Сфинкс

Вартан Крикоров
У меня по соседству живет интересный и интеллигентный человек. Иногда по выходным, когда у нас обоих есть свободное время, я прихожу к нему в гости, чтобы поиграть в настольные игры.
Моего соседа зовут Марк, он предпенсионного возраста, вдовец, и живет один с котом. Кот у него необычный, совершенно без шерсти – лысый, из породы сфинксов и, собственно, так хозяин его и прозвал.
 
У этого кота необычайно умные глаза, и когда я прихожу в гости и зову его, чтобы поиграть, мне кажется, что Сфинкс очень внимательно слушает меня, словно человек, неотрывно глядя прямо в глаза.

Однажды я принес ему кусочек колбасы, но он даже не притронулся к ней, а надменно прошел мимо. Кот очень привередлив в еде и питается только дорогим кормом, который покупает ему Марк.

Хозяин так любит своего питомца, что не жалеет средств на его комфорт. Марк купил для кота специальный домик с площадкой, лежанкой, гамаком, когтеточкой и с целым рядом добавочных устройств. Он сшил ему особый головной убор – клафт, который носили египетские фараоны.

Это полосатый платок – синий с золотом,  сплетенный в узел сзади и с двумя длинными баковыми фалдами, вырезанными полукругом и спускающимися на плечи. Платок покрывает всю голову, оставляя уши открытыми.
Марк надевает его на Сфинкса обычно по праздникам или во время визита важных гостей. Также кот регулярно посещает ветеринарную клинику, где ему делают все рекомендованные прививки.

Когда мы с его хозяином сидим за столиком и играем в шахматы, кот торжественно запрыгивает на подлокотник его кресла и оттуда наблюдает за ходом наших партий. Интересно, что иногда он будто подсказывает хозяину, куда сделать ход: то пешку подвинет на одну клетку своей лапой, то короля, если Марк долго не делает хода, и что удивительно, мой соперник всегда дублирует эти ходы вслед за своим питомцем.

– Вот это да! Ученый кот? Значит, я играю против команды? –  пошутил я однажды.

– Да нет, конечно. Сфинкс просто секундант, – после некоторой паузы отшутился Марк.

– Это наверное специальная дрессура? – с недоумением спросил я.

– Таланту научить нельзя! – сострил хозяин кота.

Кот с интересом наблюдает, как мы передвигаем фигуры на доске, и мне иногда кажется, что меня дурят. Если Марк делает ошибочный ход, то Сфинкс непременно начинает фыркать.

Шахматные фигуры у моего соседа декоративные – из янтаря, и ими очень приятно играть. И вообще, Марк очень любит собирать редкие вещи, и вся его квартира обставлена различными раритетами: красивыми статуэтками, чудными вазами, а в зале на стене красуется старинная сабля.

Да и сам мужчина обладает довольно редкой и интересной внешностью: заостренное лицо, тонкие, выразительные черты лица, аккуратная седая бородка и прекрасные густые волосы с проседью. Его маленькие глаза заслонены стеклами очков. А профиль и фас уравнены духовным балансом.

Сразу видно, что мой соперник человек очень осторожный: все свои ходы он тщательно продумывает, тогда как я – наоборот, зачастую играю по принципу «шашки наголо».
Мы уже сыграли около двадцати партий в шахматы, но мне ни разу не удавалось обыграть Марка. Я решал шахматные задачки, играл с другими соперниками, тренировался в интернете, но результат всегда был один – мое поражение.

И вот, однажды я сделал для себя вывод, что вся тактика Марка строится на умелой защите. Он почему-то первым никогда не атакует, а ждет, когда это сделаю я, и в процессе наступления потеряю какую-нибудь фигуру. Тогда он получает численное преимущество, а в последующем за счет грамотного размена фигур доводит партии до побед.
После таких размышлений, придя к нему в гости снова, я решил не действовать так опрометчиво, как раньше, а начал делать нейтральные ходы, выбрав выжидательную тактику.

В этот летний день за окном стояла неясная погода, и было очень душно. Температура воздуха была запредельной – под сорок градусов Цельсия. Все вокруг требовало дождя и живительной прохлады. Все небо было затянуто черными тучами, то тут, то там, где-то неподалеку сверкали молнии, и гремел гром, но время шло, а дождь никак не начинался. Атмосфера была накалена до предела, и напрашивался вопрос: «А будет ли вообще дождь?

Наша партия затянулась на долгое время, и в какой-то момент, когда мне уже казалось, что все идет к ничьей, мой соперник сам пошел в атаку и допустил роковую ошибку, "зевнув" ладью.
Получив ощутимый численный перевес, я не растерялся, а стал умело подбираться к вражескому королю. Через некоторое время я «запер» короля – ему некуда было бежать, и мне осталось сделать всего лишь один ход и банально поставить сопернику шах и мат.

Марк, видимо, очень не любит проигрывать. Я никогда не видел его таким растерянным. От отчаяния он весь побагровел: уши и щеки налились краской. Он насупился, перестал шутить и продолжил игру в молчании, чувствуя приближающееся поражение.
Каждая черточка дрожала на его совсем исказившемся лице.

Я же, наоборот, с большим нетерпением предвкушал свою первую победу, потирая руки, ведь всегда был очень азартным и переживал, что никак не могу одолеть соперника.
И тут Марку на помощь пришел кот, который, как обычно, с интересом следил за ходом партии. Неожиданно для меня, ни с того ни с сего, он прыгнул на доску, и все фигуры разом упали на пол.

– Вот же мошенники! Да он с тобой заодно, – громко и с досадой закричал я.

– Значит, не судьба, – буркнул, ехидно улыбаясь,  Марк, собирая с пола фигуры.

Ходы мы не записывали, и поэтому восстановить по памяти расстановку фигур на доске мне не удалось. И я очень возмущенный выскочил из квартиры Марка, хлопнув громко дверью.

В это день долгожданный дождь так и не пошел, и у меня в душе остался неприятный осадок: «Вот же хитрец, Марк, как меня обманул. И как кота можно научить игре в шахматы?» – удивлялся я. Поведение Сфинкса мне казалось шокирующим и даже чем-то инфернальным.

Как оказалось позже, несколько фигур от падения поломались, и в шахматы мы с Марком после этого случая пока больше не играли. Но зато вскоре мы начали играть с ним в нарды, и в этой игре уже я имею перевес по победам.

Честно говоря, и здесь я ожидал какого-то подвоха, но Сфинкс, к моей радости, как оказалось, нардами почему-то не интересуется, и во время наших сражений обычно величаво возлегает на перине у себя в домике, глядя на нас с усталым равнодушием. Видимо, хозяин его этому пока не научил, или, может быть, он любит только высокоинтеллектуальные игры, какими считает шахматы.