Любовь и пальцы на ногах

Александр Кипрский
(перевод с турецкого)
                Омер Сейфеттин (1884-1920)

1
Письмо Хасану от Асимы

"Вначале ты любил меня, ты умолял, ты сгорал от любви, моя любовь была слабым ответом твоему неистовству. Наконец, ты взял меня. Я была богатой. У меня были лошадь и коляска. Все сегодняшние молодые люди были влюблены в меня. Ты достиг того, что хотел каждый. Ты был счастлив. Я была верна тебе. Что потом случилось? Ты вдруг изменился. Ты охладел ко мне. Ты избегал меня, теперь, наконец, ты расстался со мной. Получив это письмо, не думай, что я тебя умоляю. Однако мне интересно! Почему ты не любишь меня? Со мной что-то произошло? Или нет? Ещё в этом году я была первой в конкурсе красоты среди женщин Кадикёя. У меня образование первого уровня... Я также богата. В таком случае, почему ты не любишь меня? Если даже ты найдёшь красивее меня, то я уверена, что ты не сможешь найти богаче меня. В таком случае почему, почему я тебе не нужна?"
Асима

2
Письмо госпоже Асиме от Хасана

Да, красавица, я любил тебя. Однако, что значит любить? Знаешь ли ты это?.. Для каждого любовь различна. Это как наблюдения совершенно различных естественных характеров... Кто-то смотрит в глаза другого, иной на кожу. Некоторые смотрят на руки и ноги, кто-то на полноту или худобу, кто-то на рост, кто-то на бёдра. Однако, я... я смотрю на профиль... Ещё со школы у меня есть привычка: когда я разговариваю с кем-то, я придаю значение тому, какой у кого профиль. Например, когда я разговариваю с человеком, у которого профиль маленький, то я отождествляю его слова с лаяньем. Сколько есть человек в мире, у них всех есть профили животных.
Когда я прохожу через мост или сижу перед толпой в казино, я обращаю внимание на лица людей. Я ещё никого не встречал без профиля. Все люди входили в свои образы, люди надевали маски зверей... Одно стадо - собака, бык, коза, аист, лошадь, осёл, сова, орёл, курица, попугай, пчела, голубь, ворона, рыба, медведь, гусь, тигр - Божьи твари... Когда я был маленький, то с наивным и невинным интересом изучал теории физиогномики, они настолько повлияли на моё воображение, что я сам захотел побывать внутри альбома, иллюстрирующего басни Лафонтена. Например, приходит мой друг, я разочек взгляну на него: высокая красная феска, пёстрый костюм, блестящий галстук... Острый кончик носа... Пухлые руки подняты... Любитель поспорить, смелый... Посмотрев со стороны, что он собой представляет, я говорю про себя:
- Ох, вот это - петух...
Он подходит, держит мою руку, я смотрю на его феску, похожую на розовый гребешок, на его красное лицо. У него резкий голос с долгими нотами. Как будто он непрерывно поёт. После его ухода я встречаю другого человека. У него широкие челюсть и рот. У него кривые ноги. Тихонько говорит и смеётся, растягивая свои щёки. Я говорю:
- Утка, утка...
Я получаю удовольствие от своего открытия, успокоенный, ищу его крылья и хвост, я даже их нахожу наверху. В моей памяти есть профили известных людей, великих писателей, министров, депутатов, больших чиновников. Вследствие того, что я знаю их профили, я говорю слово в слово каждому, что они будут делать, на должностях новых министров. Вдобавок мои друзья говорят мне:
- Ты пришёл из прошлого, может ты был пророком...
Они думают, что я чудотворец. Нет, я всего лишь распознаю профили. Человек с ослиным профилем непременно ведёт себя, как осёл. Человек с львиным профилем непременно ведёт себя, как лев. Если в человеке есть какой-то профиль животного, то непременно он  имеет нрав того же животного. Человек с профилем быка никогда не может хитрить, плутовать и быть проницательным. Имеющий профиль осла упрямый, стойкий, с благородными мыслями; с профилем собаки - производит шум, показывает зубы; с профилем тигра - давит и не знает жалости; с профилем попугая - не останавливается, подражает; с профилем голубя - не стоит на месте, играет в любовной и мелодраматической комедии. С профилем лисы - всех обманывает. С профилем свиньи - ест, пьёт, веселится.
