Судьба авторов книги Михоэлс

Александр Вишневецкий
На моем столе - небольшая книжечка под названием "Михоэлс" (формат -12 на 17 сантиметров, объем -175 страниц), написанная на идише и изданная государственным издательством "Эмес" ("Правда") в Москве в 1948 году.
Обращает внимание то. что эта к книга подписана к печати 24 марта 1948 года - всего лишь два месяца спустя после убийства (замаскированного под несчастный случай) в Минске великого еврейского актера и общественного деятеля, любимого в народе. Тираж книги составлял 15000 экземпляров. Издание ее связано с деятельностью Еврейского антифашистского комитета (ЕАК), который возглавлял Соломон Михоэлс, и, скорей всего, было призвано успокоить общественное мнение.
Но уже к концу 1948 года последовали аресты членов ЕАК. 13 ведущих членов этого комитета после пыток, издевательств, унижений, надуманных обвинений были расстреляны 12 августа 1952 года. Во всей последовательности происшедшего просматривается зловещий план Сталина - по его тайному указанию сначала уничтожают Михоэлса, затем его хоронят с максимальными почестями, издают книгу в его честь. Затем начинают преследовать и уничтожить людей из ближайшего окружения Михоэлса. По мере их арестов нарастают злобные, полные вымыслов, обвинения и в адрес Михоэлса, и в адрес еврейской интеллигенции.
Книга представляет собой сборник статей и выступлений двенадцати авторов, включая самого Михоэлса. Его статья помещена в самом конце книжки. Она написана в честь 30-летнего юбилея Советского Союза и была напечатана в журнале "Огонек" в ноябре 1947 года. Называлась она "Я служу советскому народу" и в ней были такие слова: "Актер... он служит идеям Ленина-Сталина": В благодарность за это служение Сталин приказал своим послушным исполнителям уничтожить его. Статьи в книге выдержаны в духе восхваления советской власти и Сталина - иначе тогда писать было невозможно.
Естественно, возникает вопрос о судьбе авторов указанного сборника, посвятивших свои произведения многогранной деятельности Михоэлса, уничтоженного в "автомобильной катастрофе". Три автора статей: поэт Ицик Фефер и артист Беньямин Зускин, арестованные в декабре 1948 года, и поэт Перец Маркиш, арестованный в январе 1949 года, как члены ЕАК, были расстреляны 12 августа 1952 года. В день похорон Михоэлса 16 января 1948 года Маркиш прочёл стихотворение на идише, посвященное его памяти. Это стихотворение - мужественное обвинение властей в убийстве, - не вошло в книгу "Михоэлс". Маркиш прекрасно понимал, кто виновник гибели Михоэлса:
Разбитое лицо колючий снег занёс,
От жадной тьмы, укрыв бесчисленные
шрамы,
И вытекли глаза двумя ручьями слёз.
В продавленной груди клокочет крик
упрямый:
                - О Вечность! Я на твой поруганный
                порог
                Иду зарубленный, убитый,
                бездыханный.
            Следы злодейства я, как мой народ,
                сберёг,
            Чтоб ты узнала нас, вглядевшись в эти
                раны.
               (Перевод Аркадия Штейнберга).
Еще три автора статей - писатель Дер Нистор (Пинхас Каганович), литературовед и критик Исаак Нусинов, член ЕАК, литературовед, критик и драматург Иехезкель Добрушин, - были арестованы в 1949 году. Дер Нистор и Нусинов примерно через год скончались в тюрьме. Был выпущен по амнистии Добрушин в 1953 году, но на свободе прожил всего несколько месяцев и умер в том же году. Трудно даже представить, через какие страшные испытания прошли эти люди до своей гибели.
Еще два автора - Александр Таиров (подлинная фамилия - Корнблит) и Моисей Беленький. Беленький был директором Московского еврейского театрального училища при Государственном еврейском театре (ГОСЕТ) и главным литературным редактором издательства "Эмес". а Таиров возглавлял Камерный театр в Москве. И театр, и училище были закрыты в 1949 году.
Тело Михоэлса везли в Москву из Минска Перец Маркиш и Моисей Беленький. Беленький затем прошёл тюрьму, лагеря и ссылку. Таиров скончался через год после закрытия Камерного театра. Автором сборника был также известный публицист и писатель Илья Эренбург. Он принимал активное участие в разоблачении зверств фашизма и тесно сотрудничал с ЕАК. В годы войны, в 1944- 1945 годах, вышли две его небольшие книги на идише – «Народоубийцы» ("Мердер фун фелкер"). «Народоубийцы» была прообразом "Черной Книги" о преступлениях фашистов в годы Второй мировой войны против еврейского народа. Собирал материалы исходного издания Илья Эренбург. «Народоубийцы» - это страшные обличительные материалы уцелевших людей, свидетелей Катастрофы. Позднее вместе с Василием Гроссманом была подготовлена "Черная Книга". Но в 1952 году уже готовую книгу отказались печатать по указанию властей, которые пытались скрыть от населения факты геноцида еврейского народа. Власти не устраивала также деятельность Эренбурга, направленная против усиления антисемитизма в СССР. Но такой государственный антисемитизм лег в основу сталинской послевоенной политики. На Эренбурга шли доносы и, скорее всего, только смерть Сталина спасла его от неминуемой гибели.
В составе авторов сборника "Михоэлс", помимо названных еврейских интеллектуалов, были и два русских автора - Александр Фадеев и Павел Новицкий. Фадеев - один из известнейших писателей того времени, в 1946-54 годах был генеральным секретарем и председателем правления Союза писателей СССР. Он внес свой печальный вклад в травлю еврейских деятелей культуры. В газете "Правда" от 29 января 1949 года появилась статья Александра Фадеева и Давида Заславского (журналист, еврей по национальности) "Об одной антипатриотической группе театральных критиков". В публикации речь шла в основном о евреях - "антипатриотах", назывались конкретные фамилии. Слову "космополитизм", появившемуся в этой статье. Фадеев давал следующую трактовку:
«… они охаивали все лучшее, что появлялось в советской драматургии... все эти эстетствующие ничтожества, лишенные здорового чувства любви к родине и народу, не имеющие за душой ничего, кроме злопыхательства и раздутого самомнения". В это время как раз шли аресты членов ЕАК и представителей еврейской интеллигенции, поэтому статья крайне негативно повлияла на дальнейшие аресты и судьбу советских евреев. В мае 1956 года в Москве в состоянии душевной депрессии Фадеев покончил жизнь самоубийством.
Что касается Павла Ивановича Новицкого, видного театроведа, члена союза советских писателей, дожившего до 1971 года, то он, как и Фадеев, судя по разным источникам, не подвергался преследованиям.
Судьба еврейских авторов, собранных под одной обложкой этой небольшой книжки, свидетельствует о реальных намерениях продолжить еврейского геноцид, начатый нацистами в Германии. Недаром, видимо, с той поры русскими юдофобами была взята на вооружение фраза: "Жаль, Гитлер с вами не покончил..." Страна, внесшая наибольший вклад в уничтожение фашистской Германии и тем самим спасшая европейское еврейство от неминуемой гибели, готова была по прихоти преступной власти довести этот геноцид до конца. К счастью, этого не произошло. Но будущему евреев в СССР, интеллектуальной и духовной жизни еврейского народа, его культуре на идише был нанесен непоправимый ущерб.