Cпорная биография человека

Лев Золотайкин
        В книге «Доказательства Бога» известный американский ученый Фрэнсис Коллинз предложил для наглядности мысленно сжать историю и тогда «… события последних 4,5 миллиардов лет от формирования Земли до наших дней, спрессованные в одни сутки, выглядели бы так:
Земля образовалась бы в 00:01, первые живые организмы – примерно в 03:30, длительное развитие, в ходе которого возникли многоклеточные организмы, примерно к 21:00 дало бы кембрийский взрыв. Чуть позже вечером по планете стали бы разгуливать динозавры, а примерно в 23:40 они бы исчезли, открыв дорогу распространению млекопитающих.
Ветви приматов, ведущие к шимпанзе и к людям, разошлись бы на этой шкале всего за одну минуту и семнадцать секунд до конца суток, и за три секунды до него появились бы люди, анатомически подобные современным. Жизни современного человека среднего возраста соответствовала бы последняя миллисекунда (тысячная доля секунды)».
В этой виртуальной хронологии скорость, с которой мы, приняв за истину теорию эволюции, промчались от обезьяны до цивилизованного облика, как-то даже обидна для нашего самомнения.
Какие-то многоклеточные черви развивались семнадцать с половиной часов, а человек слепился за секунды.
Все-таки за почетным титулом – «венец творения» - хотелось бы видеть более легендарную биографию.
Тем не менее, предположения о «животном» происхождении человека  имеют давнюю историю. Еще в VI веке до нашей эры античные философы высказывали идеи о том, что человек образовался путем цепи превращений наиболее развитых животных.
А в 1871 году Чарльз Дарвин опубликовал тот самый капитальный труд «Происхождение человека и половой отбор», которым привел общество в сильнейшее негодование, утверждая родство человека и обезьяны.
Археологи и антропологи энергично копали землю в поисках останков человекоподобных существ, выстраивая популярную цепочку от вставания их на ноги до взятия в руки палки и превращения ее в каменный топор.
Цепочка все как-то не складывалась, не хватало разных звеньев, а многочисленные концы разветвлялись, образуя комок очень спорных нитей.
К поискам истины оказались привлеченными и многие соседние науки: генетика, медицина, климатология, природоведение, в общем, проблема интересует очень многих, и вот, например, какие подсчеты произвела статистика:
  - в период нижнего палеолита на изменения в самых примитивных изделиях ушло 50 тысяч поколений человекообразных существ;
- в среднем палеолите на малейшие усовершенствования кремневых ножей и топоров уходило 200-300 поколений;
- а вот путь от меча и щита римского воина до современного ракетного вооружения человек совершил буквально одним рывком, всего за 70 поколений.
Почему так увеличила скорость эволюция? Или это два разных процесса шли каждый в своем темпе?

Открытия археологов, исследования генетиков все дальше вглубь  тысячелетий уводят облик вполне современного человека и следы его удивительно разумной деятельности.
А из этих мифических далей людская память доносит легенды о том, что наша цивилизация имеет давнее высокоразвитое прошлое, что сотворение человека началось с незапамятных времен, когда спускались на Землю мудрые Учителя, которые передавали уже вполне сформировавшимся людям основы знаний и хозяйственных навыков.
И именно из этих корней растет действительно очень древний род современного человека, имеющий, как и положено, благородное прошлое и героических предков.
А эволюция человекоподобных существ шла своим отдельным путем. Вообще, они развивались очень сумбурно. В какой-то момент появлялись и широко расселялись более развитые особи, а прежние, отсталые еще долго жили рядом. А иногда значительное количество однотипных особей вдруг исчезало быстро и без остатка. И существуют реальные предположения, что более сильные просто поедали слабых.
История человекообразных как-то рассеивается во времени, оставляя множество спорных следов.
Восемь тысяч лет до нашей эры уже существовала уникальная культура Чатал-Хююка с населением современного облика.
С другой стороны потоком идут находки стоянок древнего человека с полным его пещерным набором: кострища, груды костей, ножи, топоры, копья, а из его останков антропологи воссоздают облик неопрятного, злобного существа.
Между этими образами пустота. Никак не находятся следы заветного, переломного периода, когда мычащее полу животное начало умнеть и хорошеть.

Наверное, одни из главных тайн в происхождении человека – это развитие или внезапное появление двух его феноменальных способностей: присущее только человеку  умение говорить, то есть обладание Речью, и работа удивительного, непостижимого аппарата – Мозга Человека, подобного которому нет ни у кого на Земле.
Мы так привычно и естественно разговариваем. Но почему мы произносим именно эти слова и даже складываем их в целые речи?
