Плиска

Вадим Светашов
                Плиска.

                Так  у нас иногда называют жёлтую трясогузку. С детства знаком с этой миниатюрной и изящной родственнице белой трясогузки. Часто видел её бегающей по отмелям различных водоёмов, собирающей у кромки воды насекомых. Она то медленно расхаживала по берегу, покачивая длинным хвостиком в стороны (белая покачивает вверх-вниз), то стремительно бросалась за севшей на травинку мухой или комаром,  быстро-быстро перебирая лапками. Иногда она садилась на вершинку какого-либо высокого стебля и раскачивалась на нём, балансируя крыльями и хвостом. А вот найти гнездо этой птички удалось только в зрелом возрасте, причём сразу четыре  течение месяца.
                В тот год рано и обильно зацвёл шиповник и мы с женой отправились собирать лепестки. Недалеко от речки были настоящие непроходимые шиповниковые заросли, в настоящее время как бы покрытые розовым покрывалом. Только мы приступили к сбору, как над нами появился самец трясогузки. От самки он отличался ярким жёлтым оперением груди и брюшка. Он летал над нами своим ныряющим полётом и всё время пищал. Похоже, где-то близко гнездо – сказала жена. Искать в такой колючей чащобе было бесполезным занятием, но когда я присел, обирая цветочные лепестки с нижних веток, прямо перед собой увидел гнездо. Оно располагалось в корнях куста и представляло собой плоскую чашечку, построенную из сухих листьев злаков и выстланную шерстью. В гнезде лежали шесть белесовато-зелёых яиц, покрытых тёмно-серыми расплывчатыми пятнышками. Яички были ещё тёплыми. Самка только что покинула гнездо, но мы этого не заметили. А вот и она. Уселась на вершину куста с тревожным писком. Откуда-то прилетела ещё пара плисок, расселась на кустах и принялась своим писком поддерживать хозяев.
                Как только мы отошли от куста с гнездом метров на тридцать, все птицы незаметно исчезли. Я подумал, что самка обязательно вернётся на гнездо и решил проследить, как она ухитряется незаметно сойти с кладки. Обойдя шиповниковые заросли  вокруг, стал медленно и осторожно приближаться к кусту. Появился самец. Он присел на ветку невдалеке и наблюдал за мной. Но как только я приблизился к гнезду метров на шесть, он вновь с криками начал полёты над головой. После первого же тревожного писка от гнезда, как вначале показалось, отбежал зверёк вроде мыши. Бежал он как-то странно и приглядевшись я понял, что это удирает от гнезда трясогузка, вытянувшись над землёй. Вот она забежала за куст, а метрах  двадцати взлетела, села верхушку  шиповника и стала жаловаться на свою судьбу. Мы не стали больше беспокоить птиц и перешли на другое место.
                Удалось проследить за судьбой этого выводка.  Плиски благополучно выкормили потомство и птенцы дружно покинули родное гнездо, присоединившись к сородичам на берегу речки.

                В.Светашов.