Нельзя так много есть спагетти... Часть 1

Владимир Смолокуров
Часть 1. Вступление.
Ничего необычного  этим летом не ожидалось. Как обычно, зима закончилась в конце марта. Хотя, один раз она напомнила о себе ночью 30 апреля. Поливомоечная машина с самым опытным водителем бригады, Валентином, выехав на трассу и раздавив заледеневшую лужу, поехала смыть водой и подмести перед праздником обочину дороги. Но, проявив творческую инициативу, Валентин решил пройтись брандспойтом по широкой разделительной полосе для правительственных машин, начинавшейся за полкилометра до МКАД, где собиралось много пыли.

Возвращается - ни жив, ни мёртв, следом – машина ГАИ. Гаишник говорит мне: «Садись, поедем, полюбуешься на свой подарок нам к Первомаю!» Оказалось, ночью подморозило, и дорога после инициативы моего Валентина обледенела, собрав в кучу 11 легковых машин, хорошо без травм и серьёзных повреждений, так – вмятины, царапины и нервное возбуждение – водители перед Москвой всегда сбавляли скорость.

Подготовили свой участок Минской автотрассы к 1 Мая и к комиссии Интуриста: провели ямочный ремонт, покрасили стойки дорожных знаков  и пару километров криволинейного бруса, устанавливаемого на поворотах и высоких участках дороги для предотвращения съезда в кювет особо одарённых водителей, которых с началом дачного сезона становилось великое множество.  Даже стволы  деревьев побелили – ну, прямо, не дорога, а песня, аж глаз радует! 

Брус, кстати, я устанавливал бы вдоль всей дороги, как на автобанах Европы. На моих глазах, в ясный весенний день, на абсолютно сухом асфальте  новенький «Запорожец» вдруг опрокинулся невероятным образом на крышу и в такой позиции плавно съехал в кювет.  Все остановились и бросились к лежащей в зелёной траве машине. Собралась небольшая толпа. Вытащили из «Запора» бабушку довольно интеллигентного, даже,  я сказал бы, дворянского вида, при шляпе и с веером, и большую клетку с канарейкой, обе нисколько не пострадали, только, очевидно, растерялись и перепугались от столь неожиданного поворота событий.

- Как же Вы так, бабушка??? – вопрошал обступивший народ.
- Да вот, повезла канарейку на дачу, на природу, на подаренной внуком машине, второй раз в жизни за руль села! – отвечала нам «графиня».
- А права то у Вас есть, почтеннейшая? – спросил её я, вроде как официальное лицо, хоть и не гаишник, но участок дороги-то мой.
- Так внучек и права подарил!!!
Вытащили общими усилиями «Запорожец», а надо заметить, что иномарок тогда, в конце 80-х было очень мало, поставили на колёса и бабушка с птицей поехали дальше.

Но я отвлёкся…. Начиналась пора отпусков, собирался на море и я. Но, знать не судьба!
Вызывает меня руководство и с порога:
- Завтра встречай итальянцев! Приедут к тебе на участок обследовать дорогу. Будут на своей машине, а ты обеспечь ГАИ для прикрытия! Подписан контракт с итальянской фирмой на реконструкцию асфальтового покрытия нашей дороги, а твой участок – первый от Москвы, вот с тебя и начнём! А про отпуск забудь….
- Понял! – ответил я. И надо сказать, обрадовался: итальянцев я видел много в родном портовом городе, любил, как весь советский народ, Челентано, из музыки – Matia Bazar и Loredanа Berte, но работать с ними!  Ведь это воистину самый весёлый народ в мире. Какой там ещё отпуск!

Приехал наутро «Фиат-Регата», из него выскочили два парня и затараторили нам с гаишником что-то с невероятной скоростью. А, надо заметить, я за вечер, как мог, подготовился к их приезду, т.к. знал, что будут они без переводчика, а у меня дома была пара разговорников, выпущенных русскими эмигрантами в Италии, и огромный итальянско-русский словарь.

Мне подарил их  Расих  Афанасьевич, зам. директора на предыдущей моей работе, думавший, что его посадят за пару тысяч кубометров щебня, которые вместе с накладной с его подписью нашли на одной подмосковной даче, не скажу – чьей! Мы тогда сидели в его кабинете, когда зашли два молодых человека с характерным выражением лица и говорят: «Отлично! Один понятой уже есть!», призвали ещё секретаршу, сгребли всю его документацию и увезли с собой. А ему сказали: «Готовься! И сухари суши!» Мы крепко набрались после работы, а когда я привёл его домой, он показал на книги и сказал: «Выбирай любые, мне они, скорее всего, больше не понадобятся!» Я выбрал немало хороших книг, среди них и эти словари. Его, правда, так и не посадили, мир не без добрых людей, но книги обратно от радости он так и не взял. Хотя я и предлагал.   

