МИ-8

Ирина Романова 5
МИ-8

                моим друзьям-лётчикам.




Каждый  раз,  когда  разбивается  вертолет  марки  Ми-8,  я  вспоминаю  свою  бесшабашную  молодость.  Было  это  давно,  в  лихие  девяностые,  в  то  время  у  меня  было  уже  двое  детей, загородный  дом, хорошая  работа  и  машина...Жизнь била  ключом.

Однажды,  зимним  вечером,  когда всё  тихо  и  умиротворённо,  зазвонил  домашний  телефон.  Как  оказалось,  человек  банально  ошибся  номером,  но  слово  за  слово,  мы  проболтали  часа  полтора. 
Наша  непринуждённая  беседа  закончилась  тем,  что  на  завтра  меня   пригласили  полетать  на  Ми - 8. 

Это  сейчас  я  бы  подумала  сто  раз,  а  тогда  уговаривать  меня  долго  не  пришлось,  я  еще  и  дочь  свою,  которой  было  лет  14,   взяла  на  приключение  и  с  утра  мы  поехали  в  аэропорт.
На  лётном  поле  я  увидела  довольно  потрепанную  технику  оранжевого  цвета  в  полной  боевой  готовности.
Это   был  почтовый  рейс  на  остров  Валаам,  в  салоне  вертолета  лежали  посылки,  мешки  с  письмами,  какие-то  ящики  и  коробки,  несколько  пассажиров смиренно  сидели  на  жестких  лавках.
Мы  познакомились  с  экипажем,  получили  добро  на  полёт  и  самоотверженно  расселись  поближе  к  иллюминаторам. 
Всё  зашумело,  заскрипело,  загрохотало  и  мы  благополучно  оторвались  от  земли.
С  погодой  повезло,  видимость,  как  говорят  лётчики,  миллион  на  миллион.
Облазив  весь  архипелаг  летом,  уж  очень  хотелось  посмотреть  его  зимой  и  сверху. 

Вертолет    взял  курс  на  Ладожское  озеро,  лёта  до  острова   минут  15. 
Я  прильнула  к  мутному   стеклу  и  вот  уже  под  нами  городок,  местами  замерзшее   озеро  и  уже  вдалеке  видны  купола  Валаамских  храмов.  Вертолет  сделал  круг  над  островом,   я  увидела  знакомые  строения,  заснеженные  вековые  деревья  и  вокруг  чистое  белое  безмолвие. 
Машина  мягко  села  на  расчищенный  от  снега  пятачок,  местные  жители  приняли  почту,   на  борт  взяли   обратный  груз  и  двух   монахов. 
Через  полчаса  машина  снова  была  готова к старту.
Опять всё задрожало, заскрипело и вот уже под нами  зимний остров.

Я  попросила  командира  сделать  еще  пару  кругов  над   теми  уголками,  до  которых  я  не  добралась  в  бытность  освоения  Валаама. 
С  высоты  Валаамские  скиты  виделись  потрясающе  красиво  и  те  недолгие  минуты  полёта  задержались  в  памяти  навсегда. 
О  том,  что  полет  связан  с  риском  для  жизни,  не  было  даже  мимолётной  мысли - вот  полетели  и  всё. 
Всё  приключение  заняло  тогда  часа  два,  но  случайное  знакомство  переросло  в  многолетнюю  дружбу. 
Когда  экипаж  прилетал  в  наш  городок,   раздавался  телефонный  звонок,  и,  хотя  глиссада  посадки  была  в  стороне,  на  взлёте  ребята  умудрялись  низко  пролететь  над  моим  домом,  я  с  балкона  своего  пятого  этажа  махала  им  рукой,  а  они  крыльями - летали  они  и  на   Ми- 8,  и   рейсовом  пассажирском  кукурузнике.

Однажды,  года  через  два,  зимой 1995-го,  недалеко  от  города  произошла  трагедия. 
Ми-8  совершал  санитарный  рейс,  нужно  было  срочно  доставить  роженицу  в  республиканскую  больницу,  в  жуткую  непогоду  вертолет  попал  в  мощный  снежный  заряд  и,  почти  на  подлете  к  городу,  задев  винтом  опору  линии  электропередач,  рухнул  в  Ладогу. 
Штурмана  выбило  через  стекло  кабины  на  лед,  а  командир  и  второй  пилот  погибли.

Услышав  новость  по  местному  радио,  я  пыталась  узнать  фамилии  экипажа,  но  точной  информации  не  было  и  я  долго  находилась  в  неведении. 
Через  неделю  раздался  телефонный  звонок  и  я  узнала  все  подробности  случившегося. 
Моему  приятелю  тогда  повезло,  беда  случилось,  когда  он  был  в  отпуске,  это  был  уже  третий  командир,  которого  он  потерял. 
Погибший  командир   вертолёта  боролся  за  жизнь  до  конца,   пытался  вытащить  раненого  второго  пилота,  не  хватило  нескольких  секунд  и  нескольких  глотков  воздуха. 
Их  достали  из хвоста  "салона"  -  еще  бы  немного  и  они  смогли  выплыть. 
Машина  затонула   не  мелководье.
 
Через  пару  дней  мы  поехали  на   место  трагедии. 
От  берега  Ладожского  залива  до  ушедшего  под  лед  вертолета  нас  отделяло  всего  метров  двести,  мы  стояли  и  смотрели  вдаль,  где  оборвалась  жизнь  отличных  парней  и  того  Ми-8,  на  котором  я  однажды  так  безрассудно  рискнула  увидеть  красоты  Валаама.
 
Больше  у  меня   не  возникало  желание  испытывать  судьбу,  хоть  специалисты  и  говорят,  что  в  классе  вертолетов  это  самая  надежная  техника.


3.06.14.
Хельсинки.