автор трактата «О количестве книг Аристотеля и о том, что необходимо для усвоения философии»
Аль-Фараби – автор трактатов «О взглядах жителей добродетельного города», «О достижении счастья», «О значении слова разум», «Большая книга музыки».
Ибн Рушд (Аверроэс) – автор трактата «Опровержение опровержения»
Ясави – автор произведения «Дивани Хикмет» (Книга мудрости).
Основные понятия восточной философии
Активный разум - по мнению аль-Фараби, является причиной движения мира, его логосом
Суфизм - направление средневековой арабоязычной философии, предлагающее мистический путь постижения Бога
Тарикат - в средневековой арабоязычной философии означает совершенствование человека
«Фалсафа» - рациональный способ постижения мира в средневековой арабоязычной философии
Основные понятия философии Возрождения
Гуманизм — светское вольномыслие эпохи Возрождения, признание ценности человека как личности, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви.
Антропоцентризм - характерное воззрение философии гуманизма, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.
Геоцентризм - возникшее в древнегреческой науке (Птолемей) и сохранившееся вплоть до позднего средневековья антропоцентрическое представление о центральном положении Земли во Вселенной.
Гелиоцентризм - возникшее в эпоху Возрождения (Н. Коперник) представление о строении Солнечной системы: Солнце — центральное тело, вокруг которого обращаются планеты
Пантеизм – религиозно-философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое, характерен для натурфилософии Возрождения (Николай Кузанский, Дж. Бруно).
Гилозоизм - философское учение о всеобщей одушевленности материи, все обладает свойством ощущения и мышления (Б. Телезио, Парацельс)
.Вселенная - в натурфилософии Дж. Бруно бесконечна и многообразна.
Выдающиеся гуманисты эпохи Возрождения
Художники эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи, Буонарроти Микеланджело, Рафаэль Санти, Альбрехт Дюрер
Писатели и поэты эпохи Возрождения- Данте, Петрарка, Бокаччо, Шекспир, Рабле, Сервантес
Натурфилософы эпохи Возрождения - Николай Кузанский, Лоренцо Валла, Бернардино Телезио
Ученые эпохи Возрождения – Николай Коперник, Галилео Галилей, Джордано Бруно
Социальные философы эпохи Возрождения – Н. Макиавелли, Т Мор, Т. Кампанелла
Сочинения гуманистов эпохи Возрождения
«Об ученом незнании» - Николай Кузанский
«Об обращениях небесных сфер» - Николай Коперник
«О бесконечном множестве миров, Вселенной и мирах»- Дж. Бруно
«Похвала глупости» - Эразм Роттердамский
«Опыты» - Мишель Монтень
«Государь» - Никколо Макиавелли
«Утопия» - Томас Мор
«Город Солнца» - Томмазо Кампанелла