Странная барышня в замке Шенонсо

Борис Готман
  Идя по боковой аллее "Женского замка", как издавна называют в народе замок Шенонсо, к  фонтану Дианы, я вдруг увидел впереди знакомые пышные формы светской дамы.

  Впрочем, это могла быть и сама королева.

  Нет, я не имею в виду ряженных, которых иногда выпускают на аллеи этого старинного замка для придания чувства "исторической причастности" его посетителям.

  Я поравнялся с дамой – около её пышных юбок выглядывала табличка, на которой значилось: "Менины, подарок  Маноло Вальдеса".

  Тогда стало понятно – знаменитый испанский скульптор и здесь успел отметиться своей популярной бронзовой дамой.

  Самое время рассказать читателю генеалогию, так сказать, бронзовых дам Маноло Вальдеса.

  Родословная этих дам   восходит к полотнам другого знаменитого испанца Веласкеса, точнее, к его во многом загадочному до настоящего времени полотну, именуемому сейчас "Менины" – в переводе с испанского  –  "Фрейлины".

  Вы видите фотографию этого полотна в правом верхнем углу моей иллюстрации. Сам художник, правда, назвал своё творение иначе – "Семья", так как на полотне запечатлены король Испании Филипп IV, его супруга Марианна Австрийская и их старшая дочь Маргарита. Говорят, в те времена слово "семья" включало в себя и всех домочадцев. Поэтому мы видим на загадочном полотне и фрейлин маленькой инфанты, и её любимых карликов, даже собака удостоилась одного из центральных мест.

  И, конечно, сам Веласкес с кистями у мольберта и его родственник - гофмаршал в проёме двери.

  На камзоле художника мы видим знак принадлежности к престижному рыцарскому ордену Сант-Яго. Эта малозначительная для нас деталь имела огромное значение для Веласкеса. Дело в том, что художнику казалось, будто бы аристократия относится  к нему без должного уважения, словно он человек низкого происхождения.

  Для того, чтобы доказать спесивым аристократам, что не уступает им в знатности происхождения, он давно добивался приёма в орден Сант-Яго. Это была сложная и дорогостоящая процедура. Через несколько лет хлопот Веласкес получил … отказ.

  В частности, один из пунктов устава запрещал признать знатным человека, зарабатывающего трудом своих рук – маляра, художника, скульптора. И Веласкес начинает доказывать, что кормится вовсе не писанием картин (он действительно занимал высокую должность в королевском дворце, о чём свидетельствует другой знак на полотне – связка ключей на поясе). Борьба за вступление в рыцарский орден началась сначала.

  Есть несколько версий о появлении на камзоле долгожданного знака. По одной из них, король, разгневанный собственной бюрократией, собственноручно нарисовал на полотне этот знак на художнике. По другой, Веласкес удостоился посвящения в орден через несколько лет после окончания работы над полотном. И вот тогда он и добавил пламенеющий крест ордена Сант-Яго.
      

  Трудно вместить в короткий репортаж все известные нюансы. К нашей сегодняшней теме имеет отношение  только изображение королевы Марианны Австрийской.

  Кстати, а где же она сама на полотне великого испанца?

  А вот – в небольшом зеркале  за спиной художника. Что означает, что сами царственные особы находятся там, куда направлен взгляд художника – в том месте, где сейчас находитесь вы, уважаемые читатели.

  Увеличенное отражение королевской четы я поместил справа от бронзовой дамы. В левом нижнем углу - другое изображение  Марианны Австрийской.

  Вы видите, что бронзовая дама очень похожа на королеву? Интерес и к полотну Веласкеса и к королеве  Марианне Австрийской объяснен многими искусствоведами.

  Многим выдающимся художникам не давало покоя это полотно. Например, гениальный Пикассо по его мотивам создал  сорок восемь (!) картин.

  Вот и современный художник и скульптор Маноло Вальдес не остался равнодушным к наследию великого земляка.

  Кроме художественного таланта, Маноло наделён и хваткой бизнесмена. Поскольку у каждой дамы королевской крови было более десятка фрейлин, перед скульптором открылись неисчерпаемые возможности.

  Он путешествует с несколькими десятками своих "менин" по всему миру, ему рады все крупные центры мировой культуры. Менины отличаются друг от друга некоторыми деталями, ростом и масштабом. Так называемая "галерейная цена" каждой скульптуры колеблется в районе двухсот тысяч евро.

  На центральной фотографии в нижней строке читатель видит целую кавалькаду бронзовых "менин" на одной из экспозиций. Сам скульптор нежно взял под руку возглавляющую процессию  бронзовую королеву.

  Как и Веласкесу, ничто человеческое именитому скульптору не чуждо.

  Обычно  Маноло Вальдес  дарит городам, которые устраивают его выставки, одну из дам. И так же обычно, руководство этих городов потом покупает у скульптора ещё пару девушек, чтобы той – первой – подаренной не было скучно.

  Вот с такой первой – подаренной – дамой мы с вами сейчас и встретились на аллее замка.

  Если "бизнес-план" знаменитого скульптора сработает в очередной раз, у нашей барышни в Шенансо скоро появятся подружки.

  А в правом нижнем углу вы видите портрет королевы Анны  Австрийской – жены Людовика XIII, которая, как помнит читатель по "Трём мушкетёрам" действительно имела самое непосредственное отношение к этому замку.