Речь

Алла Арт
Смотрю сейчас на десятимесячную  внучку (не совсем, правда,  внучку, потому что все же это дочка племянника, а не моего сына), боже ж мой, как страстно она хочет говорить! Особенно, когда нас вокруг много и все разговаривают, общаются, прямо вся из себя выскочить готова, громко произнося все, что умеет, все свои слоги и все свое выразительное мычание, так уж хочет сказать что-то, свои пять копеек вставить в общий разговор! (Впрочем, так же страстно хочет пойти, отрывается от опоры, за то, чего держалась, падает, - прямо эх, пошла бы, но не умею еще!) Хочет поскорее человечком быть.  Смешная, забавная, прелестная… Вот написала, выскочить готова, а так и есть, потому что, когда она гневается, приседает, как бы пружинит - возмущается!

Когда мои собственные росли, все вокруг удивлялись, как много я с ними с самого их рождения говорю, с утра и до вечера общаюсь как с равными (так продолжалось и дальше, по мере подрастания, всегда на равных, даже бывало и лишку, забывалась  в болтовне, что не подружка я, а мама все же). Отвечала, а с кем мне еще разговаривать, если я одна с ними, - муж в вечных командировках, в частях да округах! Вот и «болтали» меж собой, книжки читали, картинки разглядывали.  Ну, а как иначе, с детьми НУЖНО разговаривать, как при каждом прикосновении, так и на расстоянии, готовя кашку, к примеру, не считать, что они не понимают речи, все они понимают, а не понимают, так  на ус мотают все равно!
Они потому наверно и сами заговорили рано, мои детки, чуть не с года предложениями, что не терпелось отвечать!


Первобытные люди  не умели говорить, речь наиважнейший навык ЧЕЛОВЕКА.
С ее помощью формируется сознание (это я вычитала!). И вообще все-превсе формируется. Мышление, не умеющий говорить и мыслить наверно не сможет, соображать! 
Звуки издавать и животные могут.  Но  умение произносить слова, складывать их в предложения дано только людям (не буду сейчас о дельфинах, которым что-то там приписывают, ну, и о человеческих отклонениях, таких, как немота, глухота, тоже не буду…).
И не только произносить слова вслух, а и про себя, внутри себя думать, это тоже речь. И писать умение, изложить на бумаге связный текст, тоже речь. (О том, что писать разучились, почерк свой формировать, а только стучим по клавишам, промолчу. А ведь как полезно писать простой ручкой, а еще лучше, канувшей в лета перьевой!)

Теперь страшное. О том, КАК мы говорим, КАК пишем.
ЧТО думаем, о том вовсе промолчу опять же. Промолчу и о вопиющей безграмотности (замечу, впрочем, за свою грамотность на сто процентов не поручусь, делаю ошибки, знаю, бывает, синтаксис страдает), когда обычных слов не понять, такие в них ошибки наделаны при письме, а все оттого, что книги не читаны, произнести их как-то еще можно, а вот написать, это задачка. А уж предложение составить и вовсе непосильный труд.
Что творится с устной речью! Даже не о косности говорю, а о том, как ее коверкают, какие только для связки речи (нет, не мат, я не про него!) не вставляются  лишние, не имеющие отношения к содержанию, слова.
Например:
грубо говоря;
как бы;
то есть;
да? –  словно не уверены, словно хотят подтверждения, одобрения;
понимаете? – снова неуверенность;
а она ТАКАЯ,  а он ТАКОЙ  (какая ТАКАЯ, какой это ТАКОЙ?)
Может, не все вспомнила.
А уж вот это вот меня просто бесит:
несмотря что,
потому ТО что.
- Вот это « ТО что» сплошь и рядом, надо и не надо, даже точнее будет сказать, не надо, уже и в официальных речах, а во всяких ток-шоу почти от  каждого слышится, выключаю сразу, опасаясь заразы.

Давайте беречь свой язык, свою речь.
Да. Нет уже древнегреческого, латыни и старославянского языков, и даже как в XIX веке мы не общаемся, но то, как мы сейчас говорим и как пишем, это ведь наследие, которое мы передадим следующим поколениям.
Что передадим? Сор.

P.S. Не претендую на наукообразность текста. Если верно выразилась!
Да, и за грамотность не поручусь! (смеюсь!)