Понимание экзорцизма о. Иеремия Дэвис

Иван Лупандин
Свящ. Иеремия Дэвис

Экзорцизм: Понимание экзорцизма в свете Священного Писания и пастырской практики
Jeremy Davies. Exorcism: Understanding Exorcism in Scripture and Practice

Аннотация

Как секуляризм, так и суеверие внесли свой вклад в популяризацию некоторых весьма искаженных представлений об экзорцизме. Эта брошюра, написанная опытным экзорцистом, рассматривает вопрос о истоках практики экзоцизма, восходящих к Евангелиям, и рассматривает практику экзорцизма в современной Церкви. В книге анализируются различные виды демонического влияния, а также их связь с религиозным обращением, грехом и психическими заболеваниями. Прежде всего текст свидетельствует о том, что в Церкви дьявол уже побежден и что Церковь приносит плоды этой победы всем нуждающимся.

После ряда лет работы в качестве врача в Англии и в миссионерских больницах в других странах Иеремия Дэвис был рукоположен в священники в 1974 и в 1986 был назначен епархиальным экзорцистом.


Содержание

1. Введение
2. Виды демонического влияния
3. Причины демонического влияния
4. Степени демонического влияния
5. Различение и диагноз
6. Экзорцизм и освобождение
7. Выводы
Библиография




1. Введение

«Церковь участвует в победе Христа над дьяволом: Христос дал Своим ученикам власть изгонять бесов. Церковь осуществляет эту победную власть через веру во Христа и молитву, которая в специфических случаях может принять форму экзорцизма» (Папа Иоанн Павел II, 1986).

Сотворение мира и грехопадение

Перед Вознесением Иисус повелел Своим апостолам: «Идите по всему миру и проповедайте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: во имя Мое будут изгонять бесов…» (Мк 16, 15-17). Экзорцизм имеет особое место в том деле, которое Христос вверил Своей Церкви, и он должен быть понят в свете всего этого дела.
Во Христе «всё было сотворено, видимое и невидимое» (Кол 1, 16) – «невидимое» - это ангелы. В первый день творения Бог сказал: «Да будет свет… и увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы» (Быт 1, 3-4). Солнце и звезды были сотворены лишь на четвертый день, и свет, сотворенный в первый день, возможно, был светом ангелов, а отделение света от тьмы – это падение третьей части ангелов, описанное в Откровении Иоанна Богослова (Откр 12, 3-9): «И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон… хвост его увлек третью часть звезд с неба на землю… И была война на небе: Михаил и ангелы его воевали с драконом, и дракон и его ангелы воевали с ними, но были побеждены и не осталось им места на небе; и великий дракон был низвергнут, древний змей, который именуется дьяволом и сатаной, который прельщал весь мир – он был низвергнут на землю и ангелы его были низвергнуты с ним».
Святой апостол Павел, говоря о себе, писал: «Знаю человека во Христе, который четырнадцать лет тому назад был вознесен до третьего неба» (2 Кор 12, 2). «Третье небо» - это присутствие Божие. Тогда второе небе, вероятно, означает тварное духовное обиталище ангелов, где они поклоняются Богу и откуда они посылаются как хранители и вестники в наш мир. Первое небо – «твердь небесная» (Быт 1, 15) – это наше обычное небо, с солнцем, луной и звездами. Со второго неба сатана и ангелы его были низвергнуты на «первое небо» и на землю, где они соделались «мироправителями тьмы века сего» (Ефес 6, 12). Но если падшие ангелы уступают по численности тем, которые остались верными, как же они соделались мироправителями? Мироправителями их сделал человеческий грех.
И люди, и ангелы были сотворены добрыми, и величайший дар этого добра – это способность свободно любить Бога. По своей природе этот дар должен осуществляться, чтобы стать постоянным. От главы тех ангелов, которые отвергли любовь до того, как был сотворен человек, пришел и наш момент решения: «Змей сказал женщине…». Сила ангелов, хотя и бесконечно малая по сравнению с властью Бога, все же намного больше, чем сила человека, не поддерживаемого Богом. Решив не послушать Бога, мы отдали себя во власть падших ангелов. В 3 главе книги Бытия явно виден дьявол, выступающий под личиной змея. В других местах Ветхого Завета есть отдельные намеки на дьявола, например, в книге Исайи говорится о «Левиафане, убегающем змее, Левиафане, ползучем змее…драконе, обитающем в море» (Ис 27, 1); но дьявол вошел в человека, и там, внутри него, он по большей части спрятан в темном море человеческого греха и заблуждения.

Экзорцизмы Христа

«Все обличаемое Светом, открывается» (Ефес 5, 13). Когда Христос-Свет пришел в мир, демонические духи не могли более оставаться спрятанными. Он бросил вызов дьяволу в пустыне и там отверг все его искушения, таким образом установив в Себе новое человечество, утвержденное в силе любящего Бога в свободе и бескорыстии. Он учил в синагоге в Капернауме, и злой дух, до этого скрывавшийся в одном из участников собрания, вскричал и был изгнан (Мк 1, 21-28). Он говорил о Кресте и таким образом изобличил дьявольский плацдарм в душе Петра, которого Иисус затем обличил: «Отойди от меня, сатана!» (Мф 16, 23). Так происходит во всех Евангелиях, и этот Свет Христос вверил Церкви. Какая это большая ответственность – не сокрыть еще раз то, что так дорого стоило Ему открыть!
В Новом Завете падшие ангелы именуются также духовными силами зла в поднебесных пространствах, духами стихий вселенной, мироправителями, силами, властями, престолами, именами, князьями, господами, богами, ангелами, нечистыми духами, злыми духами и бесами. Иногда тот или иной из них описывается согласно своему действию, например, «дух глухой и немой» (Мк 9, 25), «дух прорицательный» (Деян 16, 16), «антихрист» (1 Ин 4, 3). Глава падших ангелов обычно называется сатаной (по-еврейски) или дьяволом (по-гречески): и то и другое слово означает обвинитель-противник-клеветник; но у него есть много и других имен: Люцифер («несущий свет»), Вельзевул («Князь Ваал» - главное языческое божество Ханаана), Авадон («губитель»), Велиал, змей, дракон, лев, сильный, лукавый, искуситель, враг, лжец, человекоубийца, бог века сего, князь мира сего, князь воздушный.
Можно понять, что сам сатана искушал Иисуса в пустыне (Мф 4, 1-11). Однако зачастую в Новом Завете под дьяволом понимается какой-то из нижестоящих бесов – потому что ад, подражая небу, имеет свою собственную гротескную иерархию: тоталитарную диктатуру, которую нацизм, коммунизм и прочие стремятся воспроизвести на земле. Так, например, согбенная спина больной женщины приписывается нашим Господом действию сатаны, но евангелист Лука говорит о «духе болезни» (Лк 13, 10-17). Подобным образом, Иисус сначала обращается к гадаринским бесам в единственном числе: «Нечистый дух, выйди из человека!... Как имя тебе?». Ответ признает обращение в единственном числе, но раскрывает множественность: «Мое имя легион, ибо нас много»; и бес просит не высылать их из этой местности (Мк 5, 8-10). Эти «легионеры», несомненно, рабы говорящего, т.е. их начальника, как и он сам, возможно, через какие-то другие промежуточные ранги, является рабом сатаны. Иногда во время экзорцизма злой дух говорит что-нибудь вроде: «Я хочу выйти, но он не разрешает мне», - под местоимением «он» здесь имеется в виду его непосредственный начальник или сам дьявол.
Во время Своего служения Христос совершил много экзорцизмов (см. напр. Мк 1, 32-34, 39). Восемь из них упомянуты особо (Мф 9, 32; 12, 22; 15, 21-28; Мк 1, 21-28; 5, 1-20;  9, 14-29; Лк 4, 38-39; 13, 10-17). Три из них описаны более детально, в них приводятся формулы экзорцизма, произносимые Иисусом (Мк 1, 25; 9, 25; Мф 8, 32).
Как и исцеления, экзорцизмы Христа были существенной, но вспомогательной частью Его дела благовестия – «Пойдемте в соседние города, чтобы Я и там мог проповедовать, ибо для этого Я пришел; и Он проходил по всей Галилее, проповедуя в синагогах их и изгоняя бесов» (Мк 1, 38-39). Изгнания им отдельных бесов служили прелюдией к великому изгнанию князя мира сего и сотворению Им нового мира через Его смерть на Кресте, Его Вознесение, ниспослание Святого Духа и через Его спасительную деятельность в Церкви: «Теперь пришел суд миру сему, теперь князь мира сего изгнан будет вон; и Я, когда вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Он сказал это, чтобы показать, какой смертью он должен был умереть» (Ин 12, 31-33).

