Простое соображение

Нина Изюмова
Сейчас  то и дело цитируют  Бисмарка, который утверждал, что «Могущество России может быть подорвано только отделением от неё Украины… необходимо не только оторвать, но и противопоставить Украину России».  Бисмарк немало сделал для Германии (правда, кое в чем и навредил ей), но это совсем не повод  считать его оценку перспектив развития России истиной в последней инстанции.

После освобождения от монголо-татарского ига  Россия  возрастает от силы к силе, расширяет территории, самоотверженным трудом осваивает новые земли и несет свет Православия в самые глухие уголки Евразии.

Этот процесс сопровождается неизбежными кризисами роста. Например,  Смута,  причин которой много:  начиная от подрывной деятельности бояр и Запада,  до  трех неурожайных годов,  в результате  вулканической зимы, связанной, вероятно,  с извержением  вулкана в Перу.
 
Но Россия выбирается из Смуты и, присягнув новой династии,  продолжает восхождение  еще стремительнее, уже при первом Романове дойдя  до Тихого океана!  Это тем более невероятно, что  еще вчера страна казалась полностью раздавленной, а на русском престоле сидели, болтая ногами, поляки и прочие самозванцы.

Была ли тогда Россия вместе с Украиной? Нет, не была. Увидев все возрастающую мощь России, Богдан Хмельницкий принял решение об объединении с Россией.  И если для России такой ход событий являлся благоприятным, то для Украины  это было просто спасительно, ибо  только так можно было избавить православный народ Малой Руси  от религиозного и социального гнета  со стороны шляхты и католического духовенства Речи Посполитой.
 
Таким образом, Россия стала могущественной державой до воссоединения с Украиной, а само воссоединение стало следствием, а не причиной  ее возрастающего могущества.

Отсюда, по-моему, напрашивается вывод, что пора перестать лить слезы, что «братья» нас разлюбили,  и,  пытаясь  вернуть эту любовь,  увязнуть в украинских проблемах. Наоборот, надо сконцентрироваться на своих интересах, в том числе, связанных с Украиной,  и  всеми силами укреплять Россию,  прежде всего,  поднимая  дух народа.  А дальше все нужное приложится.

Украина же должна пройти  выбранный ею путь сама. История «намекает», что путь этот, скорее всего, приведет ее обратно к России. Впрочем, время покажет.