Герда и Кая

Геннадий Горбунов
Короткие зарисовки о двух собаках - Финских шпицев(карело-финских лаек) Герде(матери) и Каи-Кайры(дочери)

Герда

Герда охотнее всего ищет и преследует в лесу белок. При этом она ведет себя совершенно иначе, чем по птице. Лай ее, поначалу азартный и злобный, стихает по мере приближения хозяйки и та нередко находит собачку сидящей молча, с головой, неотступно поднятой вверх. Так поступает лайка, чтобы чересчур перепуганная белка не слишком затаивалась и не забиралась на самую вершину дерева, откуда ее добыть тяжелее.
Картина получается идиллическая: под деревом – спокойно усевшаяся собака, а где-нибудь невысоко на суку – белка, с любопытством присматривающаяся к только что оглушающему ее лаем зверю. Но, как горят глаза у Герды, сколько сдержанного напряжения в ее внешне пассивной позе! Она, кажется, перестает дышать, пока Светлана целится. И, конечно, белка не успевала упасть на землю, как собака уже там. Никогда не портит шкурку, но осторожно держит в зубах теплого зверька, считая это своим неотьемленным правом.


Кая

Кая носится где-то вдалеке, и никакие уговоры и призывы не заставляют ее держаться ближе, разве самой вздумается побегать возле хозяина. Я привык к ее повадкам и не беспокоюсь – иду в намеченном направлении, зная, что, обнаружив птицу Кая будет облаивать ее, пока я не подоспею.
Вот издалека раздался лай Каи. Голос по птице, всегда такой звонкий, но сейчас звучит слабо и глухо. До собачки, очевидно, не меньше километра, а то и больше. Иду на лай. Он понемногу приближается, становится громче. И вдруг лай смолк. Тьфу ты, зря столько прошел! Но нет, новый взрыв лая – значит Кая прислушивалась к моему приближению. И вот я уже совсем рядом, на ходу снимаю с плеча ружье. Забыта усталость.
Кая, миленькая, постарайся еще чуть-чуть, сейчас поспею.
Метрах в стах впереди мелькнула рыжая спина собаки.
Умная собака при моем приближении удваивает усилия: скачет, почти ходит на задних лапах, непрерывно и оглушительно лает. Можно подходить смелее – завороженная представлением Каи, птица забыла про опасность. Но я иду осторожно со стороны морды собаки, оглядывая все ближайшие сосны. Возможно тут не один глухарь.
Так и есть: слышу над головой щелканье, оглянувшись, замечаю из-за суков сосны оперение глухаря. Кая видит, как я целюсь и заливается еще пуще. Гремит выстрел. Пораженный глухарь встрепенулся, качнулся на суку и почти отвесно падает вниз. На земле птица сильно хлопает крыльями. С этого же дерева срываются еще несколько тяжелых птиц… А ведь я всю вершину обшарил глазами – как не велик глухарь, но его очень трудно обнаружить в густой хвое, особенно когда стоишь под деревом.
Кая перестала после выстрела лаять, обнюхала птицу, лизнула разок-другой сочившуюся кровь и умчалась за улетевшими птицами.
Но с меня хватит за глаза: горячка уже прошла и я направляюсь к месту ночевки.
Собака меня догонит.



На фото Кая