В наши дни

Когда у подножья горы Фавор ученики не смогли изгнать злого духа, Господь упрекнул их, назвав «родом неверным и развращенным» (Лк 9, 41) – но, по крайней мере, ученики хотя бы правильно поставили диагноз, чего нельзя сказать о некоторых современных ученых-библеистах. Если кто-нибудь из этих учеников был впоследствии в числе 70, посланных позднее на проповедь, то нас может вдохновить то обстоятельство, что они извлекли урок из своей неудачи, ибо они вернулись с триумфом, и Иисус сказал им: «Я видел сатану, павшего с неба, как молния. Вот, я дал вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию; и ничто не повредит вам…  Я благодарю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты сокрыл эти вещи от премудрых и разумных и открыл младенцам; ей, Отче, ибо таково было Твое благоволение. Все предано Мне Отцом Моим; и никто не знает Сына, только Отец, и никто не знает Отца, только Сын, и всякий, кому пожелает Сын открыть». Затем, обратившись к ученикам, Он сказал им с глазу на глаз: «Благословенны очи, видящие то, что вы видите!» (Лк 10, 17-19, 21-23). Распознавание злых духов и власть над ними дается младенцам, которые имеют веру, и сокрыта, удержана от «премудрых и разумных».
Служение экзорцизма в Церкви процветает пропорционально живой вере ее членов в слово Божие. В Догматической конституции о Божественном откровении (Dei Verbum) II Ватиканский собор был вдохновлен призвать к библейскому обновлению. Это ключ к другим темам Собора: экуменизм, всеобщее призвание к святости и новая евангелизация. До сих пор этому во многом препятствовало возрождение библейского модернизма – неверие в историчность и безошибочность Св. Писания. Столетие назад св. Пий Х увидел воочию бесовскую природу библейского модернизма и изгнал его из Церкви; но за последние 40 лет он сумел снова наводнить Церковь. В своей книге «Иисус из Назарета» Папа Бенедикт XVI показывает нам, что от нас требуется: не только изгнание модернизма, но и его замещение верой в слова Богородицы (Лк 1, 38), т.е. глубоким пониманием и любовью к Св. Писанию, верой, которая была дарована Церкви ее воскресшим Господом (Лк 24, 44-49). После 40 лет «странствования по пустыне» после опубликования Dei Verbum, новая весна для слова Божия в Церкви соделалась возможной в наши дни, как сказал об этом Папа Бенедикт XVI в своем выступлении от 14 сентября 2005, и всякий призван в ней участвовать.


2. Виды демонического влияния

Косвенное управление через грех

Падший человек эгоистичен; мы вращаемся вокруг самих себя, а не вокруг Бога; и пока мы пребываем в этом состоянии, мы находимся на территории врага. Совесть всякого человеческого существа просвещена «истинным Светом» (Ин 1, 9), который ведет к любви к Богу; но в той мере, в какой мы противимся этому Свету, мы пребываем, по крайней мере, косвенно, под владычеством «князя мира сего» (Ин 12, 31; 14, 30; 16, 11) – и это было бы так, даже если бы дьявол вообще не оказывал на нас непосредственного влияния.

Непосредственное влияние через грех

Сатана является искусителем (1 Фесс 3, 5); и равно как он вызвал падение человека, так и по прежнему он непосредственно влияет на нас, так чтобы мы отвергли благодать и совершили грех. Это его обычный способ действия (1 Ин 3, 8-10). Своей любовью Бог привлекает нас любить Его в ответ (1 Ин 4, 7-21). Дух имеет власть соединяться с духом. Исполнение нашего человеческого духа заключается в единении со Святым Духом (Рим 8, 16). Дьявол же с помощью обмана и психического насилия желает пленить нас в своем собственном отделении от Бога (Ин 8, 31-47). Если злой дух искушает нас грешить, то как мы, поддавшись этому искушению, избежим единения с этим духом? Наша воля свободна – не всецело, но достаточно, чтобы быть рулем, от поворота которого зависит наша вечная участь. Духовная война ведется за свободные решения нашей человеческой воли.
После освобождения гадаринских одержимых (Лк 8, 26-33) происходит что-то очень необычное – все местные жители «были объяты великим страхом» (Лк 8, 37) и, вместо того чтобы приветствовать Иисуса с радостью, как поступали люди в других местах, и привести к Нему других одержимых, чтобы Он и их исцелил, они просили Его, чтобы Он «удалился от пределов их». Почему? Может быть потому, что их радость была в их материальном преуспеянии и в их свиньях, и они не знали о существовании в своей среде других одержимых? Кардинал Ньюмен писал: «Существует великое множество людей, богатых и бедных, которые ставят себе в качестве единственной цели стяжание денег… стремление к богатству загораживает пути в их сердцах, и они не имеют ни времени, ни мыслей, ни любви для тех великих вещей, которые послужили бы к их миру. Что это, как не разновидность одержимости дьяволом?». Через обычные привязанности, которые становятся второй натурой для падшего человека, одной из видов которых является привязанность к деньгам, гадаринцы уже находились под властью дьявола; но только появление Иисуса среди них явило как само их порабощенное состояние, так и участие в этом дьявола – ибо нечистые духи просили Его «не высылать их из страны той». Это было Десятиградие, языческая территория, управляемая языческими богами, и злые духи были там как у себя дома, - и также вольготно чувствовали себя и местные жители, и потому страх, который охватил их, несомненно, отчасти был следствием влияния злых духов, обитавших в них.
Поскольку дьявол скрывается за нашими грехами и греховными состояниями, трудно определить, каковы доля его участия в них. Иногда эта доля относительно мала – из-за защиты, которую предоставляет Бог, или из-за характера греха, или потому что наши грехи делают работу за дьявола, и ему нужно лишь слегка корректировать происходящее. Однако мы должны опасаться недооценки его способности скрывать себя. О. [Иероним] Нольдин настойчиво рекомендует совершать чин малого экзорцизма над теми, кто подвергается сильным искушениям и над кающимися, которые испытывают трудности в возгревании в своей душе сокрушения о грехах и намерения исправиться, а также в искренности в исповедании грехов – это скрытое влияние, успокаивающее и искажающее совесть, мешающее сокрушению, вере и честности – это самое страшное из дел дьявола. Только через наши добровольные грехи он может причинить нам длительное зло. Мы говорим об одержимых как о «недугующих», но это потому, что мы обычно говорим о тех, кто хочет освободиться, и потому дьявол удручает их. Гораздо более страшно состояние тех одержимых, которые довольны, которые имеют мир от века сего (см. напр. Мф 10, 34; Ин 14, 27; Откр 3, 15-20). «Поскольку люди привыкли жить, не любя, они не распознают нелюбящую силу, которая действует внутри них» (о. Майкл Селлерс). Пока дьяволу удается совершать эту скрытую работу в обстановке ложного мира, он способен достигать феноменальных успехов. Только приход Христа, только проповедь и экзорцизм вынуждают его выйти из укрытия и обнаружить свою ложь и жажду убийства (ср. Ин 7,7). «Не бойтесь убивающих тело и после этого не могущих ничего сделать; но… бойтесь тех, кто по убиении имеет власть ввергать в ад» (Лк 12, 1-9). Покуда мы возгреваем в себе любовь ко Христу, мы не должны страшиться насилия от дьявола и тех гонений и страданий, которые он причиняет; но мы должны опасаться дьявольской закваски лжи, которая способна обмануть нашу совесть.

Непосредственное влияния без наличествующего греха

Именно в этих случаях экзорцизм иногда является составной частью исцеления. Большинство, если не все, начинают с греха; но в той мере, в какой имели место раскаяние и свобода от греха  (по крайней мере, от субъективного греха) и при этом иго дьявола осталось – случай попадает в данную категорию. В каком-то смысле это иго не зависит от нашей свободы воли, но уменьшает самоконтроль, поскольку, хотя дьявол может ограничивать и отчасти контролировать нашу волю, то, в той мере, в какой она ему подчинена, она уже не является свободной. Мы будем судимы согласно той свободной воле, которая еще остается в нас. Как драгоценен плацдарм Святого Духа в этой части нашей свободной воли и Его способность восстановить тот самоконтроль, который мы утратили! «Плод Духа – любовь, радость, мир, терпение, доброта, благость, верность, смирение, самообладание» (Гал 5, 22-23).
Гадаринский одержимый, возможно, в прошлом совершил тяжкий грех. Он был почти полностью одержим, буен и опасен; но когда он увидел издалека Иисуса, он увидел в этом свою единственную надежду и использовал свою последнюю крупицу свободы, чтобы прибежать к Господу и, упав на колени, поклониться Ему – и хотя слова, исходившие из его уст, были продиктованы бесом, он в глубине души взывал к Спасителю о помощи – а Он знал, что в его сердце, и услышал его немой крик, и освободил его. Даже в глубинах скорби духовное состояние одержимого было лучше, чем состояние уважаемых граждан Гадары; и случилось так, что он стал провозглашать им благую весть! (Мк 5, 1-20). «Человек смотрит на лицо, а Господь видит сердце человека» (1 Цар 6, 7).

3. Причины демонического влияния

Грех

Дьявол обычно причастен ко всем человеческим грехам, но, как мы уже показали, в некоторых случаях доля его участия сравнительно невелика, так что его направляющая сила в таких случаях может быть охарактеризована как более или менее косвенная причина греха. На другом полюсе находятся грехи, которые особо связаны с дьяволом:

Восстание против Бога – богохульство, атеизм; хула на Христа, отрицание Его Божественной природы, Его воскресения, Его учения, Его спасительной силы; хула на Церковь, ее власть и единство, хула на таинства.

