Новые символы военно-патриотического воспитания

Николай Губин
   Работая над историей марша ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ, я невольно погружался в  изучение истории российской военной музыки,  в вопросы патриотического воспитания русского солдата и офицера в канун Первой Мировой войны. И открывались мне такие глубины русского духа, о высокой красоте которых я даже и не подозревал. Казалось бы, какая связь между этими двумя понятиями? Оказывается - прямая.
Прежде чем подробно описывать этот процесс, определимся с терминами.
Патриотизм, это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Военно-патриотическое воспитание – это составная часть патриотического воспитания, направленное на формирование у граждан готовности к военной службе как особому виду государственной службы.
Теперь немного истории.
Выстрелы в Сараево, прозвучавшие 28 июня 1914 года, буквально раскололи историю России надвое. После небывалого подъема, вызванного в обществе трехсотлетием Дома Романовых, начался неудержимый спад, приведший  к краху династии и предательству интересов страны буржуазной революцией. Известно, что отличительным признаком Российской Империи была не колониальная эксплуатация, а взаимовыгодное сосуществование равноправных народов, держащееся на уважении общих нравственных ценностей.
Накануне войны в 1913 году выходило 916 газет и 1757 журналов на 35 языках народов империи и мира, что никак не вяжется с понятием «Тёмная Россия». В 1908 году было введено всеобщее бесплатное начальное обучение и ежегодно открывалось около 1 000 новых школ, уже в конце 1914 года насчитывалось 123745 начальных учебных заведений, из них более 40 000 православного исповедания, это весьма способствовало воспитанию патриотизма в духе «за Веру, Царя и Отечество» и повышению общей грамотности населения .
Конец 19 века и начало 20 характеризуется подъёмом верноподданнических чувств и в военной сфере государства, поэтому патриотическое воспитание населения более всего было сосредоточено в военной сфере.
Военные учебные заведения России представляли собой чёткую систему по подготовке будущих офицеров духе любви к родине. На 1914 год в России функционировало 24 кадетских корпуса, не считая училищ и академий – по 4 в Москве и Петрограде и по одному в других крупных городах. Для сравнения: во Франции и Италии действовало по 3 кадетских корпуса, в Англии – 2, в Германии ни одного, в Румынии   1. Только в российских кадетских корпусах преподавались музыка и танцы, что отмечено всеми исследователями (певец Собинов также окончил 2-й Московский кадетский корпус). Иностранные историки отмечали высочайший уровень культуры русских офицеров, знавших каждый по 3-4 иностранных языка, великолепно танцующих и отлично разбиравшихся в любых сферах знаний, в том числе и музыке . Исходя из вышеперечисленного, становится ясно, что патриотическое воспитание русского солдата и офицера накануне Первой Мировой войны имело очень развитую систему, мощную государственную поддержку и прочные традиции.
 Россия не участвовала в Балканских войнах, но, поддерживая позицию славянских государств, направляла на театр военных действий добровольческие отряды. Многие деятели культуры и искусства, двигаемые патриотическим порывом, создавали великолепные произведения искусств. К примеру, Василий Агапкин, бывший в то время музыкантом оркестра в 7 запасном кавалерийском полку в Тамбове, сочинил марш «Прощание славянки», которому суждено было стать новым символом отечественного патриотизма. И с августа 1914 года этот  марш «не смолкал на перронах» по всей громадной России, давая мощный заряд высоких патриотических чувств солдатам,убывающим  на фронт.
Сегодня вся Россия собирает деньги на установку памятника Агапкину, который планируется открыть на его малой родине, в деревне Шанчерово Рязанской области.* И движет людьми конкретная любовь к его творению -маршу "Прощание Славянки", способному пробуждать в них лучшие патриотические чувства. В простоту этой мелодии слилось всё - жизнь и смерть, страдание и вера, любовь и разлука. Недаром все духовые  оркестры страны на протяжении  многих лет исполняют этот марш в особо торжественных случаях. По традиции именно "Прощанием Славянки" сопровождается отправление поездов и пароходов, он звучит при спуске корабля на воду, на военных парадах.
В МОСКВЕ на Белорусском вокзале недавно открыли памятник маршу "Прощание славянки" Авторами памятника стали архитектор Василий Данилов и скульпторы Сергей Щербаков и Вячеслав Молокостов. Теперь пассажиров поездов, которые будут прибывать на Белорусский вокзал Москвы и отправляться с него, будут провожать и встречать звуки знаменитого марша Василия Агапкина. Министр культуры РФ Владимир Мединский на церемонии открытия назвал марш ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ «главным военным маршем России, уникальным явлением, песней, которая связала поколения».
Скоро выходит в свет  бесценная коллекция из жемчужин батальной музыки, собранных отечественной оркестровой службой за триста лет своего существования. Среди них – обработка всенародно любимого русского военного марша ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ,бережно выполненная мастером инструментовки Леонтием Дунаевым.
 От Петровских времен и до наших дней военные оркестры, будучи элементом боевого обеспечения, одновременно  выполняли функции носителя и хранителя национальной песенно-маршевой культуры. Столь богатой традиции боевых песен и военных маршей нет, пожалуй, ни в одной армии мира.
   Опыт двух мировых баталий показал, что участие в современных войнах многомиллионных масс, возросшее боевое напряжение, широкое применение боевой техники повысили значение в бою морального фактора. Поэтому военный марш продолжает широко применяться в строевой,  боевой и психологической подготовке войск, при проведении общественно-церемониальных и культурно-массовых мероприятий.
      На  компакт-диске представлены марши, из различных эпох – как старинные, так и современные, и каждый из них – настоящий шедевр, проникнутый духом Победы. Вот почему альбом окажет неоценимую помощь в деле военно - патриотического воспитания.
   Смею надеяться, такая музыка в исполнении мастеров Центрального военного оркестра Министерства обороны российской Федерации, безусловно найдёт горячий отклик в  сердцах моих читателей.


