21-а-1 Из книги не расстанусь с Комсомолом...

21-а-1 Из книги не расстанусь с Комсомолом... П.Краснощеков.

  Немного о нашем воспитании. Тогда, сразу же после войны, когда  страна восстанавливала города, промышленность все семьи в нашей стране жили одинаково бедно. Родители в деревне весной, летом и осенью были с утра и до вечера на работе, мы же, дети, в это время предоставлены были сами себе и матушке природе. На семейное воспитание оставалась зима и в остальное время только вечерами. Но какие это были вечера, мы заслушивались рассказами своих отцов о войне, о всех неудачах и победах, о военной жизни наших солдат, о заграничных походах и сражениях. Мы горевали о наших потерях и радовались нашим победам. Мы были так благодарны нашим отцам за их Победу в войне с сильным и коварным противником. Как мы завидовали, как блестели наши глаза, когда видели своих отцов 9 мая на митинге при орденах, весёлыми и еще не старыми, а, главное, живыми! Это было настоящее патриотическое воспитание.
 
  О воспитании. Ещё в 18 веке писатель-публицист Н.И. Новиков  в своей хрестоматии «О воспитании и наставлении детей» писал о главной задаче родителей: « …Воспитывай детей твоих счастливыми и полезными гражданами… Должность родителей стараться о том, чтобы дети имели здоровье и крепкое тело…».
 
   «… Именно в семье начинается и проходит большая часть и нравственного воспитания, а воспитание, - считал В.Г. Белинский, - есть первое благо человека. Первая необходимость: от него зависит судьба всей его жизни. От воспитания он может сделаться или добродетельным Сократом, или извращенным Нероном…». На этом этапе семейное воспитание является основным, судьбоносным для малыша.
   
   Мой отец Яков Петрович родился 1925 году, а в 1935 году большая семья осталась без кормильца, скоропостижно и загадочно умер статный дед. На семейном совете решили отдать десятилетнего Яшу в пастухи к телятам, чтобы дать возможность учиться его трём младшим братьям и растить двухлетнюю сестрёнку. Яша по полной программе познал тягостный труд и несправедливое отношение. Именно поэтому мой отец впоследствии всю жизнь старался обеспечить для своих детей сытую жизнь, мечтал, чтобы мы все выучились и имели в руках чистую работу. А главное, чтобы мы  жили честно и в справедливости.
   
   Ш. Ауэрбах утверждал что «…уровень умственного развития, особые способности, личные качества – всё это результат взаимодействия генетических факторов и факторов среды…». А факторы среды в середине 20 века были способствующими развитию умственных способностей всей молодёжи Советского Союза: вся страна переходила на всеобщее восьмилетнее образование, широко поощрялось получение среднее и высшее образование. С другой стороны даже необразованные родители приветствовали получение образования своими детьми, потому что только через образование их дети могли вырваться из колхозного «ГУЛАГа». Это был важный мотив стремления к образованию. Об этом не раз говорил мне и моим братьям мой отец. И главными профессиями в мире он считал профессию хлебороба и защитника родины, и тот, кто этим занимается, являются самыми уважаемыми, самыми главными на земле людьми. Им почёт, уважение и награды. Он приводил такой пример: один хлебороб вырастит два-три мешка зерна, с конём и сохой вырастит уже десяток мешков зерна, с трактором и наукой агрономией уже десятки тонн, а тот же человек с наукой организации производства вырастит десятки тысяч тонн зерна! Вот для чего надо учиться, сынок!
 
   Именно такая атмосфера, созданная отцовским пониманием существования человека в природе, царила в нашей семье. Мы, дети своего отца, до сих пор справедливо относимся друг к другу, по-прежнему их любим, хотя их и давно нет среди нас, дедушек и бабушек. Мы всё также ценим хлеб и почитаем всех, кто причастен к его появлению на нашем столе.
                   *           *         *

Продолжение в 21-а-2


Рецензии