И. А. Дубашинский

Валентина Томашевская
Книга  Дубашинского о Шекспире - портрет Шекспира на желтом фоне особенно мне запомнилась: она стояла - лицом к нам - в шкафу аудитории, где проходили практические занятия по литературе.
Умные карие глаза, с искоркой юмора, немного ироничная интонация – профессор Дубашинский.
Рассказывает Арон Шнеер, выпускник ДПУ:
«Иосиф Абрамович Дубашинский –  единственный в то время профессор на кафедре литературы, читал у нас  на 3-ем курсе зарубежную литературу 19-20 вв. Мне же было достаточно, что он учился в ИФЛИ, был естественно знаком со многими ифлиевцами,  что «ушли не долюбив, не докурив последней папиросы…», среди них был  Павел Коган - автор «Бригантины».  А то, что Иосиф Абрамович за Львовскую операцию, проведенную в июле 1944 г.,  был награжден орденом «Александра Невского» – орденом за личное мужество и воинскую дерзость и полководческий талант, сразу перевело его в число мною особо почитаемых. Это прощало его легкое, но заметное пренебрежение, с которым он относился  ко всем студентам. Я же несколько раз удостоился чести сразиться с ним за шахматной доской в 5-ти и даже 3-х минутных блиц-партиях, которые мы проводили в КВАТЕ во время перерывов между лекциями и не только: Иосиф Абрамович никогда не спрашивал, почему я не на занятиях. Чаще всего он разделывал меня «под орех». Играл он прекрасно и флажок на его часах за редким исключением  никогда не падал раньше флажка соперника.

Иосиф Абрамович был и моим оппонентом при защите курсовой работы на тему «Роль лирических отступлений в романах В.Гюго». Оценив мой «титанический» труд на «хорошо», свое личное отношение к «лирическим отступлениям» Гюго он выразил в блестящей фразе, которую потом мои сокурсники повторяли  с трепетным удовольствием: «Все эти отступления напоминают урчание испорченного унитаза».

Профессор Даугавпилского педагогического института (с 1972 года). В сферу интересов его входило творчество Шекспира, Свифта, Вальтера Скотта, Байрона, Голсуорси, Джойса, Сноу, Г. Грина и других классиков мировой литературы.
Моя сестра, Анна, рассказала, как ее, члена студенческого общежития физмата на улице Гоголя, послали пригласить профессора Дубашинского на лекцию в общежитие.  «Стою перед ним, и дрожит подбородок от волнения. Профессор же! А он взял мою руку двумя ладошками и сказал: «Хорошо, милая, я прийду, не опоздаю!» Сестра не помнит, о чем была лекция, носказала, что его понимание текста отличается от нашего понимания - совсем на другом уровне. «Может показаться, - сказала Анна,-  что он был высокомерен, но это другое: он был погружен в то, чем он занимался.»


Иосиф Абрамович был интересным человеком, остроумным собеседником, большим жизнелюбом, знал толк в высоком искусстве и в шахматной игре. Помимо научных публикаций, пробовал себя в литературном творчестве: писал рассказы, эпиграммы. Его веселые стихи "по случаю" до сих пор хранятся в архиве кафедры литературы.

Имел семью. Жена, Лилия Александровна Дубашинская -  преподаватель иностранных языков, подарила ему двух сыновей.
Вспоминает Ирена Пукман (выпускница ДПИ 1982 года): "Лилия Александровна Дубашинская, интеллигентная стильная женщина, как и положено было(как нам тогда казалось) иностранке, она преподавала английский. Часть нашей группы изучала английский, а часть-немецкий. Я из немцев. Немецкий язык обожала с раннего детства, отсюда и выбор учебного заведения. Лилия Александровна принимала у нас вступительный экзамен, мы с ней так мило беседовали на выпавшую мне тему. Она произвела на меня тогда очень приятное впечатление, совсем не волновалась при ней. И потом мы ещё несколько лет с ней занимались языком, и она немало способствовала укреплению моей любви к немецкому языку, моим знаниям. И по жизни мне так повезло, что всю свою трудовую жизнь я имела дело с немецким языком и прививала своим ученикам такую же любовь. И у меня тоже есть последователи в освоении языка и мои продолжатели. Огромная благодарность за мою состоявшуюся жизнь моему вузу и моим преподавателям".

Уйдя в 1994 году на пенсию, Иосиф Абрамович продолжал участвовать в жизни университета: был членом Хабилитационного совета, публиковался в кафедральных сборниках, принимал участие в научных семинарах и конференциях.

В последние годы своей жизни Дубашинский, после 80-ти лет болел болезнью Альцгеймера. И однажды, к сожалению, не вернулся с прогулки.

И.А. Дубашинского мы  иногда видели вдвоем с И.А.Штейманом, они совершали прогулки, дружили, играли вместе в шахматы


Изданные произведения:

И. А. Дубашинский. Вильям Шекспир: Очерки творчества   Вильям Шекспир : очерк творчества  Москва, Просвещение, 1965, 227 с.
 И.А. Дубашинский.  Вильям Шекспир, очерк творчества : пособие для учителей , Изд. 2-е, перераб. - Москва , Просвещение, 1978. - 144 с.
И.А. Дубашинский. Памфлеты Свифта ,  Рига, Звайгзне, 1968.  194 с.
И.А. Дубашинский. "Путешествия Гулливера" Джонатана Свифта - Москва , Высш. школа, 1969. - 111 с. И.А. Дубашинский Поэмы Дж. Г. Байрона "Паломничество Чайльд-Гарольда  Даугавпилс. пед. ин-т. - Рига : Звайгзне, 1975. - 98 с.
И.А. Дубашинский. "Сага о Форсайтах" Джона Голсуорси - Москва , Высш. школа, 1978. -111 с.
И.А. Дубашинский. Роман Ч.П. Сноу "Коридоры власти" , учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. "Рус. яз. и лит." - Москва : Высш. шк., 1984. - 103 с.
И.А. Дубашинский Джордж Гордон Байрон, кн. для учащихся  - Москва , Просвещение, 1985. - 144 с