Мы рождаемся немыми, как же появляется способность говорить, почему в этом обучении почти все родители оказываются хорошими педагогами, а почти все дети – отличниками?
Оказывается, что для того, чтобы человек заговорил, ему потребовалась специальная гортань. Если у животных имеются изолированные каналы для дыхания и для приема пищи, то у человека разделительной перегородки нет. Это опасно, случайное попадание пищи в дыхательное горло может привести к удушью, но именно такое строение требуется для умения говорить.
Это опять из разряда удивительной предусмотрительности природы, которая немому еще человеку  построила речевую гортань.
А еще человеку для развития речи необходимо было принять вертикальное положение, и он послушно встал на ноги.
По мере углубления в суть механизма речи и работы мозга ученые обнаруживают все более тесную связь этих двух важнейших систем.
Профессор Татьяна Черниговская, глава «Межрегиональной ассоциации когнитивных исследований» (объединение наук, изучающих разум), в одном из интервью утверждает:
« … есть материальный мозг и представление, как он устроен. Дальше некий провал, дальше мысли. Как они из нематериального переходят в материальное совершенно непонятно. Пропасть. Что в ней происходит неясно. Но впечатление такое, что слова влияют на материю, что они творят вполне объективный мир, если таковой есть…
Самая моя большая претензия к мозгу сводится к следующему: он хранит понятия и слова во множестве мест. Как они там записаны – целиком? Или рассыпаны отдельные фонемы? Морфемы? Слова? Фразы? Что там хранится-то?! Мы даже этого не знаем!»
И дальше удивительное описание того, как ребенок осваивает язык:
« … Уже точно известно: ребенок – не магнитофон. Если бы он был магнитофоном, ему для овладения языком понадобилось бы лет сто. Ребенок не выучивает правила, он их создает заново. Делает максимально сложную работу из всех, какие можно себе представить. У него в мозгу есть потенциальная возможность изучить любой язык земли – ребенок не знает, где он родится.
- Будет он японцем или русским?
- Ничего не знает! Родившись в определенный язык, он должен его расшифровать. У него в голове некий «чип». С ним он дешифрует язык, в который попал (а ему никто ничего не объясняет), пишет в сознании виртуальный учебник, причем не идиотский, какой пишем мы, а свой собственный, другой. Здоровый ребенок справляется с этим примерно за полтора-два года. И эту сложнейшую работу мозг делает сам, и делает успешно – иначе ни один человек не говорил бы».
Если открыть интернет на понятии «мозг», мы обнаружим целую коллекцию его определений:
« … самый сложный биологический механизм, созданный природой, имеющий огромный потенциал, который никогда не будет раскрыт в полной мере…
… заранее готов ко всему, живет, как бы не в нашем времени, а в будущем, опережая сам себя…»
А еще там же масса любопытных фактов об особенностях мозга, вроде того, что сигналы в его системе достигают скорости 288 километров в час, расходуя при этом 12 ватт электроэнергии, меньше, чем лампочка в холодильнике.
Или такая обязанность мозга, как удержание нашего организма от губительных крайностей. Тело человека имеет 107 степеней свободы, не считая движений лица и внутренних органов. Страховать такую шаткую конструкцию от разболтанности и саморазрушения – сложнейшая инженерная задача.
Неизменяемая система – это треугольник. Квадрат уже имеет одну свободу и может перекоситься. А для устойчивости сооружения с несколькими степенями свободы требуется масса жестких связей.
Мозг не располагает никакими подпорками, он только непрерывно командует. В мозгу человека как бы сидят 107 шоферов с работающими моторами, готовые мгновенно включать и переключать скорости и тормоза. Мозг без конца дает кому-то зеленый свет, а сотню других – надежно держит на красном светофоре.
С торможением связано и сглаживание наших эмоций. Дай нам волю, мы бы без конца метались между хохотом и безудержными рыданиями. А мозг непрерывно соединяет и разъединяет множество связей, гасит наши нервные всплески.
И ночью мозг не спит, а стирает нежелательные очаги возбуждения из нашей памяти, сортирует наши поступки, глубоко прячет ошибки и волнения.
Вот еще один отрывок из интервью с Татьяной Черниговской:
« Я недавно … наткнулась на работы, из которых следует: картирование мозга показывает: мозг принимает решение примерно за 30 секунд до того, как вы об этом узнаете. Как в этом контексте обстоит вопрос со свободой воли, например?»
Тайна из тайн мозга, конечно, мысль. Что это такое, как она появляется – умная, глупая, неожиданная, гениальная?..
Мы ее, вроде, ухватили, развиваем, но она почему-то уходит в сторону, к неожиданным результатам.
