Литературный Герой и литературный Сюжет

Владимир Сандовский
     Литературный Герой и литературный Сюжет


     Кто и что важнее: Герой или Сюжет?
     Спор давний и до сих пор нерешённый. В литклубах мне приходилось слышать разное. Одни — за силу Сюжета. Другие — за литературного Героя. Я не знаю, кому и чему отдать предпочтение. Могу предложить только собственные рассуждения.

     Литературный Сюжет — последовательность действий, поступков литературных героев и персонажей, ведущая к логической завязке и развязке событий, описанных автором в произведении.

     Вместе с тем.
     Литературный Сюжет — программа работы героев произведения для вовлечения сознания читателя в образы и действия. Сюжет, придуманный писателем, своим развитием заставляет читателя размышлять, предугадывать события, чувствовать позицию автора, соглашаться или не соглашаться с этой позицией. Произведение с хорошим сюжетом действует на читателя подобно гипнозу. Открыв первую страницу читатель завороженно проглатывает книгу целиком, забыв о сне.

     Литературный Герой (мужчина или женщина) — это режиссёр сознания читателя. Через описываемые действия, определяемые характером и волевыми качествами Героя, автор вводит в сознание читателя текстовые конструкции, определяемые сюжетом, и вызывает в сознании читателя чувства, эмоции, ожидание новых событий, продиктованных нарастающей интригой.

     Конечно же, литературные Сюжет и Герой — авторская выдумка. Но читатель, читая произведение, не думает об авторе. Он думает только о Герое и о том, что будет с Героем на следующей странице. Задача автора подыграть интересам читателя через действия и поступки Героя. Читатель, прочитав книгу, уже мечтает встретиться с этим литературным Героем на страницах новых книг, которые сочинит писатель. А писатель должен угадать, какой Герой нужен читателю. Между литературным Героем и читателем существует почти мистическая связь. Они рождаются друг для друга. Читатели перевоплощаются в литературных героев, чувствуют все тонкости их литературной психологии всего лишь по штриховым писательским наброскам.

     Герой и Сюжет взаимосвязаны. Вряд ли автор сочиняет Сюжет, не представив в его конструкции Героя будущей книги. Всё, что сказано ниже, имеет прямое отношение к предметам нашей темы.

     Из моих школьных воспоминаний.
     Я учился с 1956 по 1966 годы. Это было время довольно жёстких идеологических установок. Чтобы написать правильные сочинения, необходимую художественную литературу школьники вычитывали досконально. Нужно было чётко знать и уметь объяснить: почему произведение А. М. Горького "Мать" стало революционным учебником; от кого и почему "запахло нафталином" в романе Н. А. Островского о Павке Корчагине; как социалистический реализм нашёл своё отражение в книгах советских авторов и т. д. Надо было ещё много чего знать и уметь объяснять.

     Лично мне нравились вопросы для сочинения типа: "Почему Татьяна Ларина стала идеалом русской женщины?". Здесь можно было ошибаться и даже высказывать спорное мнение.

     Образ Татьяны из романа "Евгений Онегин" хорошо вписывается в нашу тему. Образу Героини всегда сопутствует образ Героя. Александр Пушкин придумал своих героев-современников, Татьяну Ларину и Евгения Онегина. Историю их несбывшейся любви он описал в стихах. Считается, что подобного романа в стихах нигде в мире больше нет. И сам любовный сюжет романа, даже на сегодняшний день, банальным не считается.

     Моё воображение на основе прочитанного произведения "Евгений Онегин".
     Героиня, молодая, неопытная девушка, впитавшая в себя романтическую, книжную любовь, всем сердцем полюбила человека опытнее и старше себя. Герой — холодный циник, которому надоели радости жизни, внешне привлекательный, не глупый, образованный для своего времени. Он не питает любви к героине, хотя высоко оценивает её привлекательность и душевные качества. В письме Героиня признаётся Герою в своих чувствах. В ответ получает вежливую, холодную отповедь.

     На дне рождения Героини, в силу недобрых качеств своего характера, Герой провоцирует дуэль со своим другом. На дуэли он убивает друга и вынужден уехать. Героиня всё так же любит Героя, несколько лет не видит его, и ничего не знает о нём. От безысходности она выходит замуж за богатого, знатного человека. Её муж гордится своей молодой женой, но она не любит мужа, не любит блистать в обществе, избегает светских общений.