Грехи против света – когда дается благодать, а человек на нее не отвечает; когда человек получает благодать и затем проявляет неверность. В Новом Завете много предупреждений об этом: например, Мф 11, 20-24; 12, 31-3243-45; Лк 9, 62; Евр 6, 4-8; Откр 2, 5. Европа в целом теперь в состоянии апостасии, и только личным выбором Христа и Церкви человек может отделить себя от апостасии.

«Естественные религии» - индуизм в Индии, буддизм на Цейлоне, синтоизм в Японии, анимизм в Африке, боги и богини Египта, Ханаана и Древней Греции, друидизм в дохристианской Британии и т.д. Церковь всегда признавала, что в этих языческих религиях есть светлая сторона, но есть также и идолопоклонническая, демоническая стихия (1 Кор 10, 14-22; 2 Кор 6, 14-18) – ибо они, будучи теми религиями, которые падший человек естественным образом создает для себя, претендуют учить пути Божию.

Оккультные практики/колдовство – это опытные ресурсы, знамения и чудеса язычества – поиск духовной помощи тем путем, который запрещен Богом (см. напр. Втор 18, 9-14; Откр 9, 20-21; 16, 12-16; 18, 23; 21, 8; 22, 15) – они получают некую помощь, но попадают во власть своих помощников. Человек чудесным образом исцелил поврежденное колено у «целителя», но впал в тяжелую депрессию, которая привела его к самоубийству. Оккультная сила – это не только обман, но и энергия, которой обладают все духи, в том числе и падшие. С человеческой точки зрения, оккультные практики – это попытка эксплуатировать возможности психической интуиции – т.н. шестого чувства, которое является частью нашей природы, но не высшей ее частью – у животных интуиция часто больше развита, чем у людей; однако, будучи невидимой, она может подражать высшим частям нашей природы, т.е. духу, и если ее развивать, то она практически неизбежно становится каналом для демонического влияния. Оккультные практики подразделяются на три группы: магия – т.е. попытка использования психическо/демонической оси для получения власти; гадание/предсказание – использование оккультным способом приобретенного знания; наконец, спиритизм – т.е. попытка установить контакт с духами умерших. Все эти оккультные практики являются недвусмысленным приглашением дьявола, которое он охотно принимает. Растлевая и разрушая психику миллионов молодых людей в наши дни, эти практики тесно связаны с наркотиками, сатанинской музыкой и порнографией. Они все включают в себя утрату самоконтроля, способностью к которому люди наделены от природы. Тонкой край, за которым начинается оккультизм (легкие наркотики, йога для релаксации, гороскопы «просто для развлечения» и т.п.) – более опасен, чем толстый край, потому что тонкий край более обманчив – злой дух пытается войти по возможности незаметно. Берегитесь всяких попыток передачи благотворных энергий (напр. Рейки), всяких терапевтических курсов, сулящих мир, который обещает Христос (напр. эннеаграммы), всякого альтернативного лечения, которое коренится в восточных религиях (напр. иглоукалывание). Даже когда эти панацеи представляют собой в большей мере самовнушение, нежели демоническое воздействие, они все равно не безвредны. Духовное здоровье зависит от нашего отношения к реальности. Бесконечно ценная сила, которая дает возможность человеку уповать на истину, на Христа, греховным образом растрачивается, когда она направляется на ложные реальности посредством самовнушения. «Возлюбленные, - пишет апостол Павел, - гнушайтесь идолослужения» (1 Кор 10, 14). То, что теперь называют Нью Эйдж, это язычество, доведенное до абсурда, но, к сожалению, в этом процессе оно не утратило своего яда.

Новые откровения. – Христос, Сын Божий, это полное откровение Богу человеку. Со времен апостолов имеется развитие учения, но нет никаких новых всеобщих откровений. Однако «восстанут лжепророки и лжехристы и сотворят великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф 24, 24). Среди них Магомет (ислам), Джозеф Смит (мормоны), Сан Мин Мун (Церковь объединения) и бесчисленное множество других еретических пророков и лжемессий, основателей сект и создателей новых культов. Все они ведут своих последователей к демоническому порабощению сознания.

Гордыня и самовосхваление. – Гордыня – это специфическая черта сатаны. Есть два вида сатанизма: оккультный, в котором сатане воздается поклонение как личности; и рационалистический, который считается более страшным и, во всяком случае, более способен ввести в заблуждение – в рационалистическом сатанизме сатана рассматривается как безличная сила или символ, а вся слава достается самим сатанистам. Как близок к рационалистическому сатанизму, сам не осознавая этого, атеистический сциентизм – плод высокомерия науки, выходящей за пределы собственной компетенции и моральных барьеров – древо познания, которое распространило свои ветви во всей западной культуре, которая быстро превращается в мировую культуру. Другая форма гордыни – это культ вождей и мегаломания иродов и гитлеров всех времен; но и те, которые не имеют такой власти на земле, тоже могут стать жертвой гордыни, ибо «изнутри, из сердца человека, исходят злые мысли…» (Мк 7, 21). Тридцать лет назад Пол Виц написал статью о современной психиатрии, озаглавленную «Психология как религия: культ поклонения собственному Я» - но сатана переплюнет любого секулярного психолога, взаращивая семена «позитивной самооценки», которые убивают душу.

Извращения. – Наша человеческая природа создана по образу Божию, и злые духи, ненавидящие Бога, желают извратить нашу природу. В первой главе Послания к Римлянам апостол Павел показывает, как обожествление природы и служение творениям, а не Творцу, ведет к извращению природы; и если духи, внушающие атеизм, зачастую хорошо маскируются, их противоестественные плоды, разумеется, замаскироваться не могут. Кто еще, как не бог мира сего, который «ослепил души неверующих» (2 Кор 4, 4), ослепил и нынешних гуманистов, так что они не в состоянии увидеть дегуманизирующие эффекта контрацепции, абортов, искусственного оплодотворения, гомосексуальных «браков», клонирования человека и гибридов человека и животных, вивисекции человеческих эмбрионов в научных исследованиях? О некоторых очень неприятных вещах должно быть сказано, потому что молодые люди в особенности находятся в опасности, и мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы защитить и предостеречь их. Среди причин гомосексуализма – заразный демонический фактор. В большинстве городов Англии есть по крайней мере один притон, где гомосексуалисты поощряют друг друга в пороке, и какой-нибудь юноша, находящийся в беде, посещая город в первый раз, может всегда, даже не имея адреса или указаний, прийти прямо в этот паб или клуб. Даже гетеросексуальный промискуитет является извращением; и половой акт, который принадлежит святилищу супружеской любви, может стать не только причиной заболевания, передаваемого половым путем, но и каналом для проникновения злого духа (1 Кор 6, 13-20; 2 Кор 6, 14- 7, 1).

Другие причины демонического влияния

(а) Таковые включают серьезный шок или травму; отказ родителей от ребенка или изнасилование ребенка; любое насилие, как при изнасиловании, так и во время войны; эффекта проклятий, чар, вуду. Объем демонического воздействия зависит не только от интенсивности атаки, но также от защитных сил личности – духовных, нравственных и конституциональных – и «Бог защищает нас больше, чем нам известно» (Макс Пикар). Отчасти посредством нашего разума Бог защищает нас, поэтому наркотики и психические болезни могут открыть путь для демонов.

(б) Первородный грех сам по себе является разновидностью демонического пленения; и пороки, передающиеся в семье, такие как алкоголизм, разводы и самоубийства, действуют подобно первородному греху. Вдобавок к генетическим факторам и влиянию среды может присутствовать и демонический элемент. Обычно мы обладаем свободой воли, чтобы принять или отвергнуть Божественную благодать, принять или отвергнуть дурную наследственность, поэтому предрасположенность субъективно не является грехом, хотя и приводит к передаче греха.

(в) Когда кто-либо продвигается вперед в духовной жизни, либо в своем единении со Христом, либо в своей христианской деятельности, дьявол должен выйти из своего укрытия, чтобы защитить свою территорию. Св. ап. Петр в Первом послании (4, 12 – 5, 11) говорит об этом времени испытания, об очищении сердца, о духовной брани, о принесении в жертву наших страданий в единении с жертвой Христа. Это все неотделимо от обращения, ученичества и апостольской деятельности. Поэтому нападения имеют место, как это было и в жизни Христа, особенно в момент принятия решения, при получении нового таинства или начала нового состояния жизни. Воистину велика необходимость готовиться, и предупреждать, и молиться за наших детей, принимающих первое причастие и миропомазание, за наших кающихся, совершающих исповедь в конфессионале, за женихов и невест, готовящихся к таинству брака, за молодоженов, за молодых родителей, приносящих детей, чтобы крестить их, за наших новообращенных и семинаристов – иначе мы очень многих из них потеряем по причинам, которые будут касаться нам таинственными. Победа зависит от того, насколько мы не вступим ни в какую сделку с дьяволом, не пойдем ни на какой компромисс в нашей вере во Христа, Его слово и Его Церковь. В течение более 20 лет катехизатор в Гане наставлял в христианской вере множество новообращенных из анимизма. После их принятия в Церковь им всем приходилось пройти сквозь трудное время контратак, главным образом, внутренних, от духов воды, домашних божеств и других языческих демонов. Только двое из новообращенных сдались и вернулись к ложному миру в язычестве. Все остальные после года духовной брани (в среднем) пришли к миру во Христе. В многочисленных страданиях, которые Бог попускает сатане причинять христианам, Христос Сам является нашим прототипом, «первопроходец и завершитель нашей веры» (Евр 12, 2): в искушениях, которые немедленно последовали за Его крещением (Мф 4, 1-11); в испытаниях Его служения (Лк 22, 28-32); в Его страстях (Мф 26, 30 – 27, 50). В своем предисловии к книге «Страдания мадам Р.: дневник мистика, удручаемого демоном» о. Рене Лорентен дает глубокий и ясный анализ природы этих страданий в жизни святых.



