13. Хотели судить, но передумали

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2014/05/22/1780

Топить беспощадно

Часть 13. Хотели судить, но передумали

В начале войны у подводных лодок перед надводными кораблями было большое преимущество в том, что ещё не разработали методы борьбы с ними, не было глубинных бомб, шумопеленгаторов, гидролокаторов. Оставалось только либо использовать артиллерию, либо таранить лодки, но для этого они должны находиться в надводном положении, да ещё в таком месте, чтобы можно было это осуществить.

На Гаагских конференциях 1899 и 1907 годов международное сообщество определило правила ведения войны на море. По этим правилам гражданское судно следовало остановить, осмотреть, чтобы определить его принадлежность, выяснить, какой груз, и если окажется, что судно принадлежит противнику, или груз контрабандный, требовалось обеспечить безопасность команды и пассажиров.

Причём, речь шла не о том, чтобы, просто дать им возможность спустить шлюпки и занять в них места, а именно, об обеспечении безопасности людей, взять их к себе на судно. Ещё в 1913 году английский адмирал Фишер выразил сомнение, что во время войны у командира подводной лодки будет такая возможность, и предположил, что гражданские суда будут топить, нарушая все правила.

На подводных лодках едва хватало места для своей команды, чтобы ещё дополнительно размещать на них пленных, а сама подводная лодка при всплытии подвергалась опасности уничтожения. Но Фишера слушать не стали, за строптивость адмирала уволили, правда, когда началась война, о нём вспомнили и восстановили на службе.

Капитанам коммерческих судов дали инструкции, как уклоняться при обнаружении подводной лодки, и посоветовали пользоваться флагами нейтральных стран и их маркировкой. Причём, все эти рекомендации носили рекомендательный, а не обязательный характер. Ни о каких конвоях речь не шла.

Когда война стала затягиваться, и конец её совершенно не просматривался, германское командование, которое раньше осторожничало с гражданскими судами, опасаясь столкновения, прежде всего с нейтральными Соединёнными Штатами Америки, пришло к выводу, что этим действует на пользу неприятелю.

4-го февраля 1915 года Германия объявила военной зоной все воды вокруг Британских островов, предупредив, что германские корабли будут топить все суда, не имея возможности обеспечивать безопасность экипажей и пассажиров.

В начале 1915 года британское Адмиралтейство, благодаря сотрудникам комнаты 40, с большой точностью знало состав подводных сил Германии, сколько новых кораблей вводится в строй, сколько находится в базах, и сколько в море. Поскольку команды лодок часто выходили на радиосвязь с командованием, сообщая свои координаты, это давало взламывателям кодов из комнаты 40 определять их курс и скорость.

Под британским Адмиралтейством я подразумеваю только двух-трёх высших руководителей. Остальные, включая руководителей департаментов, даже не подозревали о существовании комнаты 40.

Сведения, добытые сотрудниками комнаты 40, несомненно, были чрезвычайно важными и полезными, если бы не несколько «но».

Как только подводные лодки уходили в море на дальность свыше двухсот или трёхсот миль, связь прекращалась из-за малой мощности радиоаппаратуры, и англичане не получали информации. Кроме того, погода на море изменчива, море большое, а решения командира подводной лодки непредсказуемы.

Первой германской подводной лодкой, проникшей в Ирландское море, была U-21. Это произошло в январе 1915 года. Её выход из базы в Германии и прохождение Английским каналом были замечены в комнате 40.

 Военно-морское командование разослало адмиралам, командующим соединениями, телеграммы, в которых со ссылкой на «надёжный источник» предупреждалось о появлении вражеской подлодки. U-21 обстреляла вооружённая яхта, но безрезультатно.

Потопив три судна в Ливерпульской бухте, и обстреляв остров Волни, подлодка вернулась в базу. Донесение о её плавании попало в комнату 40, и тоже было расшифровано.

Тем временем капитан-лейтенант Вальтер Швигер, командир подводной лодки U-20 действовал в Английском канале. Он потопил без предупреждения три судна и промахнулся, стреляя торпедой по госпитальному судну «Астуриас». Позже он заявил, что сделала это по ошибке, перепутав госпитальное судно с транспортом. 

U-20 вернулась в Эмс 8 февраля. Её экипаж немало пережил, особенно, когда подводная лодка попала в противолодочную сеть, установленную в проливе. Но команда U-20 сумела из неё выбраться. С того времени начались активные действия германских подводных лодок в Ирландском море и в Канале.

В комнате 40 выяснили, что командиры лодок получили инструкцию не топить определённые суда под нейтральным флагом. Тем не менее, командование задержало в Квинстауне до подхода эскорта эсминцев два транспорта из Америки, которые доставляли лошадей для армии на континенте, несмотря на то, что животные уже умирали от голода.

В это же время англичане захватили подводную лодку U-8, команда которой в полном составе попала в плен, после того, как подводная лодка запуталась в противолодочной сети в Дуврском проливе. Когда германские моряки стали задыхаться от нехватки кислорода, лодка была вынуждена всплыть.

 После того, как немцев с неё сняли, подводную лодку потопили огнём из орудий два английских эсминца. U-8 без предупреждения потопила пять британских транспортных судов, и сначала её команду собирались судить по законам военного времени за нарушение Гаагской конвенции. Но по ряду причин этого делать не стали, и подводников  отправили в лагерь для военнопленных.

Продолжение http://www.proza.ru/2014/05/26/1577

На фотографии: пленные немецкие подводники