Писатель Маленький

Владимир Голдин
            
                Владимир Голдин

            ПИСАТЕЛЬ МАЛЕНЬКИЙ

            В 1928 году в Свердловске, в редакции газеты «Уральский рабочий», появился новый сотрудник – Алексей Георгиевич Попов (псевдоним Маленький, 1904-1947 гг.)

Молодой журналист быстро завоевал себе признание хорошего очеркиста. В редакции не сидел, а больше находился в разъездах по территории громадной Уральской области. Его привлекал север. Корреспонденции в отдельные месяцы шли от Маленького потоком: то из глухого леспромхоза, то с реки Вишеры (только в феврале 1932 года в «Уральском рабочем» было опубликовано восемь его больших очерков). И названия были броские, привлекательные: «Лес трещит», «Галстук из реек», «Вишера улыбается» и т. д. Подолгу жил Маленький в поселке Ис.

Его очерки читал и высоко ценил первый секретарь Свердловского обкома партии Иван Дмитриевич Кабаков. И совсем не случайно Попов-Маленький был избран делегатом на первый Всесоюзный съезд писателей от Свердловской областной организации.
            
Откуда же появился столь плодовитый и опытный писатель, за короткое время потеснивший многих аборигенов?
            
Алексей Попов родился в Барнауле в семье мелкого торговца, державшего буфет на пароходе. Еще в гимназические годы Алексей увлекся литературой. В 16 лет он оказался в рядах комсомола, а затем и партии. Никакого мировоззрения он, конечно, тогда не имел, его увлекала кипучая работа и возможность выдвинуться, сделать карьеру. Это ему удалось.

Попов возглавил сначала районную, а затем и общегородскую комсомольскую организацию, стал членом губернского комитета, работал в Сиббюро ЦК ВЛКСМ. В 18 лет редактировал краевую комсомольскую газету. Но его постоянно тянуло в среду артистов, журналистов, поэтов. Это кончилось тем, что его на год исключили из ВКП (б) с формулировкой: «за неправильное расходование средств по смете». В это время Попов приобретает псевдоним Маленький.
            
Журналист много путешествует по Восточной Сибири, плавает по реке Лене, публикуется в журнале «Настоящее». Маленький стал в Новосибирске популярным очеркистом. Его назначают заместителем редактора областной молодежной газеты. Затем, с 1924 года, он работает в газете «Советская Сибирь». Но в обыденной жизни Алексея все глубже затягивала богемная среда, в которой непременным гостем был Бахус. Его увольняют из газеты. Он покидает Сибирь и едет на Урал, в Свердловск.
            
В 30-е годы им были опубликованы: «Магнитогорск» - книга очерков о людях, строивших Магнитогорский металлургический комбинат; «Лес трещит» - о лесозаготовителях; «Новый материк» - книга-очерк о северной реке Печере; «1905 год» - отрывки из «Истории Надеждинского завода». Сама история этого завода публиковалась в журнале «Штурм». Отдельной книгой под названием «Соседи» изданы две повести. Кроме того, Маленький публиковал очерки и рассказы в газетах Урала и Сибири, в литературных журналах и альманахах. В целом получается не малый литбагаж.
            
Областное руководство ценило его труд. Для творческой работы писателю выделили отдельную дачу на озере Шарташ. Появились, как водится, завистники.
            
Однажды летом группа молодых литераторов после купания заглянула в гости к Алексею Георгиевичу. Радушный хозяин казенной дачи решил угостить коллег пивом. Тогда было сложно с этим напитком, но для партийных чиновников и близких к ним людей были специальные распределители, в которых всегда было пиво, и соленые сухарики к нему.

Себе Алексей Георгиевич налил в кружку, напоминающую кувшин, а когда поднял свою емкость, то вдруг заиграла музыка. Литераторы были удивлены необычной «забугорной» штуковиной. Хозяин пояснил: «Кружка немецкая. Такие свободно продаются в Германии. На Урал попала с какой-то оказией».

И добавил: «Наверно немцы сейчас тоже сидят, пьют пиво и кричат «Хайль Гитлер…».
            
Пришел 1937 год. Без лишнего шума арестовали и расстреляли И. Кабакова, зато с большим триумфом в местной прессе ликвидировали представителей правых на Урале. Среди них оказался и писатель Алексей Георгиевич Маленький.
            
Ему предъявили обвинение в пропаганде фашизма, ведь он кричал со слов доносчика: «Хайль Гитлер!», а слово - не воробей, вылетело – не поймаешь, да еще поданное с идеологической подоплекой.
            
А. Г. Попову определили десять лет лагерей.
            
Через три года отсидки под Улан-Удэ Алексей Георгиевич написал кассационную жалобу. Бумагу рассмотрели, и прокурор отметил отсутствие состава преступления. Дело отправили на доследование.

Вызвали свидетелей, которые определили невиновность А. Попова.

Но один из них (фамиля известна, руководитель областной писательской организайии, но не будем её называть, она не достоина рекламы), что выступал по делу еще в 1937 году, настаивал на своем понимании случившегося. Вывод: виновен, контрреволюционер, антисоветчик.
            
Заявление А. Г. Попова оставили без последствий. Перевели из Южлага в Воркуту, где он прошел еще семь кругов ада советских лагерей.
Однако вопреки всем превратностям судьбы Алексей Маленький продолжал свои литературный труд. Его жажду к творчеству не сломила каторга. Будучи в заключении Алексей Георгиевич написал роман "Покорители тундры" и по частям передал его на волю.

Умер А. Попов (Маленький) за три дня до освобождения – 26 августа 1947 года. Ему было 43 года.
            
В конце жизни Алексею Георгиевичу улыбнулось счастье; врач лагерной клиники Мария Исааковна Архангельская родила ему дочь, о чем записано в книге гражданских актов Абезьского поссовета Коми АССР.

После реабилитации писателя, в 80-е годы Мария Исааковна опубликовала его посмертный роман.

Так сложилась жизнь писателя Маленького: бурная, насыщенная событиями в юности, творчески интересная в зрелые годы, трагическая в конце. Но прошла не напрасно.