4. Степени демонического влияния
Искушение и грех

Бодлер сказал, что самый успешный трюк дьявола заключается в том, чтобы убедить нас, что он не существует; но противоположный трюк, а именно, что он один ответственен за наши грехи, в равной мере вреден. Учение Иисуса обычно предполагает как нашу способность с помощью благодати повиноваться благодати и необходимость в этом повиновении действовать решительно – «если глаз твой соблазняет тебя, вырви его…» (Мф 5, 29). Мы должны научиться не приходить в уныние от искушений. Они сами по себе не греховны, и преодоление их является необходимой частью нашего духовного роста; но если искушению не сопротивляться, оно превращается в простительный грех, а простительный грех ведет, в свою очередь, к смертному греху (Иак 1, 14-15; 1 Ин 5, 16-17) – таким образом мы становимся рабами греха и детьми дьявола (Ин 8, 31-45). Мы должны духовно сражаться против обоих наших врагов одновременно, как учат нас апостолы (напр. Еф 4, 25-32; Иак 4, 1-10; 1 Петр 5,1-11; 1 Ин 3, 4-10).

Обсессия

В отличие о использования слова «обсессия» в современной психологии, Церковь вкладывает в это слово его более древнее значение – «осада» (лат. obsidere – осаждать), т.е. под словом «обсессия» понимается бесовское нападение, которое в некотором смысле внутренним, но все же уступает одержимости. В целом принято считать, что малые экзорцизмы могут помогать при избавлении от обсессии, но они не являются абсолютно необходимыми – достаточно для этого обычных средств Церкви. Эти «обычные средства», конечно, обычны лишь в смысле их постоянного использования – слово Божие, таинства, молитва и членство в Церкви – все это так же сверхъестественно, как Воплощение и Воскресение.
Авторы различаются во взглядах на то, где проходит грань между обсессией и одержимостью. «Обсессия представляет собой ряд необычно сильных и устойчивых искушений» (свящ. А. Танкерей). Во время обсессии дьявол как бы осаждает человека и способен «нападениями извне создать серьезные нарушения и хаос в городе [т.е. в душе]… обсессия – это не просто сильное искушение. Она имеет свои собственные кризисные периоды… в эти периоды свобода воли в большой степени уменьшается, но не упраздняется полностью. Страдающий обсессией может активно противостоять эмоциональному давлению, которое желает оказать дьявол (свящ. Родевик). Свящ. Сканлан помещает обсессию посередине между одержимостью и угнетением (опрессией): «При обсессии злые духи… осаждают какую-то часть жизни человека. Они, однако, не владеют самой личностью. С другой стороны, они и не вне человека, лишь угрожая ему. Обсессия обычно является причиной для того, чтобы прибегнуть к служению избавления… угнетение – это действие злых духов, оказывающих давление на человека снаружи, причиняющих тяжесть, усталость или разочарование. Средство от угнетения – это повелеть угнетающему духу уйти во имя Иисуса».
Обсессия может проявляться в душевных и эмоциональных нарушениях (например, отвращении, фиксации, паранойе, депрессии, страхе, самообмане, самовосхвалении, самоудовлетворенности, лени и других искушениях и испытаниях); она может быть достигать уровня душевных расстройств (например, галлюцинаций, голосов, совращений, ударов, ощущения постороннего присутствия); или она может проявляться на соматическом уровне (например, в виде болезни, как в Лк 4, 39). Дьявол обычно старается использовать наши природные слабости, и поэтому распознавание демонического влияния никоим образом не исключает анализ действия духовных, нравственных и психологических факторов.

Одержимость
В сравнении с обсессией одержимость является большей степенью демонического влияния, большего масштаба, более внутреннего характера и более принудительного. За исключением тех случаев, когда человек сознательно предал себя в руки злых духов (совершенная одержимость), бесовская одержимость всегда носит частичный характер и степень ее бывает весьма различной. Часто область одержимости как бы замуровывается, как в случае нарыва, от остального бытия человека, так что он может функционировать с некоторой свободой, если не затрагивается пораженная область. Иногда различаются три отдельных область, в которых он живет, представляющие собой как бы три концентрические окружности. Во внешнем круге человек как бы нормален, в промежуточном круге некто, кто его хорошо знает, может различить некоторые черты, которые кажутся нехарактерными (например, расовые предрассудки); и только тогда, когда затрагивается внутренний круг можно ожидать припадка одержимости (выплеска демонической энергии).
«Два элемента составляют одержимость: присутствие демона в теле одержимого и власть, осуществляемая демоном над этим телом и, через него, над душой» (А. Танкерей). «Зло – это Некто, Некто, являющийся множественным, чье имя – легион… Одно дело – находиться в области демонов, где мы все пребываем, когда утрачиваем состояние благодати, и совсем другое дело – быть удерживаемым и окруженным, в буквальном смысле, быть одержимым им» (Франсуа Мориак). Одержимость означает, что «дьявол захватил город и контролирует его внутренние укрепления» (свящ. Родевик). «Быть одержимым может означать, что сатана привел в полное смятение разум человека (Мк 5, 15)… В некоторых случаях одержимости, описанных в Новом Завете, удручение дьяволом проявляется в различных недугах человеческого тела, когда дьявол приобретает контроль над зрением человека (Мф 12, 22), слухом (Мк 9, 25-26), речью (Мф 9, 32) или всем организмом (Мк 5, 1-22)» (свящ. Филипп Веллер).


5. Различение и диагноз

История вопроса

Голоса в сознании; сильная головная боль или боли в животе или других местах; психические сексуальные наваждения; сильные искушения; и многие другие признаки должны истолковываться в их контексте. Например, является ли ощущение присутствия темных сил следствием игры с планшеткой для спиритических сеансов или же следствием принятия лекарства с побочными галлюцинаторными эффектами? «Тщательное внимание должно быть уделено тому, как все эти признаки соотносятся с верой и духовной бранью в христианской жизни, ибо в действительности лукавый является прежде всего врагом Бога и всего того, что соединяет верующих со спасительным делом Божиим» (Введение к чину экзорцизма, п. 16). Насколько это возможно, мы должны иметь представление о всей жизни человека. В чем корни проблемы? Каков ее смысл? Что Бог хочет сказать? Конкретный пример: девочка получила большую благодать во время первого причастия, но потом сделалась теплохладной и в конце концов отошла от веры. В возрасте 17 лет она день и ночь готовилась к экзаменам, желая получить конкретную работу. Она провалилась на экзаменах и не получила работу. Озлобленная и депрессивная, она целыми днями сидела запершись в своей комнате, а по ночам гуляла со своей бедной собакой. Она слушала музыку, в которой присутствовали сатанинские послания и читала книги по колдовству, которые она брала в библиотеке. К 19 годам она уже была одержимой. Отказ от колдовства и экзорцизм могли стать лишь началом ее выздоровления. Со временем она должна была покаяться на более глубоком уровне: в ее первоначальном отпадении, в устремленности сердца к стяжанию мирского успеха, в последующем бунте, в результате чего вся энергия ее юности ушла внутрь и разрушила ее личность – не только колдовство, но также и все вышеупомянутое она должна была принести Христу. Мы должны испрашивать в молитве глубокую веру в силу Святого Духа обеспечить полное обращение каждого из людей. «Он приводит человека к могиле и возвращает его [к жизни]» (1 Цар 2, 6).

Признаки/ характеристики/ симптомы

(а) Реакция на святыню – «примерами является непреодолимое и яростное отвращение к Богу, Пресвятому Имени Иисуса, Пресвятой Деве Марии, святым, Церкви, слову Божию, освященным предметам, церковным обрядам (особенно к тем, которые связаны с таинствами) и святым изображениям» (Введение в чин экзорцизма, п. 16). Когда глухонемой отрок увидел Иисуса, дух немедленно «сотряс отрока, и тот упал на землю и стал кататься по земле, испуская пену» (Мк 9, 20).

(б) Иногда может иметься сверхприродное знание либо о каких-то духовных реальностях, либо незнакомого языка, либо будущего события (ср. Деян 16, 16-18) или проявление сверхприродной силы (ср. Деян 19, 16).

