1989 год. 1 декабря. Политика и будни

Вячеслав Вячеславов
 Только вчера мать проговорилась, что Сергея Шмелева никто не убивал. Он работал обходчиком ЛЭП.  Под одной из опор и нашли его через несколько дней. Возможно, ударило током. Сказала,  что Рита стала очень красивой, вышла замуж за грека. Раньше работала парикмахером, сейчас воспитательницей в детсаде. Ее мать живет с Людой, которая так и не вышла замуж, работала чертежницей в школе. Видели разъезжающей в частных машинах.  Отсюда её вывод – гуляет. Вряд ли, для гулящей она недостаточно красива.

 А что же ей остается делать, если мужа нет? Ханжеская логика. Мать всё забыла про себя. Ругая других,  самой можно выглядеть чистенькой. Кто кроме тебя самой знает, что было с тобой и, какая ты была?  Мерзость.  Ненавижу таких ханжей.

По заледеневшему асфальту текла поземка. Огни фонарей журавлиным клином тянулись вдаль,  прерываясь то зелеными, то красными огнями.

6 декабря. Влада учит годовалого Игоря бить меня. Так трогательно и забавно видеть, как почти кукла проявляет какие-то эмоции.

— Он же должен уметь постоять за себя, — обижается она на мое замечание.

И это моя дочь! Ей невдомек, что зерна уже начали прорастать, и недалеко то время, когда появятся плоды, довольно неприятные при таком воспитании.   Но когда поймет,  будет поздно. Он уже сейчас начинает понимать, что дедушка плохой, раз его разрешается бить.

Так оно и случилось, каждый раз при встрече со мной, когда они приходили к нам, он считал, что меня нужно ударить. А я не понимал, почему он так ко мне агрессивен? Забыл, с чего всё началось.

Получается так, что каждое поколение начинает воспитываться с нуля,  игнорируя опыт и делая свои ошибки. Сравниваю Владу с собой,  в её возрасте я знал и понимал больше. Был и отрицательный опыт. Всё, что говорят родители детям, ими воспринимается в штыки, и вызывает обратную реакцию. Лишь гораздо позже убеждаются, что родители были правы.  Нет пророка в своем отечестве, особенно в своей семье.

Можно ли ругать обезьяну за то, что она обезьяна? Можно ли ругать сталиниста за его сталинизм? Он не знает другой жизни,  морали. Его так воспитали. Он получил прививку. Но в семье не без урода, на кого-то прививка не подействовала, от них пошли диссиденты, антисталинисты.

Со всех рабочих собрали по 17 рублей на бутылку водки и шампанского к новому году, решили облагодетельствовать. Я по магазинам почти не хожу.

Вспомнил армянина Сергея, которого с Арутюняном угощал шампанским на первое мая. С той поры он всегда здоровался со мной и приветливо заговаривал. Как легко купить расположение человека. А без бутылки надо долго доказывать, что ты порядочный человек, но с одним изъяном — не любишь выпивать.

Лида написала, что в Батуми два дня горел БНЗ — нефтяной завод. Удивительно, что это не случилось гораздо раньше, с той безалаберностью и беспечностью царящей на всех предприятиях.

Будем ли мы гордиться собой, если бы вдруг довелось увидеть себя за год до смерти, в этакое волшебное зеркало? Сомневаюсь. Старческая беспомощность и вид разбитого корыта многих бы отрезвил, заставил задуматься, так ли живешь, то ли делаешь? И это касается, прежде всего, высокомнящих о себе. Посмотри, чем завершается твой жизненный цикл, хотя бы мысленно.  Но мало кто об этом задумывается.

Лёня:

— Разве я за себя беспокоюсь? За детей.

И невдомек, что они не будут нуждаться в его беспокойстве и защите, у них будет другая жизнь, и его нынешние страхи окажутся беспочвенными. Он действует не по Карнеги — беспокоится задолго,  за несколько лет, прежде чем это может случиться.

