173. В. Агошков. Ефратово-Тросна. 1919 год. 1

Василий Иванович Агошков
173. В.Агошков. Ефратово-Тросна. 1919 год, часть 1

1919 ГОД.
РАЗГРОМ ДЕНИКИНЦЕВ У СОБОРОВКИ

21 января 1919 года Кромской уездный съезд Советов, приветствовал «энергичные мероприятия в деле создания мощной Красной Армии, которая сумеет справиться с нашими клас-совыми врагами империалистических стран, и тем самым при-близить мир всего мира». 2 февраля этого же года крестьяне Никольской волости Кромского уезда собрались на митинг, на котором высказались в поддержку Советской власти, помощи Красной Армии и организации партъячеек. Доклад сделал тов. Гамаюнов.

22 февраля общее собрание Воронецкой волостной ячейки РПК(б) постановило провести «День красного подарка» для Красной Армии, назначенный на 23 февраля. Собрание решило войти в контакт с местным кружком любителей драматического искусства, организовать при помощи ячейки 2-3 платных спектакля и «всю вырученную сумму препроводить в Кромской комитет партии на Красную Армию».

На спектакле планировалось сделать «кружечный сбор». Ответственными за проведение спектакля назначались В.А. Ми-халёв, О.Н. Кузин, Н.А. Шестирнёнков, а также Семён Матвеевич Трофимов. Поскольку имя и отчество Трофимова названы пол-ностью, можно судить о том, что он был одним из самых уважаемых людей в селе.

Во времена моей работы директором Гнилецкой школы я знал директора Воронецкой школы по фамилии Трофимов.

13 марта Орловский губкомпарт объявил всех коммунистов Орловской губернии мобилизованными, которые должны быть «немедленно вооружены». 27 марта съезд Советов Воро-нецкой волости выразил «полное доверие центральной власти, а в особенности Российской Коммунистической партии во главе с вождями мирового пролетариата тов. Лениным и др.

Съезд Советов вынес порицание дезертирам и призвал их вернуться в ряды Красной Армии, в противном случае «им место в среде белогвардейцев». В апреле, из Кромской комсо-мольской организации поступило письмо в уком РКП(б) с прось-бой отправить на фронт группу комсомольцев.

Мы перечислим этих шестерых человек, состоящих «в организации сочувствующих коммунистам», поскольку могли они быть из Троснянского края: Святский Андрей Андреевич, Серёгин Иван Нестерович, Корягин Виктор Петрович, Козлов Иван Петрович, Козин Иван Иванович, Кочергин Григорий Евграфович.

9 мая Кромской уком РКП(б) сообщал губкому партии о проведённой мобилизации 25% коммунистов, а на следующий день общее собрание Кромской организации РКП(б) нашло необходимым создать коммунистический отряд особого назначения и решительно бороться с дезертирством. 24 августа Орлов-ская губерния была объявлена на военном положении, а через два дня Кромской уревком доносил в губревком о своей дея-тельности. В частности, было сказано, что «высылаются дозоры в районе города и некоторых пунктах, как Дьячье, Тросна, уста-навливаются конные разъезды.

Так что вновь, как и несколько веков назад, троснянский край становится пограничным.

2 октября в газете «Известия» появилась статья «Набат», призывающая рабочих и крестьян на борьбу с Деникиным. «Банда Деникина, – говорилось в статье, – вторглась в пределы Орловской губернии, угрожает городам Малоархангельску, Лив-нам, Ельцу, Кромам и самому центру губернии – гор. Орлу. Для жителей Орловской губ. наступил грозный момент – или быть порабощёнными и попасть снова в кабалу к помещикам и бур-жуям, или сплотиться всем трудящимся и дружно дать отпор на-ёмникам капитала – белогвардейцам...»

4 октября командарм 13-й армии телеграфировал командующему Южным фронтом о том, кто «противник проявляет большую активность своими бронемашинами на шоссе Фатеж-Кромы, на что ответить противодействием нет возможности из-за отсутствия бронеотрядов». Деникинцы по Троснянскому краю прошли, видимо, без больших помех, а у деревни Гостомли их встретили бойцы Красной Армии. В донесении начальника 9-й стрелковой дивизии говорится о том, что «все остатки дивизии брошены в наступление, уже третье сегодня...»

Если верить «воспоминаниям ветеранов», то они в составе отряда воевали с врагом то под Тросной, то под Гостомлей, кто-то оказался в окружении. Но сведения эти противоречивы, так как кто-то из бойцов отряда оказался затем в Кромах.
В этот момент погиб лидер большевиков А.И. Козин. Ро-дился он в соседнем городе Фатеже Курской области. 27 октяб-ря Южный фронт телеграфировал С.М. Будённому об освобож-дении городов Кром и Дмитровска доблестными войсками 14 армии.

Но территория края ещё находилась какое-то время под властью деникинцев.

В обстоятельной книге «Разгром деникинцев под Орлом и Кромами», составителем, а фактически автором которой стал преподаватель ОГПИ (сейчас Орловский государственный университет) С.Т. Минаков, рассказывается о том, что 30 октября в Шарыкино (ныне Кромской район) в штабе Латышской стрелковой дивизии собрался совет под руководством командарма 14 армии И.П. Уборевича, с участием Ф. Калныня, П. Павлова, В. Примакова, Г. Орджоникидзе, комбригов.

Коман-дир «червонцев» Примаков предложил осуществить рейд по ты-лам Корниловской дивизии. С этой целью было решено про-рвать белогвардейский фронт в районе населённых пунктов Чернь- Чернодье, в стык Дроздовской и Корниловской дивизий, силами 1 и 2 бригад Латышской дивизии, а в образовавшуюся брешь направить только что сформированную Червонноказа-чью дивизию Примакова.

Наступило утро 3 ноября. Шёл сильный снег. Части 1 и 3 латышских бригад сосредоточились около Черни и Чернодья. Солдаты в маскировочных накидках, без выстрелов, штыками обеспечили прорыв. Выдавая себя за дивизию генерала Шкуро, «червонцы», имевшие 1500 сабель, 32 пулемёта на тачанках, 6 орудий и другой необходимый запас снаряжения для боя, пере-одетые в белогвардейское обмундирование, за 4 дня, с 3 по 6 ноября, прошли 120 км. Были уничтожены тыловые части противника, обозы, боеприпасы, снаряжение в Фатеже и Понырях, взорваны железнодорожные пути в нескольких местах.

см. ещё

(С) В.И. Агошков.