Американская ментальность

Владимир Шенк
Соединенные Штаты Америки являются федеративным государством, в которое входят 50 штатов, причем каждый штат имеет свой верховный суд, Конституцию, Законодательное собрание и столицу. Жизненный уклад и менталитет жителей разных штатов существенно отличается, и сами американцы зачастую легко смогут отличить жителя Техаса от жителя Пенсильвании или Калифорнии. Однако несмотря на такое различие психологии американцев, населяющих разные штаты, все же есть некоторые черты характера, что объединяют всех граждан США. И этими чертами национального характера являются:
Американцы очень высоко ценят свою личность и индивидуальность и зачастую ставят свои интересы превыше интересов коллектива. Каждый американец уверен, что никто не вправе ограничивать его свободу воли и нарушать его законные права, и поэтому граждане США не боятся открыто высказывать свое мнение, проявлять индивидуальность в одежде и увлечениях, а также - отстаивать свои права в рамках закона. И именно такой здоровый эгоизм американцев и стал основой для формирования принятых в американском обществе принципов равенства и уважения к личности других людей.
Самостоятельность и независимость. Американцы стремятся быть финансово независимыми от других людей и стараются по возможности решать свои проблемы самостоятельно, а не привлекать к помощи близких, чтобы не оставаться перед ними в долгу. И именно из-за стремления жителей США к личной независимости и самостоятельности и появилось выражение "американская мечта", ведь эта мечта объединяет все атрибуты жизни свободного и финансово независимого человека.
Американцам присущ дух соперничества. Жители США любят выигрывать и в спорах, и в деловой и личной жизни. Причем соперничество американцев проявляется еще в школьном возрасте - большинство учеников стремится получать высшие баллы, попасть в спортивную команду, приносить победы своей школе на межшкольных соревнованиях и др. С возрастом желание быть лучше других в американцев не пропадает, и именно оно толкает представителей этой нации на успешную учебу в лучших ВУЗах, постоянное совершенствование своих профессиональных навыков, профессиональные достижения и движение по карьерной лестнице.
Дух кооперации. Несмотря на индивидуализм и желание быть лучше окружающих, американцы не являются одиночками, а предпочитают достигать глобальные цели коллективно. Только в отличии от японцев, которые трудятся ради блага коллектива, американцы предпочитают работать в коллективе ради достижения собственных целей. Жители США прекрасно умеют работать в команде, ведь каждый из них знает, к какаму результату нужно стремиться, и что нужно делать, чтобы общая цель была достигнута.
Прямота и искренность. Американцам не свойственна излишняя скромность и стеснительность, поэтому они предпочитают решать любые вопросы в ходе откровенного разговора, не избегая при этом "скользких" тем. Жители США не привыкли замалчивать обиды и притворяться, а предпочитают высказывать претензии в лицо собеседнику. И такой подход к решению проблем очень эффективен, ведь благодаря ему американцы быстро решают любые задачи и улаживают конфликты.   
Американцы жизнерадостны. Психологии американцев свойственны жизнерадостность и дружелюбие, ведь по мнению жителей США, оптимистический подход к жизни гораздо более правильный и продуктивный, чем пессимистический. Американцы много улыбаются, чтобы показать окружающим, что у них все хорошо, и легко заводят новые знакомства как с целью извлечь пользу, так и чтобы узнать что-то новое и интересное от нового друга.
Пунктуальность. Американцы, как и шведы, очень пунктуальны, так как опоздания в США не допустимы вне зависимости от причины. Большинство жителей США ведут ежедневники, где поминутно расписывают свой распорядок дня, и неуклонно следуют запланированному, так как такой подход позволяет успеть сделать все дела и не тратить время попусту.
Энергичность. Энергичность и привычка постоянно заниматься чем-то полезным - еще одна национальная особенность характера американцев. Многим людям других наций, переехавшим в США на пмж, поначалу трудно приспособиться к динамичному образу жизни, свойственному американцам, ведь жители США с самого детства привыкли много работать, постоянно самосовершенствоваться и не бояться перемен.
Доверчивость. Американцы привыкли доверять другим людям, поэтому в США верят людям на слово. К примеру, в многие магазины можно вернуть не подошедший товар даже без чека, а в ходе переговоров с деловыми партнерами нет необходимости предъявлять им пакет документов, подтверждающий платежеспособность и законность деятельности компании. И следует отметить, что американцы не часто разочаровываются в своей доверчивости, так как большинство граждан этой страны дорожат репутацией и не будут обманывать других.
Патриотизм - национальная черта американцев . Большинство американцев являются патриотами своего государства и искренне гордятся своей страной. Рядовые граждане США не слишком интересуются происходящим за пределами свой Родины, однако стараются быть в курсе всех местных новостей. И хотя сами американцы могут время от времени ругать свое правительство, они отрицательно воспримут, если услышат осуждение внутренней или внешней политики США от иностранцев.
Благотворительность. Заниматься благотворительностью для американцев - это норма, а не подвиг, поэтому большинство жителей США участвуют в благотворительности, причем больше всего пожертвований в США собирается перед большими христианскими праздниками  и Днем Благодарения.
Все эти качества сублимированы в необходимость придерживаться общепринятой точки зрения. Отклонение может рассматриваться как предательство интересов коллектива, нации.Соперничество здесь не причем. Другое качество - это схематичность в мышлении. - Энергичное движение большими шагами вперед. Это не восточное затягивание решения, а захват ковшом больше и меремещение дальше. А главное, что американская ментальность сублимировалась в признании американской исключительности.

