Гонка за лидером

Стас Литвинов
     Мы часто ворчим, мол, жизнь наша флотская очень уж ограничена требованиями Уставов и всяких наставлений, не беря во внимание, что все они написаны нам во благо. Разве мы не знаем случаев, когда вроде бы безобидное упущение тянет за собой большие проблемы?  Вот, пожалуйста, один из них.

     Конец августа в Южной Балтике прекрасное время. Но уже возможны приходы туманов, что не должно быть неожиданностью. Грузовое судно под советским флагом следовало обычным рейсом на запад, оставляя далеко к северу датский остров Борнхольм. Видимость ухудшалась с каждым часом, тем более наступала ночь. В этом районе датские и польские "рыбаки" в большом количестве занимаются ловлей рыбы, таская за собой тралы в разных направлениях. Значит, вахтенному штурману нужно внимательно поглядывать за окружающей обстановкой. Молодой капитан ходил свои первые капитанские рейсы и потому на борту находился капитан-наставник, чтобы своим опытом поддержать молодого коллегу.

     Глухой ночью, когда свободный от вахты экипаж мирно спал в койках, вышел из строя радиолокатор. Надо уточнить, что описываемый случай имел место быть в то давнее время, когда наличие на судне второго локатора было необязательным. Учитывая присутствие  в этом районе других судов и лишившись "зрения" капитан поставил машины на "стоп". Он решил лечь в дрейф, чтобы подождать улучшения видимости. Радист приступил к поиску неисправности локатора, а судовой тифон продолжил своим рёвом оповещать о присутствии в данном районе судна, лишившегося хода. Наставник поднялся в рубку и одобрил решение капитана. Мирно покатилось время.

ххх

     Капитан-наставник был известным в своём пароходстве и уважаемым человеком. Росточком не велик, ниже среднего, но физически очень крепок и любил силовые упражнения, делая утреннюю ежедневную зарядку с хорошей нагрузкой. В 6 часов утра, как обычно, он проснулся, прислушался к тишине продолжавшего спать судна и тут его  озарила неожиданная мысль - а не начать ли новый день с купания в прохладном море вместо привычной физзарядки?
- Это будет необычно и ново! – мысленно сказал себе наставник и, поддёрнув трусы, пошёл на главную палубу.
 
     Рассвет уже наступил. Яркая макушка солнца выглянула из-за линии горизонта и первые нежные лучи света легли на необъятную гладь моря. Радист к этому времени привёл радиолокатор в рабочее состояние, остатки тумана растворялись в воздухе и старпом позвонил капитану, мол, не пора ли продолжить движение?
- Готовьте машины, сейчас буду, - сказал капитан и началась рутинная подготовка к началу движения.

     Наставник ничего этого не знал и самолично вывалил за борт  штормтрап. Доложиться вахтенному штурману о своём намерении искупаться - такая мысль как-то не пришла в многомудрую голову наставника и он, не торопясь, спустился по трапу в прохладную воду открытого моря. Свежесть утра и неведомый простор звали его в свои необъятные дали. Чёрный с потёками ржавчины корпус судна удалялся от наставника с каждым гребком сильных рук. Было радостно наслаждаться необычностью обстановки и собственным здоровьем.

     В это время, издав лёгкий звук "п-пых", из трубы теплохода вылетело кольцо синеватого дыма, которое игриво колыхаясь в воздухе поплыло вверх, а  потом коротко шевельнулись судовые винты. Это механики приготовили к запуску главные двигатели. За обычными приготовлениями судна к началу движения никто не мог знать, что в это время капитан-наставник плывёт в открытом море, испытывая блаженство от переполнявших его чувств. В свою очередь и старпому не пришла в голову мысль, что кто-то мог самовольно полезть за борт купаться, а потому он спокойно доложил капитану, мол, всё готово к началу движения.

     Капитан-наставник, услышав звук проворачиваемых судовых винтов, глянул в сторону теплохода и не поверил своим глазам: под его кормой забурлила потревоженная винтами вода и судно на глазах стало удаляться от него, явно увеличивая свою скорость.
- Эй...эй...эй, - вырвались из горла наставника невнятные звуки и, вкладывая в гребки всю свою мощь, он поплыл вдогон уходящего такого родного и надёжного судна.

ххх

     Капитан бросил взгляд на путевую карту, прикидывая время очередного поворота, и  поинтересовался:-
- А почему Юрия Андреевича ещё не видно? - старпом невнятно что-то пробурчал, делая запись в черновом судовом журнале.
- Да, я тоже не видел его, - подтвердил поднявшийся в рубку помполит, оглядывая в бинокль горизонт.
- И всё же, где может быть наш наставник? -  вопрос капитана повис в воздухе.
- А зачем у нас штормтрап за борт вывален? - раздался с крыла ходового мостика голос любознательного помполита.

     Капитан и старпом выскочили из рубки на крыло ходового мостика. Перевесившись через поручень они увидели штормтрап, который равнодушно шлёпал своими нижними балясинами* по бегущей вдоль борта волне. Капитан вернулся в ходовую рубку и включил принудительную трансляцию:-
- Капитана-наставника прошу подняться в ходовую рубку!

     Тишина в ответ и тогда все засуетились, подстёгнутые пропажей человека. Команды капитана требовали немедленных действий:-
- Стоп машины! Оглядеться по бортам! Проверить помещения надстройки!

Секундная  стрелка  судовых  часов  несколько  раз  обежала   циферблат, не  внеся никакой  ясности  в  сгущавшуюся  тревогу на ходовом мостике.

- Вижу  по корме  в море  кто-то  плывёт за нашим судном! - первым доложил вахтенный матрос, убирая от глаз бинокль и не догадываясь, какую тяжкую ношу ответственности он снял с  плеч капитана своим докладом.
- Да, это Юрий Андреевич пытается нас догнать, - подтвердил помполит, удерживая пловца в поле зрения своего бинокля.
- Обе машины назад полный! - взорвался капитан. - Так он нас до обеда догонять будет.

     Через 10 минут радостно встречали поднимавшегося по штормтрапу капитана-наставника. Был он хмур и молчалив, явно испытывая неловкость от созданной им ситуации.
- Сам виноват, извини, - буркнул невольный участник заплыва на дальнюю дистанцию обращаясь к капитану, который уже простил его за доставленные волнения.

     Поправив прилипшие к телу "семейные" трусы и оставляя на палубе мокрые следы ног наставник направился в свою каюту, а капитан вновь ощутил прелесть бытия и удовольствие, получаемое от командования судном, на котором всегда всё в порядке. Всякое бывает в морской жизни. Однако, всё хорошо, что хорошо кончается и пусть всем станет веселее, прочитав эту быль. Но впредь каждый должен помнить, что собираясь купаться с борта судна нужно, как минимум, иметь на это действие разрешение  вахтенного  начальника. И никто не скажет с уверенностью, получишь ли ты таковое.


* "балясина штормтрапа" - деревянная ступенька штормтрапа.