Все мы в душе артисты

Ян Подорожный
ФОТО из ИНТЕРНЕТА

Не совсем уверен, что так уж и все из нас рвутся на сцену, на люди, чтобы хоть как-то показать свои, явно недооцененные, возможности, но то, что такая мечта живёт во многих не сомневаюсь. И оказавшись в центре хоть какого-нибудь внимания, хочется блеснуть, пустить пыль в глаза, оставить память о себе. А иначе жить скучновато и пресно. А там, глядишь, и утвердиться можно, раскрыть себя в иной ипостаси.

Вспоминаю школьного приятеля. Приятель страстно любил, исключительно хохмы ради, зычно петь слегка дурноватым, комсомольским, голосом патриотические песни. Особенно, в минуты просветления и душевного подъёма: под душем, при отмене уроков, да и просто так. Встретившись с ним через несколько десятков лет, узнал, что исполняет он классический репертуар, закончил консерваторию, пел в опере. Вот тебе и комсомольский голос. По правде, говоря, я и сам грешу в минуты внутреннего расслабления желанием подать звуки, рвущиеся из самых глубин сердца, но кроме недоумённо-раздражённых реплик супруги, никакого отклика. Поистине, как в Библии: «Глас вопиющего в пустыне».

Но вспоминается, по этому поводу комический эпизод, произошедший в таксомоторном парке №1, в мою бытность. Любой из нас хорошо помнит т.н. культмассовую работу, которую проводили профсоюзные деятели в среде рабочих и служащих. Стенгазета, субботники, организация предпраздничных вечеров, встречи с творческими людьми, культпоходы в театры, цирк и т.д. Много было бюрократического, для «галочки», но и на культурные высоты хоть как-то вытягивало. И выполнению финансового плана учреждениям культуры способствовало. Приходили на предприятия распространители билетов, как правило, на самые непопулярные мероприятия и буквально навязывали квитки.

И чтобы возникал у трудящихся встречный энтузиазм, к ним продавали, (как тогда говорили: «давали»), билеты на хорошие спектакли, кинофильмы, футбольные матчи. Да, было время, когда на футбол не находилось билетов в кассах. Сейчас эти патриархальные нравы канули в Лету. Телевизор, «видюшники», общее падение интереса к посещению массовых мероприятий сыграли свою роль. Сидит народ по домам, клацает телепрограммами, ругается на отсутствие хороших, на скуку, но вытащить его куда-то невозможно.

Билеты в цирк просто заставляли покупать. Через начальника колоны. Бить горшки с начальством из-за червонца не хотелось, поэтому распространение прошло на ура. Помню, как часть зарплаты в нашем парке выдали…талончиками на проезд в автобусе. Сто штук за пятёрочку. Никакие восклицания о том, что близко живу, езжу только на трамвае, метро, троллейбусе и т.п., не помогали. – Автобусники с планом «горят», а они тоже занимаются городскими перевозками. Вы что? Своим помочь не хотите!? Пиши «заяву» на пачку иначе на линию не выпустим, - убеждало начальство. Уже позже этот почин подхватили наши доморощенные капиталисты, оплачивая труд чем угодно, кроме денег. Даже надгробьями. Гробы само собой. Валюта.

Виталя Лебедев из нашей, пятой, колоны взял сразу четыре билета. Он с женой и два потомственных двоечника. Отпрыски были готовы идти куда угодно, лишь бы не учить уроки. А тут цирк! Места попали где-то в шестом-седьмом ряду, как раз возле выхода циркачей на манеж. Виталя, как оказалось, на свою голову, сел с самого края. В расчёте на то, что выскочить при надобности легче.

Перед началом представления, как и положено, он принял «дозу» с коллегами в цирковом буфете. Отмаявшись первое отделение на своём месте, вышел чуть раньше, объяснив супруге о невыносимом жжении в мочевом пузыре. После решения горящей проблемы, он нырнул в буфет и выкушал единолично, по словам наших водил, которые также посетили данное заведение, пляшку шампусика. Без закуси, на скорую руку. Вернулся он совсем просветлённым с чела. Назавтра у него был день отдыха, так как в цирк он пошёл, выехав в пять утра, чтобы заехать пораньше. Виталя с энтузиазмом включился в просмотр цирковых трюков, акробатики, клоунады и прочего.

Однако ранний подъём на работу, чуть ли не двенадцать часов за рулём дали знать. Виталю начало кидать в беспокойный сон. Когда он нырнул носом в первый раз, жена, дабы не позориться перед чЕстным народом, пребольно ткнула его пальцем в бок. Приподнявшись, он ошалело посмотрел вокруг. Ещё несколько минут удалось продержаться, но уже следующий нырок был совсем неудачным. Каким-то образом удалось спикировать в проход, по которому выбегали и возвращались под шквал аплодисментов циркачи. Виталя рухнул на ковёр, благо под ним были опилки. Но «сопатку», как тогда называли кровотечение из носа после удара, пустил. Зрители, резонно решив, что это номер «подсадного», разразились дружными аплодисментами. Наши таксёры и их близкие замерли. Назревала кульминация!

Мнимый циркач, окончательно прийдя в себя после столкновения с не то, чтобы твёрдым, но и не мягким покрытием, злобно посмотрел на восторженных зрителей. – А не пошли бы все на! …- объявил он вслух. А вот это уже было серьёзно. Крепкорукие дружинники возникли буквально из ниоткуда, недаром ведь цирк. Как из волшебного ящика всемирноизвестного иллюзиониста Кио. Подхватив Виталю подмышки, они деловито повели его на выход.

Наш заарканенный герой успел выразить ещё несколько мыслей вслух о том, что он думает об окружающих вообще и дружинниках, в частности. Пришлось отдать пятнадцать суток на уборку городских территорий. Нос после удара о покрытие стал более плоским, но значительно шире. В парке к нему тут же прилипли две клички: «Утконос и Циркач». Водилы расспрашивали Виталю: «Как же ты выступал в цирке. Перед народом. Трудно ведь. Мы бы не сумели». Такое давление популярностью бедолага, в итоге, не выдержал и уволился из таксопарка. Неподъёмной оказалась плата за успех на людях.
Ян Подорожный. 22.03.07.