Карамзин. Бедная Лиза

Фонд Ника
В окрест­но­стях Москвы, неда­леко от Симо­нова мона­стыря жила некогда юная девушка Лиза со своей старушкой матерью. После смерти Лизи­ного отца, довольно зажи­точ­ного посе­ля­нина, жена и дочь обед­нели. Вдова день ото дня стано­ви­лась слабее и не могла рабо­тать. Одна Лиза, не щадя своей нежной моло­дости и редкой красоты, труди­лась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весной соби­рала цветы, а летом ягоды и прода­вала их в Москве.

Однажды весной, спустя два года после смерти отца, Лиза пришла в Москву с ланды­шами. Молодой, хорошо одетый человек встре­тился ей на улице. Узнав, что она продаёт цветы, он пред­ложил ей рубль вместо пяти копеек, сказав, что «прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки, стоят рубля». Но Лиза отка­за­лась от пред­ло­женной суммы. Он не стал наста­и­вать, однако сказал, что впредь всегда будет поку­пать у неё цветы и хотел бы, чтобы она рвала их только для него.

Придя домой, Лиза все расска­зала матушке, а на другой день нарвала самых лучших ландышей и снова пришла в город, но моло­дого чело­века на этот раз не встре­тила. Бросив цветы в реку, она с грустью в душе верну­лась домой. На следу­ющий день вечером незна­комец сам пришёл к ее дому. Едва завидев его, Лиза кину­лась к матушке и с волне­нием сооб­щила, кто к ним идёт. Старушка встре­тила гостя, и он пока­зался ей очень любезным и приятным чело­веком. Эраст — так звали моло­дого чело­века — подтвердил, что соби­ра­ется и в будущем поку­пать цветы у Лизы, и ей не обяза­тельно ходить в город: он сам может заез­жать к ним.

Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым от природы сердцем, но слабый и ветреный. Он вёл рассе­янную жизнь, думал только о своём удоволь­ствии, искал его в свет­ских забавах, а не находя, скучал и жало­вался на судьбу. Непо­рочная красота Лизы при первой встрече потрясла его: ему каза­лось, что в ней он нашёл именно то, что давно искал.

Так было поло­жено начало их долгим свида­ниям. Каждый вечер они виде­лись или на берегу реки, или в берё­зовой роще, или под тенью столетних дубов. Они обни­ма­лись, но объятия их были чисты и невинны.

Так прошло несколько недель. Каза­лось, ничто не могло поме­шать их счастью. Но однажды вечером Лиза пришла на свидание печальная. Оказа­лось, что за неё свата­ется жених, сын бога­того крестья­нина, и матушка хочет, чтобы она за него вышла. Эраст, утешая Лизу, говорил, что по смерти матери он возьмёт её к себе и будет жить с ней нераз­лучно. Но Лиза напом­нила юноше, что он никогда не сможет быть ее мужем: она крестьянка, а он дворян­ского рода. Ты обижаешь меня, говорил Эраст, для твоего друга важнее всего твоя душа, чувстви­тельная, невинная душа, ты будешь всегда ближайшая к моему сердцу. Лиза броси­лась в его объятия — и в сей час надле­жало погиб­нуть непо­роч­ности.

Заблуж­дение прошло в одну минуту, уступив место удив­лению и страху. Лиза плакала, прощаясь с Эрастом.

Свидания их продол­жа­лись, но как все пере­ме­ни­лось! Лиза не была уже для Эраста ангелом непо­роч­ности; плато­ни­че­ская любовь усту­пила место чувствам, кото­рыми он не мог «гордиться» и которые были для него не новы. Лиза заме­тила в нем пере­мену, и это ее печа­лило.

Однажды во время свидания Эраст сообщил Лизе, что его призы­вают на службу в армию; им придётся нена­долго расстаться, однако он обещает ее любить и наде­ется по возвра­щении никогда с нею не расста­ваться. Нетрудно вооб­ра­зить себе, как тяжело пере­жи­вала Лиза разлуку с любимым. Однако надежда не поки­дала ее, и каждое утро она просы­па­лась с мыслью об Эрасте и об их счастье по его возвра­щении.

Так прошло около двух месяцев. Однажды Лиза пошла в Москву и на одной из больших улиц увидела Эраста, проез­жа­ю­щего мимо в вели­ко­лепной карете, которая оста­но­ви­лась около огром­ного дома. Эраст вышел и хотел уже идти на крыльцо, как вдруг почув­ствовал себя в Лизиных объя­тиях. Он побледнел, потом, не говоря ни слова, провёл ее в кабинет и запер дверь. Обсто­я­тель­ства пере­ме­ни­лись, объявил он девушке, он помолвлен.

Прежде чем Лиза могла опом­ниться, он вывел ее из каби­нета и сказал слуге, чтобы тот проводил ее со двора.

Очутив­шись на улице, Лиза пошла куда глаза глядят, не в силах пове­рить услы­шан­ному. Она вышла из города и долго брела, пока вдруг не очути­лась на берегу глубо­кого пруда, под сенью древних дубов, которые за несколько недель перед этим были безмолв­ными свиде­те­лями ее восторгов. Это воспо­ми­нание потрясло Лизу, но через несколько минут она погру­зи­лась в глубокую задум­чи­вость. Увидев сосед­скую девочку, идущую по дороге, она клик­нула ее, вынула из кармана все деньги и отдала той, попросив пере­дать матушке, поце­ло­вать ее и попро­сить простить бедную дочь. Тут она броси­лась в воду, и спасти ее уже не смогли.

Лизина мать, узнав о страшной смерти дочери, не выдер­жала удара и скон­ча­лась на месте. Эраст был до конца жизни несчастлив. Он не обманул Лизу, когда сказал ей, что едет в армию, но, вместо того чтобы сражаться с непри­я­телем, играл в карты и проиграл все состо­яние. Жениться ему пришлось на пожилой богатой вдове, которая была в него давно влюб­лена. Узнав о Лизиной судьбе, он не мог утешиться и почитал себя убийцей. Теперь, может быть, они уже прими­ри­лись.