Берберова разоблачила миф об умном человеке. Слава отрывает Антея от земли и губит.  Будь земным,  простым, доступным критике, которая не дает воспарить над смертными и очищает духовно. Страданиями жив человек. Глупый — пышет спокойствием, здоровьем, счастьем.  Ему много не надо:  дачу,  «тачку», любовницу, и он на вершине благополучия.

Как глупы верующие в бога!  Это    своего рода психологическая болезнь, им страшно представить, что Бога нет.

Участились публикации про НЛО, видят, чуть ли не каждый день.  Я не могу в это поверить.  И это обстоятельство для меня странно, так как я люблю фантастику.  Казалось бы, я должен верить в инопланетян, но для меня такая вера схожа с верой в Бога, которого тоже никто не видел.  Я никогда в жизни не видел ничего необъяснимого.

Мне кажется, правы те, кто говорит, что темой НЛО пытаются переключить интерес народа с земных проблем на небесные. Если люди в них поверят, то станут терпимее друг к другу и даже к власти, произойдет своеобразная подмена понятий, люди променяют Бога на НЛО.  А что если они прилетают? Хоть и трудно, но поверить можно.

В инопланетян поверить легче, чем в Бога. А вдруг и я с ними встречусь? Возникнет этакий корабль или странное существо. Как я поведу себя? Испугаюсь? Вряд ли. Брошусь к ним за спасением от серости жизни, от болезней, от смерти, которая за плечами? Уж наверняка у них есть средство, чтобы избавить нас от этих недугов. Только зачем мы им сдались? Если и наблюдают за нами, то точно так же,  как мы за муравьями:  изучаем,  на что они способны? А Разум наш на зачаточном уровне, который губят наши страсти и не дают ему развиваться в должной мере. Не будь их, мы бы стали намного умнее и порядочнее. 

Не стоит ли в будущем избавиться от ненужных нам страстей? Своего рода кастрация, со всеми отсюда вытекающими последствиями, которые делают нас невменяемыми. Мы не можем понять друг друга, понять, что нельзя воевать и уничтожать человека, который может дать жизнь гению, дать потомство, которое избавит всё человечество от нищеты. Как можем понять другую, соседнюю цивилизации, у которых всё иначе, другие ценности,  страсти,  эмоции. Мы можем понять превратно, сказать, что их цивилизация безнравственна, и их нужно уничтожить. Или же они могут так сказать.

89 12 – 24 декабря в Москве проходил 2-й съезд народных депутатов. В. Ф. Толпежников, заведующий кабинетом 1-й Рижской больницы заявил: "Я член комиссии по расследованию событий в г. Тбилиси. И  работа в комиссии показала мне, что власть в стране принадлежит не нам, не депутатам.  И вот почему.  7 апреля этого года было совещание в ЦК КПСС под руководством тов. Лигачева, на котором присутствовал кандидат в члены Политбюро т. Язов. Там было принято решение помочь тбилисским товарищам. Не принималось   никаких специальных постановлений,  ничего не стенографировалось. т. Язовым было дано устное указание, и вы знаете, чем это закончилось. Если деятельность депутатов, которые здесь заседают,  может не понравиться кому-то из Политбюро, они могут в кулуарах собраться, поговорить с т. Язовям, и мы останемся без своих депутатских мандатов".

Следом за ним выступил Евтушенко, который потребовал убрать шестую статью о руководящей роли партии, и сенсационное заявление Толпежникова повисло в воздухе.  Никого уже не волновало, кто же дал указание начать бойню в Тбилиси.  Почти все выступающие требовали убрать статью,  но большинство депутатов было брежневского покроя, и всё осталось на своих местах. Стало ясно, что ничего хорошего съезд не даст, не принесет, народу.

услышал анекдот: "Эсесовец ведет ребенка в крематорий.

— Дяденька,  можно я котеночка с собой возьму?
— У-у, фашист".

"Чернобыльские яблоки нарасхват, кто теще, кто свекрови".

