Изгоев. Семья

Евгений Садков
 Во вчерашнем материале речь шла о публицисте Ланде. Под статьей "Об интеллигентной молодежи" Александр (Арон) Соломонович подписался Изгоевым. Лично мне псевдоним показался несколько вычурным, отдаляющим автора от  семейного древа. Исходное слово есть и в иврите, и в старославянском. Есть смысл остановиться на этом в отдельном материале, а пока вернемся к статье.

 Она сопровождается подзаголовком "Заметки о её быте и настроениях". Думаю, актуально и для нынешнего периода развития России. Возможно, Александр Соломонович после революции пятого года предчувствовал ещё более серьезные перемены. Вдруг и мы, проведя некие аналогии, сможем уловить некие тенденции в нынешнем,думаю, переломном моменте. Каков путь развития России? Пойдем ли мы эволюционным путем, к которому я не вижу предпосылок, или нас ждут более трудные испытания? Именно в настроениях молодежи, в её современном быте можно разглядеть эти тенденции.

 Начинает Изгоев свою статью обыденно. Довелось ему в Париже довольно близко наблюдать очень хорошую семью русских революционеров. Для нынешнего века довольно забавное сочетание. Сразу и не приходят на ум примеры. Ходорковский? Чур, чур. У того, говорят, руки по локоть в крови.  Да, наша идеологическая машина исключает такое сочетание.

 Вернемся к примеру столетней давности. В Париже у них был десятилетний мальчик, очень живой и умный. Отец и мать много работали над развитием своего ребенка. Мальчик был прекрасно осведомлен о русском царизме, о жандармах и революционерах.  О Боге, о религии и о попах, подчеркивает Изгоев, ребенок слышал только обычные среди интеллигенции речи. И вот однажды родители обнаружили неожиданный для себя факт. Оказалось, что их сын посещает католический храм, беседует там со священником и молится.

 История эта, говорит Изгоев, ярко иллюстрирует неприятную тенденцию. По его мнению родители не имеют влияния на своих детей. Вне зависимости от воспитывающего инструментария итог один: русская интеллигенция бессильна создать свою семейную традицию, построить свою семью. На стыке веков, замечает автор, жалобы на отсутствие "идейной преемственности" сделалось общим местом. Поверхностным, по его мнению, является представление Н.К. Михайловского, который объясняет разрыв между поколениями правительственными  репрессиями и недоступностью для детей работы предшествующих поколений. В контексте создания современного учебника истории что-то в этом есть, но не будем загоняться и вернемся к статье.

 Отвергая аргументы Николая Константиновича, автор приводит данные "Половой переписи московского студенчества", обнародованной приват-доцентом с красноречивой фамилией Членов. Оказалось, что у большинства опрошенных студентов уровень образования родителей довольно высок. При этом у половины опрошенных отсутствуют духовные связи с семьей. Да и у остальных они ни в чем не выражаются.Более половины опрошенных студентов утверждают, что семья не повлияла на выработку определенного мировоззрения.  Две трети студентов отвергли влияние семьи на выработку (N.B.) уважения к женщине. Такое же количество опрошенных указало: родители совершенно не руководят их чтением.

 Изгоев делает оглушительный, если так можно выразиться, вывод: у русской интеллигенции семьи нет. Дети не знают воспитательного влияния отцов и матерей, не черпают той огромной силы, которая выковывает, например, идейных вождей английского народа. "Наша семья, и не только консервативная, но и передовая, семья рационалистов, поражает не одним своим бесплодием, неумением дать нации культурных вождей. Есть за ней грех куда более крупный." По мнению автора семья не способна просто сохранить физические силы нового поколения, уберечь его от раннего растления.

 И вновь статистика. В старших классах гимназий редко найдешь мальчика не познакомившегося либо с публичным домом, либо с с горничной. По данным Членова 61 процент опрошенных им студентов начали половые сношения не позднее семнадцати лет, а 152 из них-до четырнадцати лет. Есть субъекты, которые начали половую жизнь с семилетнего возраста. Присоединим сюда, восклицает автор, другое опасное для нации зло-онанизм. Три четверти опрошенных Членовым студентов имели мужество сознаться в этом.

 Вот с таким неутешительным "семейным" диагнозом столкнулись наша интеллигенция накануне эпохального перелома. Считаю его слишком поверхностным, не учитывающим ряд исторических и социальных факторов, но формат не позволяет углубиться в более подробный анализ. Зададимся лучше естественным вопросом. Намного ли изменилось положение спустя век? Конечно, надо учесть влияние довольно длительного советского периода, нивелирующего предыдущие сословия.

 И все же, в контексте статьи Изгоева, сведем наши параллели к новейшему, буржуазному периоду истории России. Нет ли ощущения, что речь шла о современности? Мне же невольно приходит на ум сцена из фильма "Жмурки", где рядом с героем Михалкова сидит его точная, уменьшенная копия. Конечно, утрированно, но есть что-то в этом характерного для определенного слоя нашего населения. Этот класс современной русской буржуазии тоже относит себя к интеллигенции. Возьмем "некиношные" примеры. Подзабыта уже история с бывшим депутатом Пехтиным, возглавлявшем, кстати, комиссию по этике. Но наберите в "поисковике" сочетание упомянутой фамилии и слова "сын". Невольно вспомянутся примеры, приведенные Изговевым.  А вот примеры из жизни современных губернаторов. В десятом году Никита Белых направил своего сына на учебу в Великобританию.  Думаю, примеров, как явных, так и скрытых, множество. Но они показывают очерченную Изгоевым тенденцию. И если пройти по другим "изгоевским" пунктам, думаю, можно отыскать не меньше аналогий. О чем же это говорит? Рискну повторить слова автора статьи: настоящей, истиной связи между родителями и детьми не устанавливается, душа ребенка развивается "от противного", отталкиваясь от души своих родителей.

 Ну а для отцов семейства ещё раз напомню "членовское". Чуваки, вы с горничными поразборчивей. Выбирайте лучше страшненьких и престарелых. А то принесет в подоле: нате вашего наследника престола.

 Завтра,если позволит время, поговорим о видении Изгоевым влияния на детей наших интеллигентов школы.