- Buongiorno! – поздоровался с ними я. И почему-то добавил: «Non possibile molto mangiare spaghetti!», что на моём итальянском означало типа: «Нельзя так много есть спагетти!» Эта фраза почему-то вертелась у меня в голове всегда, когда я видел итальянцев. Как «Гитлер капут» и «хенде хох!» - когда видел немцев, не в обиду этим достойным народам будет сказано. На чём учился, тем и работал!
- Oh! Parlare italiano? – обрадовались они.
- Poco – poco! Очень мало! – ответил я, и весь итальянский выветрился у меня из головы.
Поехали по дороге, они – впереди, мы на гаишной машине с «мигалкой» – за ними. У  «Регаты»  был какой-то мудрёный прицеп, они периодически останавливались и прицеп своей колотушкой начинал стучать по асфальту. Итальянцы из машины не выходили, у них все данные о покрытии и основании дороги высвечивались на мониторе, привинченном к передней панели. Такого размаха я прежде не видел!

В одном месте, где дорога моя раздваивалась, направо уходило Можайское шоссе, они не просто остановились, а выскочили из машины и о чём-то оживлённо заспорили, разглядывая дорожное полотно. Я тоже вышел и показал им свою любимую яму диаметром сантиметров 50, похожую больше на воронку. Туда за лето всасывало, наверное, тонны 2-3 асфальтобетона. Только её заложили, разравняли, прикатали, глядь – через неделю опять углубление в виде конуса образовалось, прямо «бермудский треугольник», пуп земли местного разлива на стыке дорог. При строительстве что-то с дренажом основания напортачили, очевидно. Они успокоились, и мы поехали дальше.

И всё закрутилось, заплясало. Прибыли, наконец, из Италии их техника и первые итальянцы, и просто сразили всех. Если асфальтоукладчик и каток были внешне похожи на наши, правда, у катка было несколько режимов, в т.ч. вибратор виброусилием  27 тонн, то фрезы “Wirtgen” на гусеницах, с шириной среза асфальтобетона 1,2 и 2,4 метра и глубиной до 15 см я видел впервые.

А передвижной  асфальтобенный завод “Marini”, который сам ехал по дороге, собирал в себя срезанный фрезой старый асфальтобетон с добавленным в него свежим гранитным щебнем, своим пылесосом собирал пыль, проливал битумной эмульсией и вываливал позади себя готовый новый асфальт, добавлялся в него только битум и активизатор старого битума. При этом дымок у завода был белый, больше похожий на пар.

У меня на прежней работе был наш асфальтобетонный завод  Д-645А, мощный, 100 тонн в час. Но ещё мощнее был его дым, чёрный, густой, с падающими каплями несгоревшего мазута. Местная охрана природы приезжала, чтобы не светиться, за соседний с заводом лесок, делала фотки, брала пробы воздуха и к нашему директору с требованием немедленно остановить завод. Но директор – «парень – дока, деловой, попробуй - срежь» и «природа» уезжала. А завод продолжал работать. Ударная всесоюзная стройка автодороги Москва – Рига не могла остановиться без асфальта из-за какого-то там дыма!

А  мобильная лаборатория. Сама выбуривала пробы-керны  уложенного асфальтобетона и тут же на месте  делала необходимые испытания, как и проверку на марку привозимого нами битума. Правда, бочку нашей солярки они увезли в лабораторию в Рим на экспертизу, где пришли к выводу, что в ней чего только нет и из неё «даже нефть можно добывать», но мощные двигатели завода и фрез с отличной фильтрацией должны её выдержать. И не ошиблись, как показала работа! 

Это сейчас подобной техники полно, у того же ОАО «Автобан», но в то время это была «бомба»!

Я уже не говорю о том, как разевали  рты от удивления участники дорожного движения, создавая тем самым аварийную обстановку.  Приезжали даже учёные из «СоюздорНИИ» и «РосдорНИИ» поглядеть на заморскую технику, о которой им оставалось только мечтать. Кто же оплатит у нас создание что-либо подобного, у страны были тогда другие задачи и приоритеты.

А замшевые комбинезоны, белые и зелёные майки и кожаные перчатки дорожных рабочих, скорее операторов или механизаторов. И, что удивительно, вся техника была белая и красивая, как будто не асфальт  кладут, а минералку выпускают. И вся, сверху донизу, нашпигована электроникой.