Гену гложет забота — заготовить водку на похороны матери. Сергей уже не работает пожарником, разонравилось. Сейчас без работы, на сессии. На очное переходить не хочет, так как понимает, что не потянет, надо будет учиться, а не валять дурака. Приходит много друзей, некогда заниматься.

Алексею осенью в армию, а он работает уборщиком в стоматологической больнице,  с далеким прицелом после возвращения стать стоматологом. Он не думает, что армия может поломать все его планы. С одной стороны такая последовательность похвальна, но мне трудно представить, что можно мечтать о такой работе. Просто, он знает, что это работа очень денежная и физически не тяжелая, о таком можно лишь мечтать.

Африканский циклон поднял температуру до +3. Гололед. Страх что-либо сломать. Это так неприятно ходить в гипсе.

Изредка, может быть,  раз в полгода, в полудреме,  перед сном, вдруг, в черепной коробке раздается страшный треск. Словно произошел разряд статистического заряда. Каждый раз сильно пугаюсь, думаю, что будь разряд посильнее, можно и умереть. Может быть, именно так и умирают, происходит кровоизлияние в мозгу, и никто не знает, что чувствовал человек в это мгновение. Я бы не хотел жить парализованным, лучше умереть.  Я бы, вообще, предпочел бы не рождаться, живешь лишь только потому, что родился

В декабре очень много извещений о смерти, уже пятое вывешено в вестибюле вставки. В иные месяцы ни одного, или по одному.

Из газеты "Советская культура" — отец Виктории Федоровой — адмирал Тэйт. В годы войны — военный атташе посольства США в Москве, военный летчик.  Отца объявили персоной «нон грата» и выгнали из страны до рождения дочери, которой не было и года, когда арестовали мать, и Вика воспитывалась у тетки, которую и называла мамой. А Зою Федорову освободили после 53 году. Вику не пустили даже на похороны матери, которую убили в квартире,  и убийц никак не могут найти, потому что тогда возникнет вопрос, а куда подевались драгоценности? А они уже нашли своего хозяина. Не трудно понять, у кого.

 Выпустили за границу в этом году, через 12 лет. Два года прожила со старым умирающим от рака отцом, вышла замуж за американца.

Олег Видов стал режиссером в Лос-Анджелесе, недавно поставил сказку. После развала Союза выкупит права на все анимационные фильмы, которые дублирует на английский язык, и сделает на этом бизнес. Наши деятели будут обижаться, что ему продали так дешево.

 Савелий Крамаров сделал операцию, выправил косоглазие и потерял обаяние и привлекательность для кинематографа.

14 декабря умер А. Д. Сахаров в возрасте 68 лет.

19 декабря.   Страшно жалею, что не художник.  Под впечатлением авангардистов возникает желание взять кисть и нарисовать такое же,  эмоциональное. Создается иллюзия, что смогу это сделать, не так уж и трудно. Нарисовать и повесить на стену вместо дешевой репродукции, которая надоела и совершенно не смотрится, но и убрать нельзя, так как стена будет голой, пустой, нечего вместо нее повесить.

Но понимаю, что не способен нарисовать,  так уж устроен мой мозг,  при всей   любви к фантастике, сам не способен выдать нечто новое, оригинальное, а нарисовать, тем более. Может быть, и нарисовал бы,  но нет терпения,  не приучен часами работать,  мне что побыстрее,  полегче.

Странная цикличность, в ночь на понедельник сон нарушается, среди ночи не могу долго уснуть, нет сил заставить себя применить суггестию. Не хочется.

В ночь на 20 декабря интервенция США против Панамы, обещано миллион долларов за голову Норьеги, который фальсифицировал недавние выборы. Наше правительство лишь 21 декабря передало по радио протест. Долго же раскачиваются, решая, что передать и стоит ли? Так же и о смерти Сахарова, весь мир сообщил, а наши в рот воды набрали, потом были вынуждены признать таковую!