Напомним, американская исключительность (англ. American exceptionalism) — мировоззрение, основывающееся на утверждении, что Соединённые Штаты занимают особое место среди других народов с точки зрения своего национального духа, политических и религиозных институтов. Истоки такой позиции датируются 1630 г., когда вышла книга Джона Винтропа «Город на холме», но некоторые учёные относят её происхождение к Алексису де Токвилю , который утверждал, что Соединённые Штаты заняли особое место среди всех стран, потому что в США появилась первая работающая представительная демократия.

Вера в американскую исключительность более характерна для консерваторов, чем либералов. Говард Зинни Годфри Ходжсон утверждают, что она основана на мифе, и что «растёт число отказов от принятия идеи исключительности» на национальном и международном уровнях. В противоположность этому, лидер консерваторов Майк Хакаби говорит, что «отрицание американской исключительности означает по сути отрицание сердца и души этого народа»: 1. Американские христиане-протестанты считают, что американский прогресс приведёт к христианскому тысячелетию. 2. Часть американцев связывает свою историю с развитием свободы в англосаксонской Англии, и даже предлагает вернуться к традициям тевтонских племён, которые завоевали Западную Римскую империю. 3. Другая часть американцев ожидает «тысячелетнюю новизну» Америки, видя непочатый край «целины», обещающей избежать распада, который постигал предыдущие республики.

Французский политический деятель Алексис де Токвиль впервые написал об этом в 1831 г. в своей работе «Демократия в Америке»: ''Положение американцев совершенно исключительное, и можно считать, что ни одно демократическое общество никогда ранее не оказывалось в аналогичных условиях. Их строго пуританское происхождения, их исключительно коммерческие привычки, даже территория, которую они населяют, как представляется, отвращает их умы от преследования наук, литературы и искусства, близость Европы, которая позволяет им пренебрегать этими преследованиями, не впадая в варварство, тысячи особых причин, из которых я смог указать только на самые важные, направляют ум американцев на чисто практические цели. Его страсти, его желания, его образование, его окружение — кажется, всё объединилось для направления усилий уроженца Соединённых Штатов по направлению к земле. Одна только религия изредка поворачивает его в другом направлении для того, чтобы время от времени бросить мимолётный отвлекающий взгляд на небо. Давайте рассматривать все демократические государства через призму примера американского народа.''

Американская исключительность тесно связана с идеей «явного предначертания» . Этот термин был использован в «демократии Джексона» в 1840 году для содействия присоединению ряда территорий западной части современных США (территория Орегона, аннексия Техаса, покупка Гадсдена и мексиканская уступка). Ключевым моментом американской исключительности является утверждение о том, что Соединённые Штаты и его народ отличается от других народов, по крайней мере в историческом плане, как объединение людей, которые приехали со всего мира, но которые занимают общую позицию в отстаивании определённых самоочевидных истин, таких как свобода, неотъемлемые права человека, демократия, республиканизм, верховенство закона, гражданские свободы, гражданские добродетели, всеобщее благо, справедливость, частная собственность и конституционное правительство.

Критики утверждают, что следование идее американской исключительности равносильно пропаганде шовинизма и национализма. В своих аргументах они часто сравнивают США с другими странами, которые утверждали свой исключительный характер или судьбу. Примерами последнего времени являются Великобритания в разгар Британской империи, а также СССР, Франция и нацистская Германия. В истории были также другие империи: Древний Рим, Китай, Испанская империя, а также множество малых царств и племён, претендовавших на исключительность. В каждом случае существовали основания, по которым государство объявлялось исключительным по сравнению с другими странами, опираясь на обстоятельства, культурные традиции, мифы и самовнушённые национальные цели.

Во время правления администрации Джорджа Буша термин несколько абстрагировался от своего исторического контекста. Сторонники и противники начали использовать его для описания явления, по которому определённые политические силы изображали Соединённые Штаты «выше закона» или как «исключение из закона», в частности, по отношению к Закону Наций. Это явление в меньшей степени связано с оправданием американской исключительности, чем с утверждением своего иммунитета по отношению к международному праву. Это новое использование термина служило созданию путаницы и образованию мутной воды, так как происходило смещение смыслового акцента и отклонение от исторического использования этого термина.