Липецк
2014 год


      *Благотворительный  фонд   по  установке    памятника  Агапкину В.И. на родине  в  деревне Шанчерово

ОГРН № 1116200001356   ИНН6208990012   КПП 620801001
Рязанская область, Михайловский район, д. Шанчерово, д. 9


Основной целью  Фонда является  аккумулирование добровольных пожертвований и направление их на возведение памятника  Василию Ивановичу Агапкину – автору знаменитого на весь мир марша «Прощание славянки» на его родине в деревне Шанчерово Михайловского района Рязанской области.

Наша задача – привлечь внимание общества, органов власти и средств массовой информации к проблеме сохранения памяти о Василии Ивановиче  Агапкине  - авторе знаменитого на весь мир марша «Прощание славянки» накануне предстоящих юбилейных дат:
1). Октябрь 2012года – столетие написания марша «Прощание славянки».
2). 3 февраля 2014 года – 130 лет со дня рождения Василия Ивановича Агапкина.

Устанавливая памятник Василию Ивановичу Агапкину, жители отдают дань уважения и памяти замечательному земляку. Это событие для Рязанщины и всей России, несомненно, будет влиять на мировоззрение молодежи, в ее умах  останется великое наследие предков. Появится надежда на возрождение физическое и духовное нашей любимой деревеньки и сохранения этого замечательного уголка Рязанщины для будущего поколения.

Миссия фонда: вносить вклад в построение гражданского общества путем предоставления каждому человеку возможности проявить свою гражданскую позицию через участие в деятельности фонда, вовлечь широкий круг лиц в благотворительную деятельность.

Наши российские просторы рождают много одаренных личностей. Мы должны знать и помнить их, гордиться своей культурой, народными традициями.  Несколько перефразировав высказывание П.А. Столыпина, считаем: нация,  не помнящая  героев, прославивших великую Россию, нация, не знающая и  не занимающаяся своей культурой, скоро может стать плодородным слоем для произрастания и процветания культур других наций.

Призываем россиян вместе, сообща делать добрые дела во славу России.