167. В. Агошков. Ефратово-Тросна тожь. ВВ. Лесевич

Василий Иванович Агошков
167. В.Агошков. Ефратово-Тросна тожь.

ФИЛОСОФ
Владимир Викторович ЛЕСЕВИЧ

Встречается среди владельцев крестьян Троснянского края и фамилия Лесевич.

В Интернете мы обнаружили русского философа но-вопозитивистического направления В.В. Лесевича. Он род. в 1837г. в селе Денисовке Лубенского уезда Полтавской губернии. Учился в Ки-евской гимназии, затем в Санкт-Петербургском инженерном училище.

Прослужив около трёх лет на Кавказе, где ему приходилось уча-ствовать в сражениях против горцев, Л. прошёл курс aкадемии гене-рального штаба, но вскоре оставил службу. Основанная им на родине школа для крестьян вовлекла его в продолжительную борьбу с училищ-ной администрацией. В 1879-88 гг. обстоятельства заставили Л. про-жить вне Петербурга (Енисейск, Красноярск, Казань, Полтава и Тверь). В настоящее время он участвует в "Русском Богатстве".

 
Первые работы Л. ("Очерк развития идеи прогресса", в "Совр. Об." 1868, 4 и 5; "Философия истории на научной почве", в "От. Зап." 1869, 1; "Позитивизм после Канта", там же, 4; "Общие геологические вопросы и их решение", там же, 1870, 7; "Новейшая литература позитивизма", там же, 1870, 12; "Эмиль девятнадцатого столетия", там же, 1871, 5; "Характеристические черты развития философии и науки в средние века", в "Знании" 1873, 10 и 12; "Первые провозвестники позитивизма", в "От. Зап." 1873, 12; "Классики XIV и ХV столетий", там же, 1874, 12; "Как иногда пишутся диссертации", там же, 1875, 1) стоят на почве контовского позитивизма фракции Литтре и Вырубова, и только "Опыт критического исследования основоначал позитивной философии" (СПб., 1877) обнаруживает в Л. стремление развить дальше контовские основоначала. Последователи Конта, по мнению Л., остановили развитие позитивной системы.

Высшую стадию позитивизма Л. видит в научно-критической философии, или критическом реализме, представителями которого яв-ляется целая плеяда германских новокантианцев (Авенариус, К. Ге-ринг, Риль и др.). Преобразованный в духе критицизма и достигший полной зрелости позитивизм, переходя в критический реализм, стано-вится такой научной философией, которая вполне соответствует со-временному развитию науки и обладает всеми средствами для полно-го осуществления и ясного формулирования своих гуманистических стремлений. Черты этой научной философии ближе обрисовываются Л. в "Письмах о научной философии" (СПб., 1878) и в этюде: "Что такое научная философия?" (СПб., 1891).
 
Ей предстоит раскрыть необходимость перемен во всех сферах жизни, возбудить вкус к изучению вопросов, способствующих челове-ческому благу, но заслоняемых теперь пустым многознанием, и по-влиять на устранение в области общественных отношений преоблада-ния традиции и рутины. Л. написал несколько статей по буддизму: "Буддийский нравственный тип" ("Сев. Вестн." 1886, 5); "Новейшие движения в буддизме" ("Рус. Мысль" 1887, 8); "Религиозная свобода по эдиктам царя Асоки Великого" ("Вопросы Филос." 1889, кн. 1).

Другие его статьи философского содержания вошли в состав книги: "Этюды и очерки" (СПб., 1886), где помещены также статьи ис-торико-литературные. Труды Л., выходившие отдельными изданиями, вызывали оживлённую полемику. Особенно ожесточённый тон приня-ла она по поводу "Опыта", на который напали Е.В. де-Роберти (де-ла-Серда) и П. Ткачёв (П. Никитин).

Иначе отнеслись к нему К. Кавелин и А.А. Козлов. Сам Л. не оставался в долгу перед своими противниками и резко, не без остроумия и лёгкости, нападал на враждебные направ-ления. Подробную библиографию трудов Л. до 1891г см. в "Материалах для истории философии в России" ("Бояр. Философия", 1891, кн. 8).
Я. Колубовский. {Брокгауз}. //Материал того времени мы не правили и не приводили его в соответствие с днём сегодняшним..//
*

В своё время советская власть много говорила о философах Марксе- Энгельсе- Ленине и Сталине, а о Владимире Лесевиче почти не вспоминали. Судя только по названиям работ, он был способным философом, ратовал за «перемены во всех сферах жизни», ведущих людей к «благу». Но что мешало этому? «Пустое многознание», «преобладание традиции и рутины»...

Большевики в 1917 году тоже отказались от многовековых традиций, начав счёт истории с себя…

(С) В.И. Агошков.