(в) Активность злых духов направлена на зло. В случае отрока, исцеление которого произошло у подножья горы Фавор (Мк 9, 14-29), дух «часто ввергал его в огонь и в воду, чтобы погубить его» - это не признак идиопатической эпилепсии, но признак действия дьявола – убийство (Ин 8, 44) и самоубийство (Лк 22, 3; Мф 27, 5) – это патогномика его активности. В случае внутренних голосов, если то, что они говорят – зло, это тоже может быть признаком действия злых духов. Однако дьявол – обманщик – особенно на ранних стадиях, поэтому его голос или влияние может казаться добрым, например, оправдывающим молитву или цитирующим Библию – но если мы спросим Святого Духа, Он покажет нам, что здесь что-то не так – что молитва носит рабский характер или совершается не вовремя,  или что смысл библейской цитаты искажен; не пройдет много времени, как злоба проявится с очевидностью. «Испытывайте духов, от Бога ли они… Всякий дух, который не исповедует Иисуса Господом, не от Бога (1 Ин 4, 1-3). Мы не должны судить о духовных вещах чисто человеческими рассуждениями. Мы должны быть готовы веровать во все, что Бог открыл о Себе и о Своей воле; если с верой в слово Божие и с сердцем, стремящемся к добру, мы ищем истину, то мы не должны бояться, что испытывание духов может привести нас к греху против Святого Духа; ибо Святой Дух есть Дух Истины; и Он Сам велел нам испытывать духов. Когда «Христос», сияющий во славе, внезапно явился св. Мартину Турскому и велел поклониться ему, св. Мартин ответил: «Если ты Христос, покажи мне свои раны» - и сатана немедленно исчез.

(г) Реакция на экзорцизм. В случае одержимости эта реакция может проявляться в гримасах на лице; или в неосознавании того, что происходит, с последующим полным вытеснением из  памяти того, что произошло; или в яростной агрессивности, обычно невидимыми силами удерживаемой от реальных актов насилия; или в виде обморока; или в виде рвоты; или бес начинает говорить устами одержимого, и в этом случае распознавание может быть облегчено задаванием нескольких вопросов, хотя при этом нужно не забывать, что мы имеем дело с духом лжи. При обсессии налицо менее выраженные реакции: например, тревога, или тошнота, или зевота. Иногда, как в случае одержимости, так и в случае обсессии, не наблюдается никакой выраженной реакции на экзорцизм. Это может объясняться тем, что бесу удается сокрыть свое присутствие, или же экзорцизм приводит к положительному результату, не провоцируя никаких внеших проявлений. После экзорцизма человек может в течение некоторого времени ощущать смущение или усталость; или же он может ощущать мир в душе, который сам по себе может свидетельствовать об облегчении, вызванном тем, что обряд закончился, или же этот душевный мир может означать освобождение.

Духовные и медицинские аспекты

(а) Христос проводил различие между одержимостью, от которой Он избавлял с помощью экзорцизма, и болезнью, от которой Он избавлял посредством исцеления (напр. Мк 1, 34; 16, 17-18; Мф 10, 1. 8).

(б) Соматические расстройства обычно имеют физиологические причины и нуждаются в обычном лечении, но некоторые расстройства являются психосоматическими (т.е. включают взаимодействие души и тела), а некоторые имеют демоническую природу. Одного глухонемого Иисус исцелил (Мк 7, 33-35), а из другого – изгнал беса (Мк 9, 25-27).

(в) Причина по крайней мере некоторых психических расстройств может отчасти объясняться физиологическими причинами, например, послеродовая депрессия или некоторые виды психозов. Вот почему в лечении шизофрении был достигнут большой прогресс благодаря открытию фенотиазинов.

(г) Человек представляет собой единство «духа, души и тела» (1 Фес 5, 23), и поэтому в нашей жизни во всех ее проявлениях участвуют как духовные, так и психические и физиологические факторы. Человек, которому за пятьдесят, имел несчастливое детство и получал медикаментозное лечение от шизофрении с юношеского возраста. Он продолжал слышать голоса, но они не причиняли ему особенно неприятных ощущений, и он мог вести практически нормальную жизнь. Однажды он зашел в католический храм и, не зная о наличии в храме Святых Даров, испытал видение Христа. Исполненный радости, он начал посещать занятия по катехизации, но вскоре после этого голоса соделались мрачными и угрожающими – и этот человек совершил попытку самоубийства. После произведенного над ним обряда экзорцизма голоса снова стали безвредными и этот человек был принят в лоно Церкви. После этого было еще одно отпадение, которое было исцелено таким же образом. Он все еще на медикаментозном лечении, но он уже крепок в вере и имеет в душе мир, которого не знал раньше. Его шизофрения была конституциональным расстройством, частично психическим, частично физиологическим, и дьявол решил ею воспользоваться, чтобы воспрепятствовать его спасению.

(д) Там, где есть свобода воли, там мы пребываем в духовной и моральной сфере. Это центр человеческой жизни и судьбы – место встречи воли Божией и нашей воли. Христос пришел, чтобы восстановить нас для Царства Божия – для Его духовного и морального правления над нами. Его учение – это высшая мудрость, Его благодать – это высшая власть над всем, что есть в сердце и в душе человека. Это не  означает, что все, кроме физиологического аспекта, находится во власти священника, и что для психиатра нет возможности лечить душевные болезни, кроме тех, которые имеют физиологическую природу. Но это означает, что в той мере в какой психиатр выходит за пределы лечения физиологических синдромов, те советы и та терапия, которую он осуществляет, должна быть аутентичной частью учения и искупительного дела Христа – в противном случае они не принесут доброго плода, а напротив, могут причинить серьезный вред (Ин 15, 5; Мк 9, 42). Например, попытки стимулировать высокую самооценку в падшем человеке – это все равно, что лечить наркомана героином. В качестве пути достижения подлинного самоуважения Иисус учит смирению и вере. «Психэ» в психологии означает «душу»; но в нашей атеистической культуре возникла дегуманизирующая идея, что есть некий род нейтральной области нашего бытия, которое относится не к телу, и не к душе, и не к духу, а к нашей «психологии». Эта область должна быть вновь отдана Христу. Есть пять детерминирующих факторов в формировании и развитии нашего характера: божественная благодать, свободная воля, наследственность, окружающая среда и демоническое влияние. Многие современные психологи не верят даже в свободу воли, не говоря уже о божественной благодати или демоническом влиянии. Только Святой Дух может освободить нас, и они, несомненно, не замечают свободы воли именно потому, что не верят в божественную благодать.

(е) Есть смысл в психических расстройствах, который ускользает от неверующих. Например, депрессия часто может быть обусловлена физиологическими и психологическими причинами; но она, конечно, может иметь и внешние причины, такие как утрата близкого человека, а также духовные причины, например, отсутствие веры. Если человек не верит в Бога и не имеет надежду на что-либо за пределами этой жизни, тогда для него разумно и реалистично ощущать некую пустоту и депрессию. Это ощущение призывает его искать смысл жизни, пока еще не поздно. Лечить такую депрессию просто как болезнь – это своего рода эскапизм, который как раз и должна лечить настоящая психиатрия. Это также грех против Святого Духа – св. Игнатий Лойола учит нас, что, когда мы находимся в состоянии благодати, Святой Дух утешает нас, а дьявол – смущает, но когда мы находимся в состоянии смертного греха, то все происходит прямо наоборот.


Дар мудрости

Работа экзорцизма осуществляется внутри невидимого духовного мира. Как эффективность его всецело зависит от силы Святого Духа, так и необходимое различение зависит от света Святого Духа. Слова мудрости и знания и «различение духов» перечисляются среди даров Святого Духа, сообщаемым Телу Христову, т.е. Церкви (1 Кор 12, 4-13). Поэтому мы должны быть верными чадами Церкви, служащим ей, а не самим себе; и мы должны всегда возрастать в познании и любви слова; и мы должны молиться. Мы должны понять, действует ли в данном конкретном случае Дух Божий; или человеческий дух, во благо или во зло; или злой дух, а если так, то какого рода? Имеется ли нужда в покаянии и вере – или (и) духовном руководстве и духовной борьбе – или (и) в экзорцизме и исцелении – или (и) в чем-то еще? Святой Дух может действовать как Ему угодно, но обычно Он избирает тот образ действия, какой Он использовал при написании Библии – т.е. с использованием человечества и человеческих авторов. Он говорит через наш дух и нашу совесть, через наш разум и наше сердце – поэтому «возлюбленные, очистимся от всякой скверны плоти и духа и соделаем святость совершенной в страхе Божием» (2 Кор 7, 1).


