Единица ритма - Ъ

Лариса Довгая
Формула литературная

Если вспомнить даже школьный курс алгебры, то любую стихотворную строчку, соблюдающую ритм, можно представить так:
(N x Ep) + O
где:  N – количество стоп;
      Ep – единица ритма стихотворения, она же стопа;
      O – окончание строки, зависит от места в строфе.
Собственно, основных метров (видов стопы, единицы ритма Ер ) у нас пять: хорей ( ! - ), ямб ( - ! ), дактиль ( ! - - ), амфибрахий ( - ! - ) и анапест ( - - ! ). Четыре дополнительных, которые зовутся пэонами с первого по четвертый и определяются по номеру ударного из четырех слогов. Используются редко, потому как норовят обратиться в хорей или ямб.
Сами размеры поделим на две группы:
- «двойки» - двусложные - хорей и ямб;
- «тройки» - трехсложные - дактиль, амфибрахий, анапест.
Если подбирать музыку к стихотворению, то к «двойкам» подойдет музыкальный размер 2/4, а «тройки» - конечно же, вальсы – 3/4 . Пэоны – танго – 4/4 . Правда, музыка явление сложнейшее, но в первом приближении это работает.

Казалось бы, хорей и ямб – разные стихотворные размеры, почему же тому и другому подходит музыкальный размер 2/4? У музыкантов есть понятие затакт. Ритм музыки определяется по сильным долям, поэтому с точки зрения музыки ямб – затакт хорея.

Посмотрим:
хорей                ! - ! - ! - ! - ……
ямб                -  ! - ! - ! - ! - ……
Теперь обозначим такты:
2/4          хорей                ! - ! -       ! - ! -       ……
                ямб                -     ! - ! -       ! - ! -       ……
               первый пэон                ! - - -       ! - - -      …….
               второй пэон                -     ! - -   -     ! - -   -    …….                и т.д.
И все наши «тройки» - тоже всего лишь такт вальса с двумя видами затакта, или начального неполного такта.
3/4                дактиль                ! - -        ! - -      ! - -     …….
                амфибрахий                -  ! - -       ! - -      ! - -     …….
                анапест                - -  ! - -      ! - -      ! - -     …….

Любителям ритмов танго справиться с четырьмя пэонами  на 4/4 не составит труда.


Формула вторая, музыкальная

А что бы написал музыкант с помощью алгебры?
Музыкальную фразу можно записать и так:
Н + ( N x T ) + О
где:        Н – затакт, начало фразы до первой сильной доли;
               N – количество тактов;
               Т – такт;
               О – окончание, если последний такт неполный.
Такт определяется размеров, каким образом вписываются в него литературные стопы, мы уже разобрались.
Обратим внимание на ( N x Ер ) и ( N х Т ), которые являются основным ритмическим полотном произведения. Все остальное – особенности начала и окончания фразы, или строки. Можно также записать, что для произведений, сочетающих в себе литературный текст и музыкальную фразу:
Т = Ер

Самое интересное начинается, если мы строку стихотворения приравняем к музыкальной фразе:
(N x Ep) + O = Н + ( N x T ) + О
И сократим ненужное:
N x Ep = N x T      т.е. приходим к тому же      Т = Ер

Тому, кто действительно захочет разобраться в особенностях построения строки Алексея Кольцова, не помешает и послушать музыку композитора Николая Римского-Корсакова, получить удовольствие от произведений, написанных в «русском» размере 5/4.


Кто такой Ер?

Все мы страдали от того, что основных метров у нас всего пять. Как говорят: ничего не попишешь.
Но практика частенько нам подсказывает.
Теперь можно рассказать немного и о себе. Я не только литератор, строгий ценитель ритма и рифмы. По первой профессии я – инженер-оборонщик. С математикой у меня лады. Это тут я с помощью пальцев одной руки что-то разъясняю. Плюс – несильный музыкант (музыкальная школа, фортепиано) с некогда сломанными пальцами правой руки. А потому иногда позволяю себе, например, такие размышления.

Многое вокруг имеет двойственную природу. Свет: и волна, и корпускула (частица). Физики это проверили, мы же вовсю этим пользуемся. В музыке больше волновой природы, а если еще и разложить сигнал по гармоникам с помощью рядов Фурье, на чем основана вся современная аппаратура, то мало не покажется. Композитор же слышит несколько иные волны. А вот поэзия несколько более корпускулярна, благодаря смысловой наполненности словом, предметности…

Произошла со мной маленькая история: возвращалась вечером поздно домой, вдруг…
http://www.stihi.ru/2010/06/28/3557
Все бы ничего, но первая строка – церемониал. Одно слово. Да еще громоздкое такое. А стихо идет короткой строкой:   
 ! - ! - ! , или      ! - - - ! .   Порой   - - - - !       Или   ! - - - -
Ну, в силлабо-тонике это большим недостатком не считается, а за счет короткой строки никто этого не заметил!  Раз на раз не приходится.
Захотелось мне эдакую колыбельную песенку написать. Понятно, ритм повторяющийся. Убаюкивающий….
http://www.stihi.ru/2012/02/28/9661

И тут задумалась: что происходит?
Какими метрами написаны эти стихо? А ритм есть. Полное ощущение ритма. И опять: никто ничего не замечает!
И вдруг поняла, единица ритма у меня не стопа, а вся строка! Все ПЯТЬ слогов!!!
Не придумала другого названия, как Ер, или Ъ, нашим русским языком теряемый, но от этого не становящийся менее драгоценным.

Итак, если это не хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест, если это не пэон, а другая единица ритма, сокращенно Ер, то пусть будет Ъ. Надо же его как-то обозначить!
Ко всему, он может быть любым – пять, шесть, семь слогов! С различной вариацией ударений. Но обязательно - повторящимся, качающимся в себе самом!

Попробуем проверить.
http://www.stihi.ru/2012/02/28/9661
А теперь попробуйте «разложить» это стихо по всем классическим правилам!
Занятная картинка получится!

И ритм играет в себе самом, самим собой довольный!
И сколько радости – наконец-то не быть связанными нашими пятью метрами!