Человек думает, мысли чередуются в голове и исчезают без следа. Но вот такие же мысли передаются на большие расстояния и почти мгновенно фиксируются в пункте
назначения, значит, что-то летит в пространстве, какие-то волны, которым хватает энергии преодолевать многие километры. А в нашем сознании каждая следующая мысль стирает предыдущую, но тут есть память и мысль можно восстановить, но это уже совершенно бесконечный процесс.
Или вот сеансы гипнотизера, когда он мысленно внушает, и люди становятся бесчувственными или, как роботы, совершают нелепые поступки.
При исследовании работы двух полушарий мозга оказалось, что разрыв связей между ними не влияет на умственные и функциональные способности человека.
Получается, что каждое полушарие – это как бы отдельная личность. То есть внутри мозга существуют два самостоятельных мира, а тогда, почему бы и не два обособленных тела, в одном из которых, невидимом, и находится наша душа.
А дальше можно вспомнить об идее параллельных миров, где уже живет наше будущее, и продолжает жить наше прошлое. Известно ведь множество рассказов о паронормальных чудесах, когда вдруг исчезали не только отдельные люди, но и целые автомобили, корабли, самолеты. И обратные случаи, когда на современной улице вдруг возникал растерянный человек в странной одежде и даже в стальных доспехах.
Ученые отмахиваются от таких рассказов, а энтузиасты-исследователи утверждают, что накопившаяся масса необъяснимых явлений – убедительное доказательство существующего разнообразия миров.
И НЛО не прилетают и не улетают издалека, а всегда рядом с нами, исчезая и возникая в невидимых дверях.
В общем, мозг человека – действительно волшебный гость из таинственного Мироздания.
Об одушевленности «умного мозга», о его тщательно организованной самозащите и самостраховке пишет основатель и бессменный научный руководитель Института Мозга Человека – Наталья Петровна Бехтерева:
«Что бы мы делали без них - просто думать не хочется! Каждая маленькая неприятность вызывала бы взрыв, аффект, каждое постоянное думание о чем-то – навязчивое состояние, не смытое ночной защитной волной… И сколько их еще защитных механизмов и механизмов самосохранения! Ведь каждый шаг в глубь мозга как бы открывает новые горизонты этих механизмов. Все они особенно важны для мозга с его почти астрономическим количеством клеточных элементов и связей между ними. Они, эти элементы и связи, если возникли на нашей планете и сохранились в веках, нуждались, по-видимому, в сохранении, защите. А если наш интеллект – явление инопланетное, во что я верю несколько больше, чем в земную эволюцию, то и тогда он нуждался в том же – в сохранении».
Книга Бехтеревой «Магия мозга» - это погружение в необъятный мир, неисчерпаемые возможности которого приводят исследователя в такой восторг, что совершенно естественно возникает убеждение в чудесном происхождении такого сказочного подарка человеку.
И это как бы перекидывает мостик к мистической, космогонической концепции сотворения мира и создания человека.
Мистики как раз и представляют мировую историческую драму, как грандиозное, одушевленное действо, как огромное поле разумного творчества.
Само создание Вселенной определило начало работы над широкомасштабными проектами: «Жизнь» и «Человек».
Космическому размаху осуществляемого замысла соответствовали миллионные периоды времени, затраченного на каждый шаг развития, и бесчисленные армии творцов, невидимых создателей всего сущего.
Мистическая история утверждает свою истинность наличием огромного объема информации, заложенной в легендарную память человечества, в мифы, сказания, легенды, верования – во все то, что веками хранилось и передавалось из поколения в поколение.
У всех народов это были, в общем, рассказы об одном и том же: о сотворении Мира великими, всемогущими Сущностями, Творцами, Героями, Владыками Вселенной, живущими в особых, невидимых мирах.
А потом Создатели устранились от явного вмешательства в земную жизнь, хотя контроль, в той или иной степени, наверняка сохраняется и скрытая корректировка земной истории, конечно, происходит.
Отдельный человек тоже сохранил потенциальные возможности контакта с потусторонним миром, но только на уровне своей астральной сущности: души, чувств, сновидений, состояний особой отрешенности от земных связей.
Подобные контакты происходят очень выборочно и дозированно. Лишь редкие личности достигают такого духовного совершенства, когда совершается переход в особое состояние ясновидческого прозрения и перед человеком развертывается бесконечный калейдоскоп всей истории сотворения мира. Или человек слышит Голос, и даже может вступать с ним в диалог. Или духовная составляющая человека оказывается как бы на экскурсии в заоблачных мирах.
Накопление всех этих свидетельств в соединении с древним историческим наследием и составляют основу мистического знания о развитии мировых процессов.

