О благодарности и добрых делах

София Полянская
Иногда задумываюсь о сути благодарности.
Почему-то думается мне, что благодарность от благородства. Чем благороднее человек, чем он духовно и интеллектуально развитее, тем сильнее в нем развито чувство благодарности.
 Если в ситуации безысходности и безнадеги к хорошему человеку придет помощь от близких или друзей, его благодарность будет так велика, что не поверить в нее будет невозможно, потому что она будет со слезами на глазах. И обе стороны в этот момент счастливы.
     Самое интересное наступает после, когда этот хороший человек, поблагодарив,  начнет терзаться чувством обязанности. Наш хороший человек будет пребывать в тревожном ожидании дня, когда он сможет вернуть долг или хотя бы отплатить тем же тому, кто ему помог в трудный час.
И в этом неприятный момент благодарности. Потому что под ней кроется неприятное чувство обязанности, чувство не оплаченного долга.
    Получив помощь порядочный человек теряет душевный покой. Его отношения с оказавшим ему помощь человеком что-то теряют. Они теряют былую непосредственность, искренность и чистоту.
Возникает нечто, что ставит друзей в несколько разные позиции. Об этом не говорят, но чувствуют. Это возникло и будет стоять между ними до тех пор, пока друг-благодетель сам не окажется в ситуации, когда ему понадобится помощь. Вот тогда, оказав необходимую поддержку, наш порядочный человек приобретет успокоение.
   Получается, что благодарность подразумевает под собой обязательную оплату.
   Благодарности разные бывают. Благодарность родителям, благодарность за службу, за труд, за поддержку и пр.
Мы благодарны своим родителям за то, что появились на свет, выращены ими, обучены. И кажется, что им от нас ничего не надо взамен, кроме любви и уважения. Но приходит час, когда они, старые и немощные, невольно начинают думать о том, что дети не достаточно внимательны, щедры и что этого мало за то, что они для них сделали. И опять возникает ситуация оплаты долгов. Пусть это не обсуждается между ними, но этот червь ползает в родительском мозге и даже против их воли требует возмещения. Из некоторых это ожидание возмещения выходит прямым текстом.
   Удивительное дело, но приходя в трудный час  на помощь к близкому человеку тот, кто, казалось бы, от чистого сердца выручил, бросив все дела, получив в ответ слова благодарности, оказавшись наедине с собой испытывает не просто удовлетворение своим поступком, но и, сам того не осознавая, ловит себя на гадкой мысли, что его поступок обязывает друга поступить точно так же в аналогичной ситуации. То есть получается, что помощь, которую оказал друг своему другу, это гарантия, страховка от возможных его собственных неприятностей.
   Мы бросаем мелочь уличным музыкантам, бабулькам в выцветших платочках и стоптанных башмаках, отправляем какие-то средства на счета для операции неизвестным людям...и всякий раз ловим себя на мысли, что нам зачтется. За это мелкое участие в чужой беде надеемся получить зачет. Мы думаем об этом. Эту мельком возникшую мысль гоним, не верим сами себе, что так подумали, но все же мы подумали.
   Поэтому я почти уверена, что добрые дела очень редко делаются с абсолютно чистой душой уже потому, что сделав доброе дело, мы довольны собой, своим поступком. А это уже не чистое добро.
   И еще, делая доброе дело, мы даже как бы и не ждем благодарности, считая свой поступок само собой разумеющимся, однако, если нас не благодарят за это, уходим с осадком, что нас не оценили.
   Так что, как ни печально, но такие понятия как благодарность и доброе дело при всем своем благозвучии, имеют массу неприятных оттенков для человеческой души. Они приносят ей определенные мучения.
   Человек часто кривит душой, какой бы чистой и светлой на его взгляд она бы ни была. И нет этому ни объяснения, ни конца...