Многие из тех, кто придерживается «старого стиля» или идеи «традиционной американской исключительности», состоящей в том, что Америка является исключительной нацией по сравнению с другими, что она качественно отличается от остального мира и имеет особую роль в мировой истории — также согласны с тем, что Соединённые Штаты должны полностью подчиняться международному публичному праву и действовать только в его рамках. Действительно, последние исследования показывают, что «есть данные о поддержке американской исключительности среди общественности США, но практически нет доказательств поддержки унилатерализма».

Критики слева, такие как Говард Зинн в книге «Народная история Соединённых Штатов» (1980 и последующие издания), утверждают, что в американской истории есть такие безнравственные пятна, что она не может быть образцом добродетели. Зинн считает, что американская исключительность не может быть божественного происхождения, поскольку американцы не были милостивыми, особенно когда имели дело с индейцами.

Американский теолог Рейнгольд Нибур утверждает, что автоматическое предположение о том, что Америка действует на благо, приведёт к моральному разложению. После второй мировой войны Нибур повторил свое утверждение, сосредоточив внимание на аморальном характере атомной бомбы. Он иронизировал, что такое аморальное оружие было использовано нацией, которая утверждает о своём моральном превосходстве над коммунизмом.

Критики говорят, что для любой особенности Америки всегда найдутся другие страны, имеющие такую же особенность. Апологеты отвечают, что историческая уникальность Соединённых Штатов является результатом сочетания многих факторов и не касается конкретных аспектов национального характера. Противники, однако, утверждают, что национальный характер есть результат сложения всех его компонентов, и поэтому каждый народ на Земле является уникальным. Канадские и американские политики и экономисты исследуют причины отличия Америки от наиболее близкого народа на том же континенте, имеющего совсем другую историю — от канадцев.

Историки США, подобные Томасу Бендеру, пытаются «положить конец недавнему возрождению американской исключительности, дефекту, который, как он считает, унаследован от холодной войны». Гарри Рейчард и Тэд Диксон утверждают, что «развитие Соединённых Штатов всегда зависит от их взаимодействия с другими странами по сырьевым товарам, культурным ценностям и населению».  Роджер Коэн спрашивает: «Как вы можете быть исключительными, когда все основные проблемы у вас налицо, от терроризма до распространения ядерного оружия, до проблемы цен на газ, решение которой требует совместных действий». Гарольд Кох различает «особые права, различающиеся метки, менталитет ' 'аркбутана'' и  двойные стандарты. Четвёртая грань — двойные стандарты, — представляет собой наиболее опасные и разрушительные формы американской исключительности». Годфри Ходжсон также делает вывод, что «национальный миф США опасен».

Саманта Пауэр утверждает, что «мы не являемся ни ярким примером, ни даже компетентным надоедалой. Потребуются поколения, чтобы вернуть американскую исключительность». Ноам Хомский в своей книге «Failed States: The Abuse of Power and the Assault on Democracy» по отношению к политике США вообще считает, что речь идет об одном-единственном стандарте, который выразил еще Адам Смит в формуле: «Все для нас, ничего для других» .

Разве это не фашистский принцип, вписавшийся в сегодняшнюю реальность современной экономической машины Запада, порождающий фашизм. Американскую исключительность можно объяснить тем, что каждый американец потребляет в 12 раз больше, чем средний житель Земли и  это создает чувство исключительности. А затраты на войну США превосходят затраты всех остальных стран. - Это современный либерализм. Голод дает чувство неполноценности, сытость либеральной страны - исключительности. Это два полюса. И это феномен - психологический. Что это и чем это может кончится может доказать история.

Как только возможность продажи долларов в огромных объемах иссякнет, т. к. любой спрос имеет предел, это является вопросом времени, Америка рухнет как мировой гегемон и всю ее исключительность как ''корова языком слижет''.  - После появления новых валютных зон произойдет падение внешних  рынков сбыта США и  это очень важно. ВВП снизится автоматически, а бюджет болезненно. Через роботизацию будет повышена производительность труда, что позволит обезглавить рабочий класс, как фактор сопротивления политике правящих структур через социальные движения, переведя большую его часть на обеспечение службы национального страхования. Вследствие старения населения уменьшится потребность в рабочих местах. - Роботы заменят стариков и больных, не требуя зарплат. Роботы заменят весь неквалифицированный ручной труд, который составляет 70 проц. Работающая прослойка истощится. Последних два фактора уменьшат внутренний рынок сбыта Америки, что сильно понизит ее рейтинг как мировой державы. Ее перестанут слушаться, ее союзники, а приспешники лишатся защиты.


Итак.

Сегодня под воздействием чувства исключительности США стремиться к контролю над миром, плетя паутину зависимых от себя государств. Этим США - враг РФ. Его союзники - противники РФ. Там и Израиль. Но, они явно переоценивают свои возможности, т. к. чувства исключительности блокирует разум и культивирует зародыши внутренней лжи, приводящие к возникновению раковой опухоли самообмана.Отсюда и гибельность американской политики  для самих американцев.