Путь от солдата до генерала

Наталья Смирнова 5
Мне было четыре года, когда мы получили новую квартиру на Юго-Западе, на проспекте Народного Ополчения. Этот район Ленинграда начал очень активно застраиваться в самом  конце 60-х годов прошлого века. Обычный спальный район с панельными пятиэтажками, которые в народе прозвали «брежневками», и девятиэтажными домами-кораблями шестисотой серии. Он представлял собой своеобразный тихий оазис, а ведь буквально  двадцатью пятью годами ранее здесь проходил  передний край обороны и защиты Ленинграда. Двадцать пять лет. А что такое «двадцать пять лет» в масштабах истории? Мгновение. Мгновение, и вот уже вместо землянок и блиндажей – жилые кварталы с уютными двориками, детские сады, школы. О военном лихолетии напоминают лишь гранитные Обелиски, несколько оставленных для истории ДОТов , аллея Славы из девятисот берёз, символизирующих девятьсот блокадных дней, и, конечно же, названия улиц. Танкиста Хрустицкого, Подводника Кузьмина, Зины Портновой, Лёни Голикова.
Наш дом находился рядом с улицей Солдата Корзуна, отходящей перпендикуляром от проспекта Народного Ополчения. А на следующей улице, носившей имя Генерала Симоняка, жили наши родственники, к которым мы, конечно же, ходили в гости. Вернее даже не ходили, а, чаще всего, ездили. Две автобусные остановки, и мы у цели.  Сейчас бы мне и в голову не пришло ехать две остановки. Только пешком! А тогда, в четыре года, этот путь казался довольно длинным. Одно дело – бегать и резвиться на детской площадке. Тут можно накрутить хоть пять километров и не заметить усталости. И совсем другое  – монотонно двигаться по прямой вдоль проспекта, постоянно теребя маму:«Ну скоро мы придём?..»
Дети моего поколения воспитывались в духе особого патриотизма буквально с пелёнок. И вовсе не потому, что мы, ах(!), какие хорошие и сознательные. Нет. Просто волею судеб годы самой жестокой войны в истории человечества  пришлись на  детство наших родителей. И, постоянно вспоминая о войне, они говорили языком и ощущениями детей, так понятными тогда и нам.
27-го января, в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, мама решила взять  меня на торжественный Митинг, посвящённый этому событию, который и должен был состояться как раз у одного из Обелисков переднего края. Тогда , сорок с лишним лет назад, было ещё много живых ветеранов, воинов Ленинградского фронта, сражавшихся в годы войны  здесь, на подступах к нашему городу.
«Может, рано ещё Наташе на такие мероприятия?»- сомневались наши друзья и соседи.
«Да, ну что вы! Конечно, нет!» - удивилась мама и в этот момент, вероятно, вспомнила, как её младшая сестрёнка Зоя  во время войны, будучи ещё двухлетним  ребёнком, ползала по карте и безошибочно показывала пальчиком города, которые Красной Армии удалось освободить от немцев.
К началу Митинга  мы всё-таки немного опоздали. Когда подошли, у Обелиска уже выступал высокий мужчина с  ярко-красными гвоздиками, рассказывая о своём боевом товарище.
«Он прошёл долгий и трудный путь от солдата до генерала»- услышала я обрывок фразы и, удивлённо пожав плечами, обратилась к маме: «Зачем идти? Ведь можно проехать две остановки!»
…..Нет, я не произвела фурор, так как сказала эту фразу очень тихо. Но мама потом долгие годы вспоминала, как смотрел на меня стоящий рядом ветеран. В его взгляде было столько нежности, умиления и в то же время осознания того, что не зря он проливал свою кровь за наше счастливое безоблачное детство, в котором «путь от солдата до генерала» сводится к двум автобусным остановкам…

Коллаж автора: мемориальные доски на улицах Солдата Корзуна и Генерала Симоняка и один из ДОТов на проспекте Народного Ополчения.