6. Экзорцизм и избавление

Крещение и миропомазание

В чине крещения младенцев, после чтения Евангелия, молитв о предстательстве и литании всем святым, священник совершает над ребенком обряд экзорцизма и помазывает его святым елеем – не потому, что ребенок одержим злым духом, но потому что, унаследовав первородный грех, он от рождения пребывает под косвенным владычеством дьявола. Экзорцизм и помазание святым елеем восполняются отречением родителей от сатаны и исповеданием веры: это приуготовления к крещению, защитные стены для нового храма Святого Духа (1 Кор 6, 19). Как величественны обеты, которые родители приносят от имени своего ребенка, когда над ним совершается таинство крещения! Чтобы спасти своего ребенка из пасти льва, они подвергли бы риску свою жизнь; своей верностью этим обетам они спасают своего ребенка от гораздо более страшного льва (1 Петр 5, 8-9; Откр 13, 11-19). Мученики знали эти вещи; Церковь в Китае и Судане знает их; через веру в слово Божие мы также можем жить в мире духовных реальностей.
Чин христианского посвящения взрослых также содержит экзорцизмы. Некоторые из них, совершающиеся во время катехумената и очищения, являются обязательными. Частично их смысл заключается в отвержении косвенного владычества дьявола, как и в чине крещения младенцев, но здесь теперь также участвует свободная воля катехумена, и эти экзорцизмы также предназначаются для противодействия непосредственному влиянию дьявола. Чин посвящения содержит необязательные экзорцизмы: «в тех регионах, где распространены ложные культы, проявляющиеся либо в поклонении духовным силам, либо в призывании теней мертвых, либо в использовании магии, епископская конференция может включить в чин посвящения первый экзорцизм и отречение от ложного культа». Подобным образом во время катехумената «одна из этих молитв может быть прочитана приватно над отдельными катехуменами»; имеется еще необязательная молитва экзорцизма в чине таинства елеосвящения (помазания больных), предназначенная к использованию «в тех случаях, когда это представляется полезным».
Чин христианского посвящения взрослых включает в себя, конечно, не только таинство крещения, но также таинство миропомазания и святого причастия. Миропомазание – это таинство духовной брани; в нем дается благодать, позволяющая нам стать взрослыми членами Церкви, воинами Христа, побеждающими мир, плоть и дьявола; и эта благодать восполняется и возрастает через единение со Христом в Евхаристии.

Большой (торжественный) экзорцизм

«Никто не имеет права законным образом совершать экзорцизм над одержимым без особого и эксплицитного разрешения местного ординария» (Кодекс канонического права, п. 1172). «Большой экзорцизм может осуществляться только священником и только с разрешения епископа» (Катехизис Католической Церкви, п. 1672).
Причин для осуществления Большого экзорцизма существует две, и обе должны присутствовать. Первая причина: воля человека в существенной степени в силу бесовской одержимости утрачивает контроль над частью собственной личности. Вторая причина: насколько воля личности способна осуществлять контроль, она является доброй, т.е. желает следовать тому свету Христа, который ей явлен (ср. Ин 1,9). Ни Иисус не изгонял беса из Иуды (ср. Ин 13, 26-30), ни апостол Петр из Анании (ср. Деян 5, 1-5), ни апостол Павел из Элимы (ср. Деян 13, 6-12).
Церковный чин экзорцизма, реформированный в 1998, состоит из заклинательных и повелительных экзорцизмов, сопровождаемых молитвами и чтениями слова Божия, а также крестными знамениями, возложением рук, дуновением на одержимого и окропления его святой водой. Экзорцизм всегда должен предваряться молитвой о руководстве и защите, о смирении, любви и силе; и должен сопровождаться молитвой об одержимом, чтобы он исполнился Святого Духа, а также молитвами благодарения и хвалы.
Во время повелительного экзорцизма экзорцист, во имя Христа, повелевает злому духу (злым духам) покинуть одержимого, не причинять вред никому и никогда более не возвращаться. Господь повелел Своей Церкви осуществлять это служение, и экзорцист осуществляет его, подчиняясь своему епископу. Поэтому «по мере веры, которую дал Бог» экзорцисту (ср. Рим 12, 3), Сам Христос осуществляет экзорцизм – отсюда его эффективность и защита для всех, кто в этом участвует. Заклинательный экзорцизм – это молитва, которая также считается экзорцизмом, ибо это особый род молитвы – заклинать (лат. deprecari) означает просить Бога судить кого-либо. Экзорцист, во имя Христа, как бы помещает злого духа перед лицеем Божиим для суда. Повелительный экзорцизм выражает нашу веру в обещание Христа пребывать с Его Церковью до конца (Ин 13, 1; Мф 28, 20). Заклинательный экзорцизм выражает нашу полную зависимость от Бога и от Его воли (Ин 15, 5; Рим 11, 33-36). Эти два вида экзорцизма уравновешивают друг друга, и это равновесие так важно, что чин Большого экзорцизма запрещает, чтобы один вид использовался без другого.

Малый экзорцизм

Согласно традиции Церкви, малый экзорцизм может применяться всяким священником в случае обсессии. «Если морально достоверно или весьма вероятно, что наличествует дьявольская обсессия, то духовный руководитель может использовать частным образом экзорцизмы, содержащиеся в Римском требнике или какие-либо более краткие формулы. Если он решится это сделать, он не должен заранее говорить об этом кающемуся, если есть основания опасаться, что такая информация лишь растревожит и взволнует кающегося; достаточно будет сказать ему, что над ним будет прочитана одна из молитв, одобренных Церковью» (А. Танкерей). «Было бы крайне желательно, чтобы служители Церкви чаще совершали малые экзорцизмы, памятуя слова Господа: «Во имя Мое будут изгонять бесов»… Они должны использовать следующую или подобную ей формулу: «Во имя Иисуса Христа я повелеваю тебе, нечистый дух, покинуть это творение Божие» (И. Нольдин). «Как я совершаю мессу, проповедую и принимаю исповеди, так я и совершаю экзорцизмы, когда это необходимо. Я благодарен за возможность помочь стольким людям, которые страдают и зачастую нуждаются лишь в одном слове понимания… Это… жизненно важная часть обычной деятельности Церкви» (Г. Аморт).
Власть изгонять бесов – это неотъемлемая часть таинства священства; и резервирование за епископом власти разрешать Большой экзорцизм (согласно Каноническому праву и Катехизису) не упраздняет не прерывавшуюся традицию совершения священниками малых экзорцизмов над страдающими от обсессии; однако во многих регионах эта традиция нуждается в возрождении. На каждого одержимого человека, нуждающегося в большом экзорцизме, приходится множество людей, которым мог бы помочь малый экзорцизм. Его формула может быть повелительной или заклинательной, она может быть взята из Требника или спонтанной, она может произноситься вслух или про себя. Часто она будет краткой, но лимита времени здесь не существует. Подходящие случаи возникают тогда, когда священник сталкивается с людьми с проблемами во время исповеди или духовного руководства. Иногда, например, в случае проклятий или колдовства, или связанных с обетами, или включающих в себя блуд, расторжение дурной связи должно предшествовать экзорцизму. Он может начаться с обновления обетов крещения с добавлением необходимых отречений. Затем священник расторгает связь (или связи), используя, к примеру, следующую формулу: «Во имя Иисуса Христа, властью, которой Он дал Своей Церкви, я расторгаю эту связь …. во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».
Не только одержимость, но и обсессия могут угрожать жизни человека, и поэтому таинство елеопомазания является драгоценным духовным лекарством. Его особый эффект – исцелять раны, причиненные грехом и дьяволом. Добрый Пастырь «восстанавливает мою душу» (Пс 22).

Экзорцизм на расстоянии

Когда из-за практических соображений экзорцисту трудно встретиться с недугующим человеком, он может совершить акт экзорцизма на расстоянии. Иисус избавил дочь хананеянки на расстоянии (Мк 7, 24-30). Как и в том случае, молитвы родственников и друзей являются огромной поддержкой, если не сказать больше.
Если недугующий не столько не может, сколько не хочет встретиться с экзорцистом, мы не должны автоматически считать, что экзорцизм на расстоянии – это воля Божия. Молодой человек был в состоянии апостасии/бунта/депрессии/изоляции в течение нескольких лет. По просьбе матери был осуществлен экзорцизм на расстоянии, о котором он ничего не знал: на следующее утро он спустился к завтраку радостный и умиротворенный, как бы преображенный; но он не сделал ни одного шага к возвращению в Церковь и в течение последующих месяцев постепенно вернулся в прежнее плачевное состояние.

Молитва об избавлении

Иисус «может всегда спасать тех, кто приближается к Богу через Него, ибо Он всегда жив, чтобы ходатайствовать о них» (Евр 7, 25). Молиться за Церковь и весь мир, за какой-либо народ или какую-то ситуацию, за институты, нации или что бы то ни было – это ответственность не только священников, но и всего священствующего Тела Христова (1 Петр 2, 4-5.9). Все прихожане должны знать об этом, ибо все мы – ветви, через которых любовь Христа достигает и плодоносит в тех, за кого он положил Свою жизнь (Ин 15, 4-13; Кол 1, 24).
Евхаристическая Жертва – это источник и вершина этой молитвы, но молитва эта должна осуществляться и в частной, и в семейной молитве, и в молитвенной группе, как в присутствии тех, кто нуждается в избавлении, так и в их отсутствие. Чин экзорцизма содержит «просительные молитвы, которые могут использоваться частным образом верующими в их борьбе против темных сил» (2 Приложение). Псалмы – это удивительное оружие избавления – включая т.н. заклинательные псалмы, понятые в их истинном смысле, т.е. направленные не против наших человеческих врагов, а против бесов. Наша Владычица Богородица в центре войны против сатаны (см. напр. Быт 3,15; Ин 19, 25-27; Откр 12, 1-17) и Она дала нам Розарий. Святой Михаил – это ангел-хранитель Церкви (см. напр. Дан 10, 21; 12, 1; Откр 12, 7-9), и Папа Лев XIII дал нам молитву к архангелу Михаилу для той великой духовной войны, которую мы ведем. Мы должны также обращаться за помощью к нашим собственным ангелам-хранителям (Мф 18, 10).
Как и в молитве экзорцизма, в молитве об избавлении может быть определенная спонтанность. Святой Дух наставляет нас (см. напр. Рим 8, 14-17. 26-27), и нам необходимо время для молчания и вслушивания. «Меч Духа … слово Божие» (Еф 6, 17), и чем больше мы знаем и любим Священное Писание, тем больше Святой Дух даст нам слов, которые дадут свет и силу в конкретной ситуации. Мы просим Его не только изгнать врага, но наполнить Собою и царствовать на отвоеванной территории.
В качестве предостережения при чтении молитвы об избавлении мирянами, Церковь ясно указывает, что повелительные слова должны включаться в эти молитвы лишь изредка и в краткой форме. Конгрегация по вопросам веры (в документе от 29 сентября 1985) предупредила, чтобы молитва об избавлении не превращалась в большой экзорцизм под другим именем; и когда есть основания считать, что некто страдает не обсессией, а одержимостью, его следует направить к епархиальному экзорцисту.
Одна из форм избавления – это самоизбавление. Об этом трудно говорить отвлеченно. В некоторых случаях это может быть именно то, что нужно. В других случаях это может позволить дьяволу вставить ногу в дверь, в то время как было бы гораздо лучше полностью захлопнуть ее, игнорируя дьявола, насколько это возможно. Как и во всех вещах, мы должны искать воли Божией.