22-24 декабря в Румынии вспыхнуло народное восстание. Арестован и расстрелян Николае Чаушеску с женой. Суд и расстрел снят французскими тележурналистами и показан tv компаниями всего мира и СССР.

89 25 декабря послал в "Юность" "Пицунду". http://www.proza.ru/2012/05/08/683

Я по натуре оптимист, иначе этого бы не делал. Одной надеждой жив человек. Один шанс из миллиона.
Температура – 0.

В Панаме новое правительство, Норьега ищет убежище. Неожиданно изменилось положение в Румынии. В нашей печати, по обыкновению, ни слова правды, народные депутаты во время съезда просили Горбачева сообщить правду, но он отговорился, что не имеет информации, мол, посол в Румынии Толпежников ему ничего не сообщил. Думаю, никто в зале не поверил словам Горбачева. 

Невозможно представить, что наше КГБ ничего не знало о назревающих событиях и об истинном положении, просто Горбачев  не знал, как реагировать на происходящее, кого поддерживать, то ли Чаушеску, с которым недавно обнимался и руку жал, то ли восстание народа, доведенного до отчаяния, а уж народ для него — это безликая масса. Вот он, до последнего, отделывался неведением, и не давал делегатам из Молдавии рассказывать правду, допытываясь, откуда вам это известно, если он ничего не знает?

Делегат растерянно пожимал плечами, он не мог понять: действительно, как это, ему известно, а главе правительства нет?! И был за это прогнан с трибуны, чтобы не разводил панику до поры. Стыдно за наше правительство, совершенно ясно, Горбачев  знал, что  из себя представляет Чаушеску, но ни слова критики не прозвучало, мол, это дело самого народа.

А зачем же тогда апартеид осуждаете, тоже вмешательство в суверенитет государства.  Ни слова правды в нашей печати про побоище в этом году на Тяньаньмэнь.  Мы рождены рабами и умрем ими. Все же хочется надеяться, что и у нас в стране народ проснется и заставит правительство сделать нужные шаги на укрепление могущества страны, а не на ослабление, как сейчас делается. Все 72 года   делалось всё, чтобы уничтожить народ и государство.

Никогда в истории не расходилось так сильно слово с делом, говорилось, одно, а делалось противоположное. Любой оратор с трибуны превращается в гипнотизера, убеждая в своей правоте. Кого убедил,  тот с ним. Следующий оратор говорит другое, внушает иное, внушение становится убеждением, да столь стойким, что и сейчас умиляются правлением Сталина, и мечтают о его твердой руке, способной навести порядок, плевать, что половина населения будет сидеть в лагерях. Зато будет порядок.

Нынешние бюрократы, сросшиеся с мафией, делают всё, чтобы расшатать правление Горбачева, который не решается, или искренне убежден, что нельзя радикально менять судьбу государства, мол,  хватит насилия, бюрократы тоже люди. Бериевская тактика устрашения народа преступностью, дает плоды. Наконец-то заговорили о полном обнищании русского человека, который убегает из России в другие республики в поисках лучшей жизни. 

Но там лишь немного лучше, и нации   недовольны массовым засильем русских. А наши правители спокойно взирают, как русские разбегаются из зачумленной страны, и ничего не предпринимают,  пытаясь задобрить республики, удержать расползание гнилой империи. Что это за правительство, которое у себя под боком, в Москве не может навести порядок, а замахивается на всю страну?

 При Брежневе они лишь делали вид, что управляют,  предоставляя на местах решать судьбу своих подчиненных. Такое положение устраивало Рашидовых, они успешно насиловали народ, затыкая ему рот, и всё было тихо. А сейчас затычку убрали, и народ начинает приходить в себя, но нужны года, чтобы он почувствовал в себе достоинство и перестал испытывать страх. Дадут ли ему это время? Сомневаюсь.

Действительно, какой может быть контакт с инопланетянами, если мы друг с другом договориться не можем? Наши кретины попытаются уничтожить их, найдя аргументированный предлог, тут и возможная агрессия и бактериологическая возможная зараза, а самое главное — расширение контакта грозит потерей личной власти, так как прогресс ведет к демократии и умалению собственной власти.

