Этические нормы Эпикура

Феликс Тягунов
На мой взгляд, в статье д.ф.н. Гумницкого Г.Н. «Покорность неразумна», ЭФГ № 28, июль 2006 г: содержится критика христианской этики в целом, а не ее «православной» ветви, как это анонсировано редакцией в «теле» статьи. Ведь, десять христианских заповедей одинаково входят в катехизис и католиков, и протестантов, и «православных» христиан. Да и сама критика основывается на категорическом императиве Канта одинаково применимом ко всем христианским конфессиям.
Но это не главное, что хотелось бы сказать в связи с затронутой в статье темой. Автор статьи справедливо отмечает «негативный» (от латинского слова nego – отрицаю) характер христианской этики, сводящейся к определенному числу  моральных запретов-заповедей (согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» Даля, одно из значений  глагола «заповедать» означает «запрещать»), но при этом не указывает  альтернативную «позитивную» этическую программу. А такая жизнеутверждающая программа была известна уже в античные времена – это советы-наставления Эпикура (342-270 гг. до н.э.)
Вот их содержание в редакции, представленной в книге А.Яковлева «Ступени»:
1. Всегда работай.
2. Всегда люби.
3. Люби жену и детей больше самого себя.
4. Не жди от людей благодарности и не огорчайся, если тебя не благодарят.
5. Наставление вместо ненависти, улыбка вместо презрения.
6. Из крапивы извлекай нитку, из полыни лекарство.
7. Нагибайся лишь затем, чтобы поднять павших.
8. Имей всегда больше ума, чем самолюбия.
9. Спрашивай себя каждый вечер: что ты сделал хорошего?
10. Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе – полную бутылку, в саду – свежий цветок.
Эти этические нормы, как можно видеть, настраивают человека на выработку собственной активной жизненной позиции и, несомненно, содержат гораздо большую пользу для него самого и для общества в целом, нежели церковные «заповеди», сформулированные избранными богом «господами» для послушания явных и духовных «рабов» и новообращённых «язычников».

Феликс Федорович Тягунов, Москва, 31.07.2006

Напечатано в «Экономической и философской газете», № 32, август, 2006 год. Сайт: www.eifg.narod.ru