Решение уравнений, или звезды падают не просто так

Струнин Александр
     Через три дня я должен был сдавать экзамен по высшей математике, теорию.
Настроение было унылое, потому что за окном был яркий солнечный день - начало лета. Светило солнце, девчонки повылезали из курток и сапог в летние платьица и обнажили свои еще пока белые ноги. А тут нужно было сидеть дома и зубрить математику! Нельзя сказать, что она совсем мне не нравилась. Мне не нравилась перспектива провести трое суток дома в зубрежке!
     Вы что думаете, Читатель, я сразу сел за конспекты? Нет конечно! На двое суток я устроил себе выходные. Наступили третьи, последние сутки. Скрипя зубами я все же открыл тетрадку, завтра в девять утра - экзамен. На лекции я обычно ходил исправно,  почти все они у меня были законспектированы. Но в голове было конечно пусто! Преподаватели думают, что когда они читают лекции и пишут бесконечные вереницы формул на доске, то студенты успевают одновременно и записывать в свои тетрадки и вникать в то что они записывают. Я почему-то успевал только первое, и то с трудом. Два процесса одновременно моя голова не воспринимала. Впрочем нет, воспринимала, правда вместо второго процесса - вникания в написанное, в голове вертелся обычно какой то хаос из мыслей и обломков образов - «а что мы с друзьями будем делать сегодня вечером», «а не прогулять ли этот чертов сопромат», «как мне сойтись с Олесей (тут взгляд сразу отрывался от тетрадки и искал ее в аудитории)». В общем, мысли были заняты совсем другой математикой.
     Закончив с первыми пятью экзаменационными билетами, я добрался до шестого - «Решение дифференциальных уравнений второго порядка». И вдруг обнаружил, что эта лекция в моих конспектах отсутствует. Пришлось лезть в учебник. Если вы, Читатель, когда-нибудь были студентом, то представляете какое пакостное чувство вызывают учебники. Больше всего в них меня раздражало то, что студентов авторы учебников считают чересчур умными. Меня просто выводило из себя, когда я читал, что вот из этой формулы путем «незначительных преобразований» легко получается вот эта формула. Я что, Эйнштейн, чтоб сразу прокрутить эти «незначительные преобразования» в голове? Они иногда занимали целую страницу! Обычно я эти выкладки делал на бумаге просто для того, чтобы самому понять почему вот это следует вот из того. Иногда у меня получалось длинно, но оригинально и правильно, и главное, понятно мне. Из-за этой моей склонности к вычурным преобразованиям один раз и погорел мой однокашник Андрюха.
     Он мне обычно подсовывал свои курсовые по математике, а взамен брал мои по сопромату. Курсовая была по взятию интегралов. Когда наша преподша выдавала нам обратно проверенные курсовые, у меня было отлично, у Андрюши - кол.
     - Почему? - справедливо возмутился тот.
     - Потому что интегралы брал Вахрушев, а не Вы, - безапелляционно заявила она. - За 25 лет преподавания в вузе еще никто на моей памяти так, извините, «через заднее место» не брал интегралы, как Вахрушев. Представляете, так и сказала - «через заднее место». Она была тетка с юмором.
     Но тут, в учебнике про дифференциальные уравнения все было написано довольно доходчиво, выкладок не потребовалось. Правда и без каверзы автор никак не смог обойтись! В самом конце доказательства я наткнулся вот на эту фразу: «Данная формула является одним из возможных решений дифференциальных уравнений второго порядка». Ну вот зачем он это написал, специально что-ли?  У меня эта фраза сразу породила в голове вопрос - «А почему ж ты не показал все решения - тебе что, жалко»? Короче он меня зацепил.
     Я взял ручку, бумагу и с наскоку попытался найти хоть одно другое решение. Не тут то было!Я предпринял вторую попытку, более основательную, - опять безрезультатно. Я разозлился и на автора и на себя, и бросив скомканные исписанные листки на пол, возобновил поиски.