Женщины, так же, как и все мужчины, есть не что иное, как животные. У них также непременно есть профили животных. Полная, с большими грудями, погружённая в раздумье и степенная женщина, в полной мере корова. Женщина худая, вздорная, смуглая, некрасивая, но с красивыми глазами - коза. Самые красивые желтоголовые корольки, канарейки имеют профили курицы. Ни один из этих трёх профилей Вам не подходит.
Это было прошлым летом. В первый раз мы встретились друг с другом в Фенере. Я сразу же стал искать Ваш профиль, но не смог найти.
Я говорил:
- Ох, интересно было бы узнать, какой он?
Всматриваясь в твоё лицо и не находя профиль, я начал влюбляться в тебя. Поскольку у тебя не было профиля животного. Как у других людей, женщин, у тебя не было никакого профиля, никакого нрава животного, никаких инстинктов животного тоже не было. С некоторым сомнением я снова сказал:
- Я обманываюсь, у неё также есть профиль, но я не вижу его, я не распознаю его...
До нашего бракосочетания, в дни любви, у меня были очень долгие погружения в твоё лицо, я полагал, что возможны любовные кризисы. Нет. Я постоянно ищу твой профиль, но не могу определить, на кого ты похожа. Я любил тебя, когда не мог найти твой профиль. Вероятно ты меня тоже... С каким удовольствием мы прожили шесть месяцев. Разумеется, ты помнишь.
Но однажды утром... Ох, если бы я не встал раньше тебя... Встав рано, я сел у окна. Ты всё ещё спала. Я сказал:
- Это что за леность...
Ты поднялась, оделась, присела на своей кровати. Погода была немного прохладной. Растопленная печь ещё не нагрела комнату. Вдруг моё сердце начало сильно биться. Я как будто задыхался. Ты держала один из твоих лиловых чулок, упавших на твои туфли, пальцами твоей правой ноги. Ты подняла его наверх и одела, сидя на кровати. Для того чтобы поднять с места другой чулок, ты вытянула свою левую ногу. Я отвернулся, чтобы не смотреть. Да, красавица, ты пользовалась пальцами своих ног так же, как пальцами рук.
Я говорил:
- В середине двадцатого века, через сто тысяч лет после возникновения человека или эволюции...
...
Я дрожал. Я был болен. Ты не могла понять, что случилось, от удара, уложившего меня на месте. Когда мы лежали, ты потянула, держа пальцами своих ног, смявшуюся рубашку. Приняв её, я опять начал дрожать и сжимать свои зубы. Ты опять не поняла и сказала:
- Вероятно погода холодная, ты замёрз, вот...
Снова однажды утром ты сидела в кресле перед печкой. На твоих ногах не было чулок. Опять моё сердце сильно забилось. Пальцами ног ты открыла заслонку ещё не разогретой печки, ты полежала, не шелохнувшись, опять схватила заслонку. Потом опять пальцами ног ты играла с любимой кошкой. Ты ещё не надела свои чулки. Моё сердце затрепетало. Однако я стиснул зубы. Я увидел, что пальцы на твоих ногах длинные. Собственно говоря, они немного длиннее. Этими длинными пальцами ты схватила кошку под лапы и подняла её, как маленького ребёнка. Ты просто пользовалась своими ногами, как руками, даже ещё лучше, чем руками.
Я поднял свои глаза и взглянул в твоё лицо. В тот момент, столько времени проискав, я увидел твой профиль, который я не мог найти. Ты была обезьяной... Твой лоб узок, твой рот немного выступает вперёд. Твоя красивая, блестящая кожа не могла покрыть полностью этот твой обезьяний скелет. Особенно твои пальцы... Господи, помилуй... Также как у обезьяны, у тебя были третья и четвертая руки. Если ты ещё немного постараешься, то ты не только будешь брать чулки с пола, открывать заслонку в печи, поправлять одеяла и рубашки, держа, поднимать кошку, но ещё вдобавок, потренируясь этими длинными пальцами, ты сможешь кушать и играть на пианино. Тогда я стал избегать тебя. Впредь я не ложился в постель с тобой. Я считал, что я сам нахожусь в девственном лесу, я полагал, что сам сочетался браком с объектом из доисторических существ.
В двадцатом веке, в твоём теле, имелись доисторические мышцы, как у сегодняшних обезьян, использующих свои ноги по прозвищу руки, я убежал от несовершенных существ, то есть от тебя. Я удалился.
Одну из твоих ног, которые ты используешь, как руки, положи сейчас на своё сердце, и, таким образом, прими решение. Прав ли я, что уже не люблю тебя?..

Телеграмма Хасану от госпожи Асимы
- Срочная -

"Прочитав твоё письмо, я порвала его, я ненавижу тебя. Смотри не отправь мне ещё одно письмо. А то тебе будет плохо..."