О концерте Стива Хаккетта в Москве

Иван Азаров
Сестра, весьма далёкая от рок-музыки, уже очень давно просила меня сводить её на концерт. И вот, в прошлую среду я наконец сподобился на такое приглашение. Тем более, что и музыка была довольно подходящая для её неподготовленных ушей. В Москву приезжал один из самых моих любимых гитаристов – Стив Хаккетт, в прошлом гитарист одних из столпов прогрессив-рока Genesis.
В то время, как многие делились горестями трудной дороги до Крокус Сити Холла, формально находящегося вообще за МКАДом, я торжествовал по поводу того, что моя дорога до храма музы Эвтерпы была как никогда коротка и приятна: ведь я живу минутах в пятнадцати от Крокус Сити. Отдельный момент – это качество звучания в этом зале. С большой уверенностью, скажу, что здесь один из лучших звуков во всей Москве, просто потому, что этот зал изначально строился для подобных мероприятий и у него идеальных для этих целей акустика. Из тех мест, где я бывал, сопоставимая, возможно, в Светлановском зале ММДМ, куда я проник бесплатно на Эла Ди Меолу и, возможно в католическом Соборе на Малой Грузинской улице, где я слушал однажды концерт органной музыки. И то 100% в последнем я не уверен.
Как бы то ни было, я торжествовал, ещё и потому, что билетики на сидячие места в 5-ом ряду от сцены, практически по центру зала стоили всего лишь 2500, сравните с обычными пятью тысячами за один билет в стоячий партер! Связано это было ещё и с очень скромной посещаемостью этого мероприятия. До печального рекорда Leprous в Питере в итоге не дошло, но странная несогласованность организаторов концертов в Москве, приведшая к тому, что в предпоследнюю неделю апреля в первопрестольной проходило аж 5(!) интересных мне концертов, да так, что следующий интересный будет только в июне, сказалась и на настроениях иных рокеров… Такое чувство, что на Хаккетта в среду пожаловали либо его искренние поклонники, либо истинные любители прогрессив-рока, процентов 10 – журналисты и оставшиеся – просто любители всякого рода тусовок и публичных событий, которым некуда себя приткнуть вечером буднего дня…
Из известных личностей успел заметить на концерте Владимира Импалера, правда, уже в гардеробе, а также в первом ряду справа сидел известный комментатор с ОРТ – Виктор Гусев. Что для подобного рода музыки довольно неожиданный факт. Вспоминается правда, как в «Апельсине» я несколько лет назад видел отжигающего на танцполе Дмитрия Губерниева. Тогда в Москву приехал бывший вокалист Black Sabbath – Тони Мартин вместе с Джеффом Николсом.

Парадоксальным образом концерт доставил гораздо большее удовольствие не мне, а моей сестре, хотя я тоже был очень доволен увиденным и услышанным. Дело в том, что я как-то довольно наивно и необдуманно ждал в большей степени именно сольных вещей Хаккетта, которого я стал большим фанатом именно после шедеврального альбома «Out of the Tunnel's Mouth». К моему большому сожалению, весь тур по сути был посвящён последней работе мэтра «Genesis Revisited II». Эта переработка хорошо известных классических песен основной группы Хаккетта, наверное, для концерта подходит лучше сольного творчества из-за более яркой сюжетной и композиционной составляющих. А вот почерк любимого гитариста, его манера и возможности, духовная составляющая его музыки лучше была бы видна всё-таки на примере его сольного творчества.
Помимо всего прочего, меня неприятно удивил подход организаторов, завесивших второй этаж зала плотным покрывалом, раза в два в итоге уменьшив в его размерах. С другой стороны, они, видимо, с самого начала понимали: посещаемость будет не на высоте, а подобающий приём с хорошим звуком организовать всё-таки надо!

Безусловно, все взгляды поначалу были прикованы именно к оригинальному участнику одного из китов прогрессивной музыки и тому, чьё имя красовалось на биллбордах и билетах. Стив же спокойно и самоуглублённо играл свою музыку, сведя общение с публикой к минимуму. В конце сценического действа был даже курьёзный момент, когда бедная девушка хотела выразить свою признательность музыканту букетом цветов, а он упорно не замечал её и не подходил к краю сцены до тех пор, пока его коллеги не обратили внимание Стива на неё. И при всём этом он держался чрезвычайно царственно и я бы даже сказал величественно. Но потом поневоле наше внимание стали “отвлекать” и иные участники концертирующего состава. И тут следует признать, группу Стив подобрал себе на славу!
Манерный, чересчур экзальтированный вокалист Нэд Сильван, делающий всё на театральный манер. Кстати, старался немного разнообразить концерт элементами шоу. Не знаю, можно ли было бы подобрать на роль Питера Гэбриэла более подходящего, чем Сильван?
Разумеется, поющий (!) барабанщик Гэри О’Тул.
На огромном количестве инструментов играл по ходу выступления Роб Таунсенд. Преимущественно это были духовые инструменты, вроде флейты, саксофона и какого-то свистка, но частенько он переходил на какую-то перкуссию, а также помогал Роджеру Кингу с клавишными. В частности, был момент, когда Кинг использовал тембр электропианино, а Таунсенд создавал атмосферу хаммондовским фоном.
И одной из самых харизматичных фигур этого состава был, конечно, басист Ник Беггс, который представил на этом концерте “роковую” составляющую. Он менял инструменты не реже самого Мастера, и выходил то с двугрифовой гитарой, где один гриф отвечал за бас, а другой, видимо, за акустическую гитару, то с обычным басом, а то и с Чепмэн-стиком. Интересно, наверное, я впервые слушал этот класс инструментов вживую, т.к. warr-guitar – это ещё большая редкость, чем стик. И в исполнении Беггса меня удивили едва ли не перкуссионные свойства этого инструмента, словно там ещё и колокольчики какие-то позвякивали.

Сам же Стив играл выше всяких похвал, то смело погружаясь в пучины прогрессивных премудростей вместе со своим коллективом, то являя нам великолепные примеры музыкальной медитации, то отправляя зрителей в удивительные космические путешествия исследовать миры далёких звёзд, чем, собственно, мне так и приглянулся альбом 2009 года. Этот концерт продемонстрировал нам практически все грани великого музыканта. Хаккетт успел поиграть и с помощью слайда, удивил лично меня диковинным “плывущим” и как бы дрожащим, более стационарным звуком, чем у обычной электрогитары, который я привык наблюдать лишь в исполнении Стива Морса, благо в последнее время он к нам зачастил с концертами Deep Purple. Единственное, что не во всей красе мы не смогли оценить воочию исполнительское мастерство Хаккетта на акустической гитаре, но такие моменты тоже присутствовали.

В общем, зрители расходились с чувством глубоко удовлетворения и слегка придавленные величественностью представленного им материала. Одуревшие не от громкого звука или 4-часового стояния в танцполе, а от действительно масштабного концертного действа, длившегося около двух с половиной часов. А ощущения были вдобавок приправлены ещё и осознанием некой избранности, возникшей от созерцания подобного материала. Ведь на весь многомиллионный, многонациональный Вавилон русского мира нашлось всего лишь около двух тысяч гурманов, способных понимать и ценить высокую мудрость этой музыки, способные отделять зёрна от плевел и находить в клубной суматохе города, который никогда не спит действительно того, ради чего стоит не спать, думать и переживать…