Но, конечно, больше всего поразил меня обслуживающий персонал этой техники. Юмор прямо сыпался из них, как град с неба!!! Одно слово – итальянцы! Как писал в своё время товарищ Ленин: «Труд при социализме должен быть для людей не в тягость, а в радость!» Но у них - то труд был при капитализме, а они всё время хохмили и смеялись.

Первое время, находясь на базе нашего ДРСУ в п. Голицыно, они готовили к работе технику, а себе на обед  «пасту» - непременные спагетти. Ночевали они, завтракали и ужинали в интуристовском отеле «Союз-2», довольно далеко от базы, и обедать были вынуждены пока на месте. Я когда приезжал к ним и спрашивал наших, где, мол, итальянцы, мне отвечали: « Да вон там, макароны свои жарят!»

Понятно, что первым вопросом иноземных рабочих и приезжавших им на замену новеньких (а они постоянно менялись, месяц отработал и домой из-за вредных у нас условий работы, даже зарплату им в Союзе удваивали) была стоимость услуг наших девушек лёгкого поведения. Я, конечно в шутку, поначалу говорил им, что секса у нас, в СССР вообще нет, но они всё понимали сразу после первой ночёвки в отеле и узнавали цену любви.

При этом, новеньким своим никогда не говорили правду, и наутро, по приезду на дорогу, стоял хохот. Они звали меня и, показывая пальцем на очередного «новичка», говорили, что этот чудик отвалил вчера девушке 200 долларов, а мог бы всего 200 рублей, и угорали со смеху. Правда, вчерашний новенький, спустя две-три недели тоже врал своему вновь прибывшему коллеге о стоимости услуг, и так же угорал со смеху наутро.

Правда, один из них по имени Лучано, в первый же свой рабочий день поставил мне вопрос ребром:
- А как у вас в Москве со СПИДом???
- Да сколько хочешь!!! – приняв вопрос за шутку, ответил я и добавил, - Да что там СПИД, когда от русского сифилиса на третий день нос отваливается!!!
- Farmacia! Dove farmacia? – остолбенев, промолвил он и, видя, что я не понимаю элементарное слово, попросил мой словарик, порылся в нём и ткнул пальцем в слово “Farmacia”. «Аптека!» - прочёл перевод я, удивившись, как сразу не понял этого слова, ведь оно как по-русски звучит.

Посмотрел в сторону (а шли мы всем комплексом по дороге уже вдоль Лесного Городка) и увидел огромную надпись «АПТЕКА» на одном из зданий, метров двести через поляну пройти.
- А вон твоя «фармачия»! – показал ему на аптеку. Он собрал всю бригаду и я повёл их в аптеку. Не пошёл только один парень, весь седой, довольно пожилого вида. Они дружно смеялись и что-то говорили, кивая на него.

А надо сказать, что к тому времени я работал с ними один, без переводчиков, о них речь будет позже, основные термины касательно работы я знал хорошо, и вообще, существительные в наших языках звучат в большинстве своём очень похоже, как будто произошли из одного общего древнего языка. С глаголами и прочими частями речи было гораздо сложнее.

У меня, наверное, был природный дар к пониманию иностранных языков, в армии, к примеру, я понимал, о чём говорят узбеки. С разговорной речью я решил проще: собирал в кучу итальянские, английские и даже немецкие слова, разбавлял их при необходимости русскими не совсем цензурными, и они меня тоже понимали.

Вот что значит ежедневная практика с 6-ти утра и до 8-ми вечера, включая выходные дни! Вас забрось хоть в Китай, и через какое-то время сами будете спокойно разговаривать с китайцами, жизнь заставит. А тут работа!

Когда весь черноволосый  и загорелый отряд, возглавляемый мною, в жёлтых комбинезонах и ярко-зелёных майках с хохотом ввалился в аптеку, весь персонал просто остолбенел от изумления, повылезали даже девушки-провизоры из внутренних помещений! Я показал пальцем на резинотехнические изделия отечественного производства, и они принялись скупать их пачками, не забыли и своего седого дедушку, купив ему отдельную коробку.

Смех стоял такой, что слышно было и на улице! Некоторые аптекарши даже прослезились, давно так не смеялись! Оказалось, что есть резинки ещё  китайские и индийские, набрали и их, и всей бригадой покинули помещение, оставив работницам аптеки заряд бодрости и веселья на весь день. Торжественно вручили коробку своему «старикану» и, довольные, продолжили работу.   

Кстати, парень этот оказался «стариканом» только с виду, так как женился впоследствии на довольно молодой москвичке и выманил у меня мой огромный итальянско-русский словарь, объяснив это просто: «Как-то же надо мне с молодой женой первое время общаться!!!»

Продолжение следует....