     Смятые листки на пол сыпались один за другим. Я порождал все новые и новые способы доказательства (теперь я и сам поражаюсь, откуда они у меня брались?), выводы становились все длиннее и длиннее. Расход бумаги увеличился в разы а другое решение не находилось. Злость прошла, я улетел в какой-то потусторонний математический мир, где не существовало ни этой комнаты где я сидел, ни лета за окном с по-летнему манящими девушками. Да что там, время суток улизнуло из-под моего контроля, а пространство превратилось в идеальный мир из плавающих в нем платоновских форм и математических формул. Вся нудность процесса зубрежки внезапно улетучилась, и математика шарахнула меня по голове всей своей недоступной мне доселе красотой - изысканностью своего языка, захватывающего воображение полета мысли и небывалого по силе интеллектуального наслаждения! Я куда-то провалился.
     Слой смятых бумаг на полу уже был достаточно внушителен. Да что там на полу, они валялись теперь везде: на диване, на столе, на полках, даже на подоконнике. Кто-то занес мне в комнату чашку чая и тарелку с бутербродами. Я откусил от одного и, даже не запив, тут же забыл про него. Бутерброды напомнили мне о себе часов через пять, когда в чашку с давно остывшим чаем случайно упал очередной скомканный листок, и чай пролился.
     Я вернулся в нашу реальность и, взглянув в окно, обнаружил, что уже светало. Я сидел просто ошарашенный. Нет, не из-за того, что решение так и не было найдено, а из-за огромного количества макулатуры кругом, и еще из-за того, что я впервые прочувствовал, как необыкновенно красива математика!
     Задумался я еще и о том, почему же все мои поиски все время приводили меня только к этому одному решению, которое было приведено в учебнике? Я даже подумал, может автор просто решил поиздеваться над студентами? Я еще долго размышлял об этом, пока до меня вдруг не дошло, что другое решение находится совсем в другой плоскости, может даже и не в математической. Ведь нашел же доказательство гипотезы Пуанкаре наш земляк Григорий Перельман там, где никому даже в голову не могло прийти его искать! А ведь на это доказательство многие безуспешно потратили жизнь...
     Звезды тоже падают не просто так.
     В детстве мы с ребятами ползали по сараям и играли в стрелялки. У каждого был самострел - ружье, выпиленное из доски дерева с резинкой и скрепкой. Натягиваешь резинку, зажимаешь ее в бельевой скрепке, выполнявшей роль курка, вставляешь патрон - деревянный кубик и - в бой! Если резинка была хорошей, например, от велосипедной камеры, выстрел бил аж на 100 метров.
     Один раз мы стояли у дома с Веркой, соседской девчонкой, и болтали. У меня в руках был заряженный самострел.
     - Дай мне посмотреть! - взмолилась она. Я передал ей в руки оружие.
     - Только осторожно, он заряжен, - предупредил я ее.
     Она повертела его в руках, потом сама не понимая, что творит - смотрела то она не на цель, а на ружье - нацелила его мне прямо в правый глаз и спустила курок. Я даже не успел среагировать, так это внезапно произошло! Она завопила от испуга за содеянное, а я побежал домой спасать глаз. С тер пор я точно знаю, что девкам нельзя доверять оружие.
     Глаз к моему счастью выжил. Вот только три ночи подряд с этого дня, во сне я видел искры, вспыхивающие в темноте, а может это были падающие звезды, не знаю... Да и сон ли это был?
     Когда глаз окончательно прошел, мне сняли с него повязку и разрешили выходить на улицу. Был абсолютно темный августовский вечер. Я вышел посидеть на крыльце. Фонари рядом с нашим домом мы разбили из самострелов, поэтому тьма была - кромешная! Я взглянул на небо. Оно все было усеяно миллиардами звезд, очень, очень ярких. И вдруг они повалились оттуда сверху невообразимым дождем! Они сыпались с неба сотнями. И казалось, что вот-вот они застучат по крышам домов и зашипят в речке. Но не было слышно ни стука по крышам, ни шипения воды - все было тихо. «Куда же они падают и почему?» - думал я тогда, завороженный необыкновенным зрелищем.