Просторы Вселенной бесконечны, все эти миллионы световых лет до какой-нибудь звезды представляют собой такие чудовищные расстояния, что уже не воспринимаются бытовым сознанием.
Наша Солнечная система – песчинка даже в собственной галактике. А такие же песчинки в дальних галактических туманностях представляют собой лишь логические предположения.
Мы, вообще, никогда не видим сегодняшнего неба. Свечения далеких звезд приходят к нам, как старые фотографии, рассказывающие о жизни, которая уже закончилась.
Так что, все наши представления, мысли, озарения и пророчества самых великих Посвященных – это только жизнь Солнечной системы, а дальше, лишь мечты и людская безграничная любознательность.
Но и та часть Вселенной, где мы находимся, опять же так громадна и загадочна, что человечество, со всем своим умственным потенциалом, стоит лишь на пороге ее познания. А за порогом – Невидимые Миры, и там ответы на все вопросы.
Потусторонние откровения происходят лишь в духе, без реальных подтверждений. И, конечно, каждый земной свидетель видит истину так, как это нужно небесным экскурсоводам, то есть в очень индивидуальном обрамлении.
Поэтому космогоническая концепция мистиков с трудом завоевывает признание, хотя и утверждает свои идеи довольно активно и масштабно.
История создания человека, как особая задача Вселенной, проходила на всех этапах становления Солнечной системы.
Эволюция Земли была организована в виде чередования эпох: полярной, гиперборейской, лемурианской, атлантической и нашей – арийской, в течении которых происходила концентрация созидательных сил, необходимых для решения очередных глобальных задач.
Одновременно, каждая эпоха становилась этапом эволюции человека, когда последовательно создавались основы его жизнедеятельности, такие, как кровеносная и нервная системы, органы чувств, когда строились особые миры существования человеческого духа, эфирные слои физического мира, миры желаний и мысли, когда рождался и развивался Разум, наконец, была заложена и прошла ступени совершенствования -  Речь.
Самым кропотливым и длительным процессом было формирование личности человека, его внутренней сущности, мира чувств и целой россыпи черт характера: доброты, отзывчивости, дружелюбия, злобы, мстительности и многого, многого другого, из чего собственно и складывается особый облик каждого человека.
Важнейшим этапом было решение как бы взаимоисключающей проблемы – бессмертия и смертности человека.
Смерть, как смена поколений, была необходимым условием динамичного развития общества. А бессмертие определяло смысл жизни человека: накопление опыта, обогащение чувств и разума.
Гениальным решением задачи стало создание невидимой духовной сущности человека и его бессмертной души.
Выполнив свое предназначение, тело человека растворяется в земле, а душа, со всем его духовным багажом, жизненным опытом и достижениями разума, поднимается в вечные потусторонние миры для устройства посмертной судьбы человека.

Но сотворение человека – это только часть огромного плана. Людская индивидуальность должна была существовать в переплетении бесчисленных связей с другими личностями, то есть быть составной частью огромного человеческого сообщества.
Семейные круги разрастались, объединялись в роды, племена, национальности, налаживались отношения с соседями. Обширные территории делились, объявлялись собственностью, образовывались зоны владения – княжества, царства, страны и, в конце концов, подвижная сеть границ поделила весь земной мир, превратив его в перманентное кипение дружеских или враждебных отношений между динамическими образованиями единых разумов, воль и энергий, вообще, всего набора качеств своей основы – отдельной личности - от любви и ненависти до стремления к разрушению или созиданию.
Борьба добра и зла была определена как источник бесконечной энергии человечества.
Другим мощнейшим стимулом стало неравенство людей по силе, уму, воле, честолюбию, целеустремленности. Именно эти качества выделяли наиболее активных людей, сплачивали их в инициативные группы, а уже в них выкристаллизовывался безусловный лидер – вождь.
Окончательно все это брожение вылилось в единую форму: государство и в его символ – монарх, с полным внутренним набором расслоений по труду, собственности и власти.
И бесконечный механизм борьбы развернулся на широких полях международных отношений.
Жизнь на земле не стала идиллией. Загремели войны, и сила оказалась решающим аргументом спора, а победа – утверждением истины.

Создатели, прекратив непосредственные контакты с людьми и пустив человечество как бы в свободное плавание, тем не менее, осознавали необходимость ограничения беспредела. Для этого был нужен безоговорочный Закон, не знающий границ и обязательный для всех без исключения, от властелина до самого ничтожного существа.
Такой общечеловеческий авторитет был установлен в виде Религии и ее ослепительного, непознаваемого символа – единого Бога.
Эта власть стала абсолютной и непоколебимой, потому что ее воле были подчинены главные тайны жизни человека: неизбежность смерти и посмертное воздаяние.