После съезда разочарование. Ясно видно, что ничего хорошего ждать не приходится. Состоялась большая говорильня,  постановили то, что уже давно было известно.  Но радикального ничего не внесли, а гангренозного больного лечат только радикальными методами, а не припарками и уговорами.

Наши женщины почему-то предпочитает получать зарплату крупными купюрами,  хотя на следующий день уже надо разменивать и выпускать из рук. Мне  кажется, что это происходит ради того мгновения, когда она протягивает руку с крупной купюрой продавцу, и тот как бы видит, что перед ним не голь перекатная, а богатая женщина. Грустно. Наблюдательные женщины заметили, что у нашей кассирши есть любимчики, которым она всегда дает зарплату крупными купюрами, а им — всегда мелкими, такая дискриминация обижает их, они возмущаются, требуют у кассирши, но та действует по-своему.

Почему-то кассирша и меня выделяет, хотя между нами никогда не было до этого и минутного разговора. Она даже спросила:

— Какими купюрами дать?
— Мне всё равно, — ответил я.

И это было правдой. Деньги, всё равно, мне не принадлежали, после смены отдам жене, да и зачем они мне? Пускать пыль в глаза не люблю.

В понедельник, 25 декабря казнены Елена и Николай Чаушеску. Перед исполнением приговора им измерили давление. Для чего? Любопытство? Мол, страшно им, или нет? Забота здесь не ночевала.

В Швейцарском банке на счету Чаушеску 400 миллионов долларов, а на счету Румынии всего 40 миллионов. И в других банках у Чаушеску не менее, всего миллиард. В Румынии введено чрезвычайное положение для сопротивляющихся.

26 декабря. Стою в очереди за авансом. Передо мной новенький, паренек лет 18-ти,  неловко берет деньги со стола и одна трешка летит под стол. Он стоит и не думает за ней нагибаться. Полная кассирша заглядывает под стол и отодвигает скамейку, на которой сидят, чтобы самой поднять.  Мне ее становится жаль, быстро опустился на колено и подал парню.

— Спасибо, — сказал он и отошел. 

А я не мог понять, почему он не наклонился за своими деньгами? То ли растерялся, боялся выглядеть смешным?

Гавриил Попов предложил вместо 13-й пятилетки сделать первую. И это было бы не лишено резона. Тем более что новое пятилетие будет самим трудным, и наверняка, миллион раз свяжут с несчастливой цифрой.

Приснилось, что выстрелил из пистолета в комнате. Звук был оглушительным. Впервые во сне произошел разряд в голове, на этот раз  не испугался, потому что всё было логично, я держал в руке пистолет, нажал на курок, проверяя действие.

Прочитал, что есть сны, сопровождающие человека всю его жизнь. До этого я, как-то над этим не задумывался, а сейчас понял, что и у меня есть такой сон: я на высоте   и должен спуститься по очень крутому спуску. Проделав путь, промучившись, я просыпаюсь. Так было и в самом первом сне, который запомнился из детства, как кошмар.

Мне было лет семь, я катился с горы в темень и от ужаса проснулся. Вероятно,  кричал во сне, беспокоил мать своим криком, поэтому она и повела меня к женщине, заговаривающей испуг. После этого я перестал кричать и бояться во сне. Но на протяжении всей жизни я — на высоте. В  юности летал во сне без помощи чего-то, потом на самолете, но всегда я обозреваю окрестность с высоты, любуюсь красивым пейзажем, чаще — это море, где-то возле Цихис-Дзири, местность там живописная.

Значит ли это, что я когда-нибудь разобьюсь? Впрочем, умереть во сне — это благо, можно лишь мечтать о такой смерти. На такую смерть я бы согласился и сегодня. Главнее — не будет страха смерти.

Продолжение следует: http://proza.ru/2012/08/05/1280