Кавказцы в маршрутке - эпизод три

Сергей Сизов Омск
Ранее я рассказывал о двух эпизодах с кавказцами в маршрутке, которыми был свидетелем. Прочтите, будет интересно (http://proza.ru/2014/01/13/1326).  Это - третий эпизод, самый невыразительный, но и, в то же время, самый типичный. Поэтому расскажу и о нём.

Произошёл он пару недель назад (раньше просто не было времени записать). Итак, сажусь в большую газельку. У той, которая имеет дверь, открываемую водителем дистанционно. Вхожу и вижу, что небольшое количество пассажиров (в основном, женского пола) сгрудилось на передних сидениях возле водителя. Через секунду я уже понимаю, почему. В задней части салона сидят два кавказца, шумно общаясь между собой. Но, главное, у одного из них в руках орёт телефон, из которого на весь салон льётся восточная музыка. Знаете, все эти душераздирающие завывания под бубны и барабаны. Впрочем, им это нисколько не мешает. Они наслаждаются и, между прочим, ещё и «общаются»,  В привычном для них стиле: с воплями, размахиванием руками и т.п. И кричат, кстати, при этом ещё громче, чем играет их любимая музыка. Недовольные лица пассажиров их совершенно не смущают.

Прохожу и сажусь на свободное место спиной к кавказцам. Как раз недалеко от «этого маленького Баку» (впрочем, это только вариант, вполне могут быть и другие «восточные столицы»). Свободных мест ближе уже нет. Через минуту понимаю, что в такой какофонии ехать долго не смогу. Трусливо сидеть и ждать, когда они выйдут? Нет, это не по мне, противно. Тогда себя скоро уважать перестанешь. Надо остановить эту дикую «дискотеку».

Поворачиваюсь к кавказцам. Коротко взглянув, определяю диспозицию. Тот, что постарше, выглядит более прилично. На нём тоненькие усики и шляпа. Молодой - совершенной дикого вида. Широкий в плечах, видно, что реальный спортсмен, с накачанной шеей и большой щетиной на лице. Одет в кожаную куртку, что ему добавляет брутальности, и какие-то спортивные штаны.

«Уважаемый, - спокойно обращаюсь я вроде как к более пожилому, хотя они сидят в ряд и потому акцентировать обращение трудно, - уберите, пожалуйста, музыку». Приходится говорить очень громко, иначе я не перекричу их, и ещё музыку.

Лёгкое замешательство за спиной. Разговор прекращается, обмен короткими репликами. Потом молодой выключает телефон. Я ловлю благодарные взгляды соседей по маршрутке.

Но всё не так просто. Ко мне подходит молодой кавказец, причём он явно на взводе. Понимая, что в спину говорить неудобно, он садится сбоку от меня и весьма недоброжелательно меня осматривает. Он явно недоволен тем, что нашёлся кто-то, сделавший ему замечание. Пусть даже в форме вежливой просьбы. Затем начинается такой вот (весьма знакомый) диалог.

- Вам мешает музыка? – спрашивает довольно раздражённо и с вызовом.

- Да, мешает, - отвечаю спокойно и в то же время очень уверенно.

Он делает паузу.

- А когда водитель включает свою музыку, тоже мешает?

- Да, тоже мешает.

В его вопросе скрыта наивная попытка вывести меня на эмоции и одновременно на какое-то оскорбление, чтобы был повод возмутиться. Может, он думает, я скажу: «Нет, та водительская музыка мне не мешает, мешает именно ваша». Правда же состоит в том, что музыка газелистов тоже мешает, только я не помню, чтобы её включали так громко. Ну, а когда достаёт водительский блатной шансон или тупая попса, я действительно прошу водителя выключить или сделать потише. В конце концов, я плачу деньги за спокойную поездку. Раньше довольно часто приходилось и просить не курить. Кого-то из водителей это даже удивляло. Теперь уже не удивляет. В основном и не курят

- И что, вы тоже делаете водителю замечания? - продолжает давить молодой кавказец.

- Да, делаю.

Опять пауза.

- В такси надо ездить…, - цедит небритый здоровяк сквозь зубы.

- Зачем мне в такси ездить, ведь я же никому не мешаю. А если мне надо послушать музыку, одеваю наушники.

Молодой кавказец больше не знает, что ещё мне сказать в этой ситуации. Звать меня «разбираться» как-то глупо, да и недостаточно оснований. Пожилой земляк это тоже вряд ли одобрит. Кроме того, я его, молодого, намного старше (по возрасту гожусь в отцы), держусь уверенно, и поэтому, бросив недобрый взгляд, он идёт назад к своему более старшему земляку. Тот, кстати говоря, вместо того, чтобы успокоить более юного и не в меру горячего спутника, сидел как мышь, будто его всё происходящее вообще не касалось.

Кавказцы возвращаются к так некстати прерванному мной разговору (какой же я бестактный человек!). Разговор, конечно, тоже особенный, нисколько по громкости не уступающий восточной музыке. Крикливая гортанная речь, в которой перемешаны русские и нерусские слова, наполняет салон маршрутки, и создаёт атмосферу восточного базара. Мне кажется, молодой специально добавляет громкости свои воплям, чтоб меня позлить.

Я грустно улыбаюсь. Всё-таки мы разные. Наверное, я уже не смогу ему объяснить, что надо уважать право другого человека на покой и тишину. Впрочем, и нашим-то наглым юнцам это не всегда удаётся растолковать без полиции. Но для молодых кавказцев понять, что надо уважать личное пространство человека, его право на тишину, действительно сложно. Ка говорится, не та ментальность. Но уважать-то старших и женщин их ещё кажется учат. Вот только , похоже, для некоторых это правило относится только к своим соплеменникам. Я не могу себе представить, чтобы где-нибудь в Баку, Грозном или в Махачкале молодые мужчины в автобусе безнаказанно ехали с включённой на полную громкость музыкой в телефонах. Или ночью танцевали под окнами соседей лезгинку, мешая всем спать. Знают, что там обязательно образумят таких людей и сделают это жёстко. Многие из них на малой родине и не рискнут вести себя так, как они это делают в России. А здесь чувствуют безнаказанность и отсутствие солидарности людей в поддержании порядка. Впрочем, если юноше надо разъяснять такие элементарные вещи, проблемы с воспитанием, конечно, есть. Ещё хуже, когда молодой человек грубо реагирует на замечание более пожилого соседа. Это по кавказским меркам вообще неприемлемо. И, к сожалению, сегодня единственный способ навести порядок, если не удаётся решить вопрос миром, вызывать полицию.

Вместе с тем, я знаю точно, что есть нормальные кавказские ребята: образованные и воспитанные. Которые знают, как вести себя в обществе, уважают старших, где бы это не происходило. И об этом в предыдущей статье я писал. Именно они, а не дешёвые "понторезы"" и составляют для меня гордость Кавказа. К сожалению, таких воспитанных молодых людей всё ещё недостаточно, чтобы изменить общественное мнение о кавказцах и их поведении.

10.05.2014, Омск
© Copyright: Сергей Сизов (Омск)
Фото из интернета.