     Позже я узнал, что это были не звезды, а метеоры - маленькие осколки развалившихся метеоритов и комет, падающие на землю и сгорающие в атмосфере. Узнал я, также, что звезды тоже иногда падают, но только уже не на землю, а в Черные дыры - какие-то недоступные пониманию, загадочные объекты во Вселенной  - так утверждают математики и астрофизики. Говорят они также и о том, что упав в Черную дыру, звезды могут выскочить где то совсем в другом измерении, в совсем уж невообразимом месте - в Белой дыре. Вот только кем или чем они вылетают из Белой дыры - никто не знает, настолько фантастические это образования. Может быть новыми вселенными с кучей галактик, может быть просто потоком частиц. А мне кажется, что они вылетают оттуда обновленными очищенными душами, чем то живым, хоть пока еще и бестолковым, но непременно - ярким и жизнеутверждающим.
     Почему эти мысли пришли мне тогда в голову, я не помню. Так и не выучив больше ни одного билета, я, смахнув с дивана все скомканные листки на пол, лег спать на четыре часа.
     Мне снились падающие звезды, цеплявшие за собой змейки дифференциальных уравнений. Они залетали ко мне в форточку, бились о стены и стекла, иногда присаживались на подоконнике, распушив свои математические хвосты. Я тщетно вглядывался в формулы на этих хвостах, пытаясь разглядеть, не содержится ли там решение, которое я так долго искал. Потом, почему то подхватив мои недоеденные бутерброды, они улетали обратно в форточку, крича Олеськиным голосом: «Эй, гений, не тут ищешь!»
     А утром, к девяти, я поехал на экзамен, зная лишь первые шесть билетов.
Я никогда не пытался что-то еще читать перед дверью экзаменационной аудитории. Перед смертью же все-равно не надышишься! Поэтому, я сразу пытался попасть внутрь на экзамен, чтоб скорее с этим покончить. Меня, как правило, пропускали.
     Я зашел, подал зачетку и взял билет. Билет номер 5. «Черт, во повезло!» - подумал я и сел на свободное место. К моему изумлению, рядом сидела Олеся с чистым листком, и с потухшими глазами грызла ручку. Я понял, там дело - труба... Быстро набросав ответ на свой билет на листке (я его хорошо знал), я повернулся к Олесе.
     - Что там у тебя? - спросил я.
     Она пододвинула мне свой экзаменационный билет и с надеждой посмотрела на меня.
     «Билет номер 6. Решение дифференциальных уравнений второго порядка» - в потрясении прочитал я.
     - Прорвемся,  - сказал я ей и забрал у нее чистый листок.
     За последние сутки я узнал целую кучу доказательств, как выводится это нужное решение. Не зря же я извел столько бумаги! Правда я не знал какое именно доказательство нужно ей написать (у меня же не было конспекта этой лекции, как там преподавали). И я за пару минут написал первое доказательство, что мне тогда пришло на ум и вернул ей листок.
     Она с восторгом молча долго смотрела мне в глаза. Я улыбнулся ей в ответ и тут с нами что-то случилось...
     До этого я всегда почему-то очень стеснялся с ней разговаривать, хоть мы и учились на одном потоке. Правда пару раз я замечал, как ее любопытный взгляд останавливался на мне, я тут же опускал глаза. А вот теперь я впервые чувствовал как наши с ней звезды полетели вверх тормашками в Черную дыру! И перед тем как они в ней исчезли, я вдруг понял, что нашел другое решение дифференциальных уравнений второго порядка, совсем из другой математики. Оно просто высветилось в ее восхищенных глазах..
     - Снегирева, Вы готовы? - прозвучал вопрос экзаменаторши.
     - Да, готова, - уверенно ответила Олеся.
     Вечером она позвонила мне домой, у кого то узнав номер моего домашнего телефона и ошарашила меня тем, что пригласила меня на свидание. Она была в отличном настроении. 
     - Ну как сдала? - поинтересовался я.
     - Неуд, на пересдачу, - услышал я ответ.
     - Почему? - в изумлении спросил я.
     - Она сказала, что такие доказательства - «через заднее место» - может порождать только Вахрушев. Хоть и все правильно, но не я писала. Она же видела, что мы с тобой вместе сидели, - Олеся рассмеялась.
     Получается, что звезды падали не просто так, и Белая дыра все же выстрелила!