     Герой и Героиня встречаются вновь через какое-то время после её замужества. Герой видит в Героине особую, женскую утончённость и притягательность. Видит в ней своё утраченное счастье. Герой пишет Героине несколько писем, но не получает ответа. Он встречается с ней, чтобы сказать о своих чувствах. Но в ответ получает отповедь, подобную когда-то своей. Героиня несчастна, она по-прежнему любит Героя, её сердце, полюбившее однажды, не способно разлюбить, но она верна мужу, и никогда не изменит ему. Герой "у разбитого корыта", он потерял любовь, потерял своё счастье. Но, дальнейшая судьба Героя и Героини в романе не определена.

     Что дальше случилось с Героем и Героиней романа? Александр Пушкин оборвал роман на самом интересном месте и он действительно выглядит незавершённым. Должно же быть хотя бы послесловие, касаемо судьбы Онегина и Татьяны. Во времена Пушкина авторы очень ревниво относились к завершённости своих произведений. Потому, что читатели не любят недоговорённостей.

     По материалам литературоведения А. С. Пушкин писал роман "Евгений Онегин" порядка восьми лет, с 1823 по 1831 годы. Срок не малый. За это время автор, конечно же, впитал в себя сюжет и фабулу романа до последней буквы. И в каждой строчке, где говорят его герои, есть неизбежная, логическая зацепка за будущее Героини и Героя.

     Онегин и Татьяна. Изначально в этом есть что-то единое, неделимое.
Вот строки из письма Татьяны Онегину, где она отрицает возможность существования другого человека рядом с собой.

     "Другой!.. Нет, никому на свете
     Не отдала бы сердца я!
     То в вышнем суждено совете...
     То воля неба: я твоя;
     Вся жизнь моя была залогом
     Свиданья верного с тобой;
     Я знаю, ты мне послан богом,
     До гроба ты хранитель мой..."

     Татьяна, как брачную клятву пишет эти строки письма Онегину. Но... в романе трагический поворот... Холодный ответ Онегина. Роковая дуэль с Ленским. Татьяна больше не видит Онегина и ничего не знает о нём. Безысходность и уговоры близких вынуждают Татьяну выйти замуж за богатого генерала, князя. И вот она замужняя женщина. Ещё одна встреча Онегина и Татьяны всё же состоялась, но надежды на счастливый исход любви нет. Полный крэш. Вроде бы и говорить больше не о чем.

     Но, есть ещё одна литературная особенность. Пушкин не назвал свой роман "Татьяна Ларина". А если автор называет своё произведение именем Героя, то весь смысл сюжета в описании судьбы Героя и в её завершении. А судьба Евгения Онегина в романе не завершена.

     Образ Онегина вызывает разноречивые чувства. Вначале он смотрится легкомысленным баловнем судьбы. Много негатива: чёрствый, язвительный, эгоистичный, замкнутый в себе. Пресыщенность любовью в прошлом не даёт ему шанса оценить искреннюю любовь чистой девушки. Чернит образ Онегина неоправданное убийство друга на дуэли. Потом всё меняется. Онегин возвращается к жизни. Влюбляется в ту, которую когда-то отверг, получает отказ и... Остаётся чувство, что должно быть очищение. Возможно, через любовь к Татьяне или через начинание полезного дела. Онегин должен предпринять то, что тронет душу читателя и поставит точку.   

     Существует литературно-историческая легенда, что А. С. Пушкин уничтожил заключительную, 10-ю главу романа. Существует чисто абстрактное предположение, что Евгения Онегина в заключительной главе Пушкин определил в декабристы. А это смотрелось аполитично, скандально, пахло преступлением против государя и грозило наказанием. Скандалов и ожидаемых наказаний Пушкину хватало и без того. В период написания романа его "Послание в Сибирь" гремело на всю Россию и уже переполняло чашу царского гнева.

     Если А. С. Пушкин в заключительной главе действительно определил Онегина в декабристы, и Онегин действительно оказался среди них на Сенатской площади, то дальнейшая судьба Героя романа — каторжные работы в рудниках Сибири. Тогда, — это всего лишь моё предположение, — Татьяна Ларина должна сделать так, как это сделали одиннадцать жён декабристов. Она должна добровольно последовать за Онегиным, чтобы разделить его судьбу, отказавшись от богатства, звания и нелюбимого мужа.

     Это только в моём воображении.
     Где-то там, в другом времени, Онегин, в цепях, кандалах, оборванный, измученный, и — Татьяна. Она обнимает, целует его и плачет от сострадания и счастья. Теперь ничто не разлучит их. Только смерть. Другого завершения сюжета я не вижу. Впрочем, уважаемые писатели, можете выдвинуть свою версию. А читатель должен только читать, и додумывать ничего не должен.

     Уважаемые писатели, Большая Литература ждёт вас. Но разговор о литературном Герое и литературном Сюжете ещё не окончен.

     Май, 2014 г.
     Владимир Сандовский
 
*****     *****   *****     *****   *****