Экзорцизм предметов и мест, и атаки на Церковь

«Присутствие дьявола и других демонов может быть распознано… также в особой форме связи их с предметами и местностями, равно как в различных формах противостояния и преследования Церкви. Если при таких обстоятельствах епархиальный епископ сочтет подобающим призвать верующих к совместной молитве, причем в основу богослужения могут быть взяты нижеследующие материалы, а само богослужение должно совершаться под руководством и контролем священника» (Чин экзорцизма, Приложение № 1).
30 лет назад нервный и неопытный священник совершил акт экзорцизма над женщиной, которая принадлежала к шабашу ведьм. Во время их второй встречи, она вела себя нормально, но когда священник стал молиться, она спросила его: «Вы хотите снова меня жечь?». Его помощница, монахиня, должна была объяснить священнику, что бес говорил о святой воде, которую священник использовал в предыдущем случае. Как вода и другие материальные предметы могут быть освященными и, таким образом, стать орудием во благо, так эти же предметы посредством ведовства и других подобных практик могут сообщать проклятия. Эти предметы могут быть возвращены к обычному состоянию посредством экзорцизма, но обычно проще бывает окропить их святой водой и, помолившись, чтобы они никому не причинили вреда, просто выбросить их.
Злые духи могут приражаться к зданиям, регионам и общинам, равно как они могут быть связаны с религиями, идеологиями и политическими движениями. Если речь идет о жилище, то наиболее обычный признак наличия злого духа – это угрожающее присутствие, иногда видимое, или слышимое, или ощущаемое, или обоняемое. Причина приражения часто в том, что что-либо преступное совершалось там в прошлом (например, спиритические сеансы или аборты). Когда пара живет вместе вне брака, это присутствие злого духа может служить для них провиденциальным предупреждением. Полтергейст, как говорят, часто имеет своей причиной психологическую напряженность у одного из членов семьи; но когда в истории семьи (или жилища) имел место оккультизм, или налицо некая разновидность злобной угрозы, то здесь, по всей вероятности, присутствует демонический фактор.
Сталкиваясь с такого рода вещами, мы должны остерегаться теории спиритистов, которые объясняют вышеупомянутые явления тем, что в жилище присутствуют попавшие в ловушку духи умерших, которых нужно освободить. Тем более, следует опасаться их «спасений», которые приводят лишь к усугублению бед. Там, где есть признаки объективного зла, скорее всего, действует бесовский дух – или, может быть, дух человека, осужденного на ад, и в этом случае с таким духом надо поступать так же, как с бесом. Души, пребывающие в чистилище, святы – они могут иногда просить нас о молитве, но никогда не причиняют ни вреда, ни страха, ни зла.
Когда жилой дом или какое-нибудь другое здание претерпевает подобную напасть, Церковь, прежде всего, проявляет заботу о вере и защите тех, кто живет или работает в этом здании – в зависимости от них нужд речь может идти об их обращении, или покаянии, или наставлении, или ободрении; затем уже ставится вопрос об очищении места – если эта цель не достигается простым благословением, то другие возможности таковы: экзорцизм, совершение мессы с соответствующей интенцией, лучше всего где-то вблизи данного места; если речь идет о жилище – посвящение семьи, проживающей в нем, Святейшему Сердцу, а также водружением изображения Святейшего Сердца; и, наконец, семейная молитва – «если в вашем доме завелись мыши, заведите кота; дьявол же боится Владычицы Богородицы – если члены семьи каждый день вместе читают розарий, Богородица вскоре выгонит дьявола из жилища» (о. Х. Твайтс).
Ситуация «противостояния и преследования Церкви» имела место в католической школе, где учителя с большим успехом передавали детям веру. Помимо менее драматических бед, некоторые люди независимо друг от друга жаловались на ощущение присутствия злого духа; видеокамера постоянного наблюдения зафиксировала темный силуэт, проходящий среди ночи через закрытую парадную дверь; были также два пожара – один привел к тому, что сгорела большая часть здания, а во время другого пожара необъяснимого происхождения сгорела статуя Божьей Матери. Однажды вечером в присутствии директора, председателя попечительского совета, сторожа и нескольких других лиц, объединенных одним намерением защитить школу от зла, в школьном зале была отслужена месса. После мессы был совершен акт экзорцизма, и все комнаты и служебные помещения обошли с молитвами и окропили святой водой. Нападения злых сил прекратились и более не наблюдались.

Демоническое наследство

«Отцы ели кислый виноград, а на зубах у детей – оскомина. Жив Я, говорит Господь, эту поговорку не будут более вспоминать в Израиле… Душа человека, который согрешил, умрет… Сын не будет страдать из-за беззакония отца» (Иез 18, 1-20). Великое пророчество Иезекииля осуществлено Христом. В тех, кто принимает Его благодать и отвечает на нее, Он разрывает все унаследованные связи [с нечистой силой]. Всякая благодать снисходит на нас через [жертвоприношение] мессы, которое Сам Христос приносит Отцу за живых и усопших. Эта благодать преобразует нашу жизнь посредством веры не только священника, но и всей общины. Когда мы во время мессы молимся о своих усопших близких, которые пребывают на небе, то месса воздает славу Троице, восседающей на престоле посреди ангельских воинств, и дает нам помощь; если эти души пребывают в чистилище, то месса способствует их продвижению к небу, укрепляет все, что есть доброе в наших отношениях с ними, и ослабляет то, что было недолжное; если они в аду, тогда отношения с ними прерываются. Когда имеется необходимость в экзорцизме, месса не всегда устраняет эту необходимость, но устраняет или уменьшает препятствия для эффективности экзорцизма.


