Афанасий

Светлана Лобова
     Встречали ли вы когда-нибудь ангела в цветастой городской толпе? Не настоящего, не того, что с белыми крыльями, а такого бесхитростного, беззлобного, доверчивого человека?

   Я встречаю таких людей постоянно. В огромном мегаполисе полно приезжих. Среди них масса добродушных, неизбалованных новейшими достижениями телефонной и компьютерной связи людей. Они во все глаза рассматривают навороченные смартфоны и электронные книги пассажиров московской подземки. Постоянно уступают места всем, не закрывая глаза на тех, кто стоит рядом. Ведут себя вразрез с привычно-наглой массой населения московского метро...

    Короткая история, которую хочу рассказать, произошла в Крыму, а ещё точнее, в Керчи. Моя однокурсница - коренная керчанка. Студентами мы часто отдыхали летом у её родителей. Из окна квартиры прекрасно просматривался Обелиск Славы бессмертным героям на горе Митридат. Извилистая дорожка вела к вершине, к памятнику павшим при освобождении Керчи в годы Великой Отечественной войны. В древние времена на горе располагался античный город Пантикапей. Названа гора по имени понтийского царя Митридата VI Евпатора, погибшего здесь от политической и военной борьбы с римлянами. Имя означает «дар Митры» (персидского бога Солнца). Может, в этом одна из причин, что население Керчи - люди весёлые, с добрым чувством юмора. В городе всегда солнечная погода, запах моря, пестрота национальностей людей.

   Моя подруга занималась спортом в команде института. Ездила на сборы, выступала на легкоатлетических соревнованиях. Каждый вечер Галя совершала многокилометровые пробежки по тропинкам Митридата (тогда ещё не было построено несметное количество лестниц к мемориалу). За бегущей Галиной устремлялась местная детвора и бездомные собаки.  Пары пробежек подруге хватило, чтобы отказаться от бега с эскортом, и мы стали ездить на стадион, где по полиуретановому покрытию беговых дорожек Галка наматывала километры кругов. Я - вечный зритель, сидела на трибуне и, надо признаться, не скучала. Кроме бега с барьерами на спринтерских дистанциях, на стадионе занимались прыжками в высоту. Было, что посмотреть.

 В один из дней мы зашли в переполненный автобус. Рядом оказалась группа молодежи, которая ехала куда-то по своим молодёжным делам. Молодые люди переговаривались и шутили. На очередной остановке по ступеням автобуса поднялся маленький старичок с седой бородёнкой. К нему подлетела кондукторша, продала билет и, несмотря на внушительные размеры, как кошка сквозь доски забора, протиснулась внутрь салона, бросив на ходу: «Не забудьте прокомпостировать билет, иначе могут оштрафовать контролёры». 

       Дед покрутил билет, увидел укреплённый под окном компостер, подошёл ближе, и тут вся его решимость улетучилась, он как-то обмяк. Компостер представлял собой мощнейший агрегат (думаю, за него изобретателю была выдана хорошая премия). Просто монстр, а не компостер! Я сама робела при виде этой навороченной конструкции. Ещё надо было разобраться, как правильно вставить билет и найти рычаг.


          Дедушка посмотрел на ребят: "Хлопцы, помогите разобраться, как эта штуковина работает?"

- Очень просто, дед. Подходишь к нему, кланяешься, называешь своё имя и говоришь, куда едешь. Билет поставишь вот так вертикально и надавишь на рычаг, - отозвался долговязый парень.

  Никто не успел даже дыхания перевести, как дедушка молниеносно совершил "ритуал" компостирования. Он быстро подошёл к компостеру, наклонился к нему, лихо клацнул на рычаг и доверительно сообщил:

- Афанасий, до базара!

  Автобус просто взорвался от смеха! Пассажиры развеселились. Кто-то уступил дедушке место. Он сел, высоко задрав седую бородёнку и стал, с серьёзным выражением лица, смотреть в окно. Гогочущие парни собрались выходить из автобуса. Долговязый потянулся к старику:

- Дедушка, удачи вам. Не обижайтесь на меня. Слушайте остановки, водитель объявит вашу.

Дед улыбнулся, прищурил выцветшие, добрые, голубые глазки:

- Нормально. Вам весело и мне хорошо. Пока, хлопцы!

  Мы поехали дальше в светящемся от улыбок автобусе. Афанасий рассматривал в окно проплывающие мимо улицы города. А я подумала: "Вот он, добрый ангел. Прожил жизнь и не обозлился на неё".

И ещё мысленно подкорректировала известную формулу про то, что спасёт мир. Догадались? Не одна красота...

Доброта спасёт этот мир.