7. Выводы

Поиски помощи

«Возлюбленные, не дивитесь огненному испытанию, которое посылается вам, чтобы испытать вас, как будто нечто странное происходит с вами; но радуйтесь тому, что вы участвуете в страданиях Христа, так чтобы вы могли также возрадоваться и возвеселиться, когда откроется Его слава… Трезвитесь, будьте бдительны. Противник ваш дьявол ходит вокруг, как лев рыкающий, желая кого-нибудь поглотить. Противостаньте ему, будучи тверды в вашей вере, зная, что то же испытание страданием требуется от ваших братьев во всем мире; и после того как вы некоторое время пострадаете, Бог всякой благодати, Который призвал вас к Своей вечной славе во Христе, Сам восстановит, утвердит и укрепит вас. Ему власть во веки и веки. Аминь» (1 Петр 4, 12-13; 5, 6-11).
Если вы становитесь все более уверенными в проявлениях враждебности дьявола в вашей жизни, то в этом есть некий смысл (см. напр. 2 Кор 12, 1-10). Возможно, это знак того, что вы продвигаетесь вперед в духовной жизни. Если это так, то возблагодарите Бога, облекитесь в оружие Его (Еф 6, 10-18), подвизайтесь добрым подвигом (1 Тим 6, 12) и продолжайте духовно расти. Нападение – лучшая форма защиты. Духовная брань – это составная часть обычной христианской жизни (2 Тим 2, 3-4). Но проявления враждебности дьявола могут, однако, быть и знаком того, что вы духовно деградируете, или чего-то еще худшего; в таком случае вам необходимо покаяться, пойти на исповедь, уповать на милосердие Божие и начать все с начала (Евр 12, 3-17; Откр 2, 4-5).
Помимо этого, если вы нуждаетесь в помощи, чтобы понять, что происходит, или вы думаете, что вам может быть необходим экзорцизм, прежде всего обратитесь с своему приходскому священнику. Он может сам дать вам совет или помолиться о вас; или попросите кого-нибудь другого сделать это; или обратитесь к епархиальному экзорцисту. Если, по крайней мере, с вашей точки зрения, вы все еще остаетесь в безвыходном положении, обратитесь к вашему епископу – в конечном счете, это в его обязанностях помочь вам.
Остерегайтесь искать помощи от кого-либо, кроме Христа и Католической Церкви. В том, что касается телесной стороны вещей, принимайте, как общее правило, советы своего врача. Не реагируйте на рекламные объявления целителей, экстрасенсов или спиритов, не обращайтесь за помощью к сектам и религиозным движениям, не искушайтесь космическими энергиями, или восточными религиями, или магическими исцелениями, или альтернативной терапией, или курсами самореализации, или психологическими тренингами – большинство из них связано с демоническими силами и только еще больше повредит вам.
Как относиться к помощи от христиан, которые не принадлежат к Католической Церкви, но исповедуют веру в Божественную природу Христа и в Его повеление изгонять злых духов? Они наши братья во Христе, и покуда те, которые находятся внутри видимой Церкви, пренебрегают своими обязанностями, Бог дает внешним те дары, которые принадлежат по праву тем, кто пребывает внутри [церковной ограды]. Это работа Святого Духа, Который постепенно привлекает в единую Церковь всех, кто руководствуется словом Божиим, и выталкивает из нее тех, кто не желает [им руководствоваться] (см. Лк 9, 49-50: обратите внимание, что изгоняющий бесов и не являющийся учеником Христа появляется сразу после неудачной попытки учеников изгнать беса). Если экзорцизм – часть этого подлинного экуменизма, то мы должны возблагодарить Бога за это; но чтобы не получать помощи от тех, которые не просто некатолики, но настроены враждебно к католикам, гораздо лучше и гораздо безопаснее оставаться верным Церкви у подножия креста. Бог не оставит нас, если мы не виноваты – и, согласно мудрым словам о. Г. Аморта, экзорцизм – «это только 10% исцеления; остальные 90% зависят от ответственности больного… нужно много молиться, часто прибегать к таинствам, вести жизнь согласно с Евангелием, использовать святую воду и другие освященные предметы… просить других людей молиться об исцелении… заказывать много месс… совершать паломничества и творить дела милосердия… активно участвовать в жизни прихода или молитвенной группы». О. Г. Аморт также говорит, что лучший экзорцизм – это таинство исповеди. Каково бы ни было наше положение, мы не находимся вне милосердного провидения Божия. Он знает, что мы можем сделать и что мы не можем. «Она сделала все, что могла… И везде, где будет проповедано Евангелие всему миру, то, что она сделала, будет возвещено в память о ней» (Мк 14, 8-9).

Экзорцизм и то, что потом

Как об этом повествуется в Евангелии, и как происходит и в современном мире, особенно в тех его частях, которых не слишком сильно коснулась цивилизация, исцеление одержимого или страдающего обсессией человека иногда наступает после первого же экзорцизма; но часто требуется повторять экзорцизм, иногда множество раз. Если оставить в стороне вопрос о неправильном диагнозе, что может быть причиной отсрочки исцеления? «Почему мы не могли изгнать его? Из-за маловерия вашего» (Мф 17, 20). Вера требуется не только от экзорциста, но и от одержимого и тех, кто молится за него. В том же упомянутом выше евангельском эпизоде отец просит Иисуса: «Если можешь сделать что-то, смилуйся над нами и помоги нам». Иисус отвечает: «Если можешь! Все возможно тому, кто верит», - и тогда отец восклицает: «Верую; помоги моему неверию!» (Мк 9, 22-24). «Род сей, - говорит Иисус, - нельзя изгнать ничем, кроме молитвы и поста» (Мк 9, 29). Молитва и пост умножают веру, и сила Господа входит через дверь веры. Христос Сам учит нас, как подобает молиться, Своим словом (см. напр. Мф 6, 5-15; Лк 11, 1-13) и Своим примером (см. напр. Мк 14, 32-42; Ин 17, 1-26). Что касается поста, то имеется в виду воздержание от всякого греха и от всяких привязанностей, которые мешают нам предать себя воле Божией. В той мере, в какой мы хотим лишь избавиться от страдания, но сопротивляемся обращению, враг будет по-прежнему влиять на нас; и в той мере, в какой экзорцист уповает на методы и формулы, а не на живого Бога, враг все еще будет влиять на него.
Если мы попросим Святого Духа открыть Божью любовь к нам и вдохновить нас ответить любовью на любовь, Он услышит нашу молитву, и из этого источника мы сможем почерпнуть всё. Нам трудно переносить отсрочки, но мы должны сознавать, что Бог попускает их из любви к нам. «Ради вас я рад, что не был здесь» (Ин 11, 15). Ему еще многому надо научить нас, Он очищает наши сердца и соединяет нас с Собою. «Он знает, что делает», - любил повторять кардинал Ньюмен. От нас же требуется смиренное постоянство и доверие. Многие из бывших одержимых – и многие из тех, кто до сих пор еще не исцелился – приходят к глубокому единению с нашим Господом. Экзорцисту они рассказывают о своем духовном опыте, и их переживания подобны переживаниям святых. Здесь мы воистину не можем отличить грешников от святых – они образуют одно целое в кресте Иисуса (Лк 23, 39-43).
После того, как человек избавился от одержимости, для него очень важна поддержка приходской общины. Ему нужна христианская дружба и всё то наставление и исцеление, которое она приносит с собой. Мы должны посвятить себя устроению наших отношений с Иисусом, с Богом Отцом и со Святым Духом; и устроению Церкви. Как говорит Дорин Ирвин, мы не должны уподобиться тем, кто имеет бесов на завтрак, обед и ужин. Самая большая опасность – это постепенно забыть все, чему пришлось научиться, и впасть снова в состояние обмирщенности. Бог превращает поражение в победу; но дьявол, если мы позволим ему это, может превратить победу в поражение. Будем подражать Марии Магдалине, которая была самой несчастной из женщин, пока Господь не изгнал из нее семь бесов – и она стала одним из членов маленькой духовной семьи, окружавшей Иисуса во время Его служения – и стояла преданно у креста – и была первая, кто пришел к Его гробу, первая, которая увидела Его воскресшим – Ему не надо было спрашивать ее: «Любишь ли Меня?».

Победа Христа

«Если сатана разделился в себе, то как устоит царство его? … Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то достигло вас Царство Небесное» (Лк 11, 18-20). «Никто не может войти в дом сильного и расхитить имущество его, если прежде не свяжет сильного» (Мк 3, 27); «когда сильнейший его нападет на него и одолеет его, он возьмет себе оружие его, на которое тот уповал, и разделит добычу его» (Лк 11, 22). Сильный – это сатана; сильнейший – это Христос, который ведет Своих учеников из царства сатаны в Царство Божие. «Если сатана разделился в себе, то как устоит царство его?». Эти слова должны были внушить ужас сатане, ибо он живет в вечном разделении: его природы, созданной, чтобы славить Бога, и его воле, утвердившейся в злобе против Бога. Во всех Евангелиях мы видим, как Христос использует это внутреннее противоречие и направляет сатану против сатаны – так что сатана искушает Иисуса избежать креста (см. напр. Мф 16, 21-23) и все же приводит Его на крест (см. напр. Лк 22, 3-4) – и через крест Иисус вознесся на небо, человек был искуплен, а дьявол побежден (Евр 2, 14-15). Так это продолжается и в жизни Церкви. Коренная ошибка падшего человека – искать то, что он называет счастьем, а не искать Бога. Именно на этой ошибке играет сатана. Он хотел бы дать членам своего царства земное счастье, которое сопровождало бы их на всем их пути в ад; но он зол, и не имеет средств дать людям длительное счастье. Его интеллект остёр, как и всегда; но в присутствии Христа и Его учеников он не может ни скрыть себя, но совладать со своей яростью, ненавистью и страхом; и поэтому он становится худшим врагом своих собственных планов. Его жертвы начинают страдать; и таким образом пробуждается в нас потребность Бога; и если мы обратим наши взоры ко кресту, мы начинает понимать любовь и мудрость Божию. Как первый успех сатаны на земле привел к Воплощению, и как его мастерский план устроить распятие стал орудием нашего Искупления; так его атаки на Церковь «действуют ко благу тех, кто любит Бога» (Рим 8, 28). Ясно, что гораздо большее число людей оказалось бы в аду, если бы дьявол так не старался отправить их туда.
«Семьдесят учеников возвратились с радостью, говоря: Господи, даже бесы повинуются нам о имени Твоем!... Не радуйтесь тому, что духи повинуются вам, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на Небесах… В этот час Иисус возрадовался в Святом Духе» (Лк 10, 17-21). Если экзорцист прислушается к этому предупреждению Господа, он будет иметь радость, что может помочь стольким бедным людям, пребывающим в таком большом несчастье; и поскольку его служение подобно призыву к духовной брани, в которой каждый человек должен или сражаться, или пасть; и прежде всего, потому что Сам Христос повелел нам делать эту работу. Понемногу мы узнаем кое-что; но гораздо больше остается того, что мы еще не понимаем, и нас ждет столько же разочарований, сколько и утешений. Тем не менее, мы совершаем это служение не потому, что рассчитываем, что успехов будет больше, чем неудач. Мы совершаем его, потому что Он велел нам совершать это; и мы верим, что в конце концов это наше служение принесет плод, который будет пребывать (Ин 15, 7-17).